Президент подписал «закон об очищении власти». Сейчас он на рассмотрении Венецианской комиссии, которая будет разбираться - соответствует ли закон европейским стандартам. Ну, а пока чиновники пишут заявления на уход. А силовики рапорты - на увольнение.
Нужно ли проводить люстрацию во время войны - Елена Механик.
«Это ж надо всех под одну метелку ставить… Или их поувольнять, а других набрать. То лучше. А если старых оставлять, у старых свои эти, связи. Так что один остался, то другой уже через него… и будет тоже, что и было»
Дворник дядя Саша - специалист по чистоте. Говорит, блюсти ее надо не только на столичных улицах.
«Должно быть везде чисто», - говорит он.
Президент дал добро на очищение власти. Сильнее всего закон ударил по силовому блоку.
Генералы и полковники начали увольняться еще до того, как Петр Порошенко поставил финальную точку.
Под люстрацию попадают те, кто занимал высокие должности во времена президентства Януковича.
А также те, кто заканчивал вузы КГБ и работал « в органах».
В пограничной службе таких немало.
«Что касается нас, это 111 военнослужащих, офицеров. Ну, так получилось в их жизни, что они жили в Советском Союзе. Мы рассматриваем это положение закона не как очищение власти, а как уничтожение руководящего состава Государственной пограничной службы Украины» - говорит начальник управления администрации Государственной пограничной службы Украины Анатолий Журавель.
В Министерстве внутренних дел тоже составляют свои списки. Здесь бывших кгбистов практически нет, зато много тех, кто имел отношение к разгону Майдана.
«Закон не простой для общества. И нужно дальше принимать решение, как его правильно применять. Это трудный путь, но его нужно пройти», - говорит советник министра МВД Украины Антон Геращенко.
Закон о люстрации - это не только кара, но и шанс очистить совесть и мундир.
Министр обороны тоже запустил маховик переаттестации тех, кто носит погоны.
«Люстрация будет проведена. В первую очередь, для тех, кто занимается обеспечением. Но люстрация для тех людей, которые были в зоне АТО, кто себя проявил, речи быть не может», - заявил министр обороны Украины Валерий Гелетей.
Как пройдет люстрация в СБУ? На наш запрос там не ответили.
Ведь где-где, а в СБУ точно многие прошли через чекистскую систему.
Что говорить, сам глава Службы безопасности Валентин Наливайченко закончил институт разведки КГБ СССР.
Правда, в законе об очищении власти есть один хитрый пункт: люстрация не коснется выпускников школ КБГ по техническим специальностям.
Попадает ли под нее Наливайченко, до конца непонятно.
Если люстрация заработает по полной, сметет сотни тысяч человек, говорит кгбист со стажем - в прошлом разведчик Николай Маломуж.
И это только по статье о кгбшном прошлом.
«Если мы говорим о том, что кто-то работал на спецслужбы. Не все они работали в негатив. Как правило это работали в позитиве для государства. Давайте, мы их сейчас подымем. Поставим под подозрение, потому, что надо сообщать о каждом. Это будет взрыв общества. Это будет колоссальный взрыв. Это будет дезорганизация», - говорит председатель службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.
«Бывших кгбистов не бывает. Как работали на Кремль, так и сегодня выполняют эти задачи. Закон подписан. Кабинет министров, насколько я знаю, готов сразу запустить процесс люстрации. Моментально. А поскольку там идет несколько недель на рассмотрение о заявлении об отставке, я думаю, люстрация завершится до момента, когда они смогут пойти самостоятельно в отставку», - объясняет народный депутат Украины, соавтор закона об очищении власти, Леонид Емец.
Оперуполномоченный Алексей Очеретный не против люстрации. Но с одной поправкой - начинать надо с верхов.
Но при этом не забывать о низах. Бороться с коррупцией можно только одним способом.
«Должна быть соответствующая зарплата. Это немаловажный фактор. Я думаю, честных сотрудников всегда можно найти. И поставить в такие рамки, когда им не выгодно было бы брать», - говорит милиционер Алексей Очеретный.
Чтобы не испортить запись в трудовой «уволен по статье закона», многие силовики сейчас массово уходят на пенсию. С причитающимся выходным пособием.
А оно у генералов и полковников - немалое. Или - отправляются в командировку - на Донбасс.
Можно отбелить имя, если прошел через АТО.
По мнению военного обозревателя Юрия Бутусова, именно фронтовое прошлое должно решать в будущем - кто же будет командовать силовиками.
«Те, кто сидел долгое время под градами, под артобстрелами, те, кто выполнял боевые задания, вот это те люди должны выдвинуться на руководящую работу. Все те, кто это время не находился длительное время на передовой, подчеркиваю, не в штабе АТО, а на передовой», - говорит военный обозреватель Юрий Бутусов.
Закон о чистых намерениях и высоких целях еще не заработал на полную силу, а уже внес раскол среди украинцев, поделив их на тех - кто «за» и «против».
Нужно ли чистить ряды силовиков в самый разгар войны.
Можно бесконечно спорить - где же все-таки поставить запятую - люстрировать, нельзя помиловать или люстрировать нельзя, помиловать... Главное, не промахнуться.
Большинства этих людей в погонах люстрация не коснется. Они не были начальниками. И не были чекистами. Они были зимой на Майдане. И у них есть шанс дослужиться до генерала.