Пенсионный фонд (ПФ) разработал законопроект, предусматривающий начисление Единого социального взноса (ЕСВ) на среднюю индикативную зарплату, размер которой будет зависеть от должности наемного работника. Индикативная зарплата не может быть меньше минимальной зарплаты (1218 грн), увеличенной на определенный коэффициент. Например, для рядовых сотрудников он составляет 2, для главбухов — 3, для директоров предприятий — 5. В ПФ рассчитывают, что подобное решение поможет легализовать зарплаты, выдаваемые «в конвертах», но эксперты убеждены, что это решение еще дальше загонит бизнес в «тень», поскольку налоги будут удерживаться от виртуального, искусственно завышенного показателя.
В правительстве ждали, что уже в этом году бизнес раскроет реальные зарплаты своих работников, увеличив базу для налогообложения, и отчисления в Пенсионный фонд. Но эксперимент с применением понижающего коэффициента к ставке ЕСВ пока результата не дал. По данным Государственной фискальной службы, в январе-июле текущего года поступления от ЕСВ составили 102,5 млрд грн, хотя в прошлом году этот показатель составлял 104,9 млрд грн. То есть, вместо запланированного увеличения поступлений за счет снижения нагрузки на фонд оплаты труда, власти получили обратный эффект. Отчасти это связано с приостановкой работы ряда предприятий на Донбассе.
Получив минус вместо плюса, в правительстве задумались над компенсаторами. В Пенсионном фонде разработали законопроект, которым вводится понятие средней индикативной зарплаты при расчете ЕСВ. Индикативная зарплата не может быть меньше минимальной зарплаты (1218 грн), увеличенной на коэффициент в зависимости от категории сотрудника. Так, для руководителей предприятий предложен коэффициент 5, для главбухов — 3, для рядовых сотрудников — 2. Таким образом, соцвзнос будет выплачиваться не с реальной, а с виртуальной зарплаты. Например, для наемного работника минимальная база для расчета платежа по ЕСВ составит 2436 грн, для директора предприятия — 6090 грн. «Если для Киева это приемлемая сумма, то что делать с теми регионами, где зарплаты гораздо меньше?» — задается вопросом эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский.
По мнению господина Несходовского, в случае принятия такой инициативы правительство получит негативный для бюджета эффект. Логика действий ПФ вполне очевидна — необходимо любым образом наполнить бюджет. «Но извините, эта система вызывает множество встречных вопросов. А пенсии также будут выплачиваться, исходя из индикативных зарплат или из реальных?» — отмечает эксперт.
Инициатива Пенсионного фонда выглядит противоречивой еще и на фоне последних заявлений правительства о грядущей реформе ЕСВ. По мнению первого заместителя главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия («Самопомич»), методы, с помощью которых ПФ пытается найти дополнительные источники финансирования, неприемлемы. «У нас колоссальный ресурс находится в «тени». Нужно создать условия для легализации теневой экономики, что позволит наполнить бюджет, в том числе и Пенсионного фонда. А предложенный механизм загонит зарплаты еще дальше «в тень», поскольку речь идет о ситуации, когда определенный налог или сбор платится не от суммы доходы, а от какой-то виртуальной расчетной цифры», — говорит нардеп. Выходом из ситуации, по мнению господина Журжия, станет отмена ЕСВ и одновременное повышение налога на доходы физлиц (НДФЛ).
В ПФ несколько иного мнения. «Положительным фактором принятия акта является легализация фонда оплаты труда, привлечение дополнительных поступлений в бюджет Фонда, что позволит обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование пенсионных выплат», — следует из аналитической записки к законопроекту.
Есть вероятность, что такой формат налогообложения зарплат в итоге будет одобрен правительством. Накануне в Министерстве финансов анонсировали выход на финишную прямую в подготовке налоговой реформы и сообщили о нескольких возможных ее моделях. «Либо это должен быть один налог, объединяющий налог на доходы физлиц с единым социальным взносом. Либо все можно оставить отдельно, но снизить ставки», — заявила заместитель министра финансов Елена Макеева.
Знакомые с ходом подготовки изменений в Налоговый кодекс источники «Апострофа» говорят, что на данном этапе действительно рассматривается возможность объединения НДФЛ и ЕСВ с единой ставкой 20% или 29%. Впрочем, ни одна из версий не является окончательной. Не стоит исключать, что, получив меньше отчислений по ЕСВ, правительство может затормозить реформу, выбрав менее рискованный для бюджета вариант. По мнению главы парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктора Галасюка (Радикальная партия), правительство может гарантировать сохранность бюджетных поступлений от ЕСВ, повысив минимальную зарплату с 1218 грн до 3000 грн. «Это даст возможность вывести из «тени» сотни миллиардов гривен, которые выплачиваются сегодня как «теневые» зарплаты», — убежден господин Галасюк. При этом, по мнению нардепа, ставка ЕСВ в таком случае может составлять 15%, что позволит рассчитывать на снижение нагрузки на фонд оплаты труда.