Правительство с опозданием на два месяца утвердило план мер по борьбе с бедностью на ближайшие два года. Он предусматривает снижение уровня безработицы, пересмотр социальных стандартов, проведение пенсионной реформы и многое другое. Впрочем, прописав десятки декларативных предложений о том, как увеличить занятость населения и повысить уровень жизни граждан, в Кабмине снова затянули с пересмотром размера прожиточного минимума и утверждением нового набора продуктов питания и товаров, необходимых для жизни граждан. Ныне действующий набор продуктов был утвержден еще 16 лет назад и поэтому, по мнению экспертов, требует скорейшего пересмотра.
За чертой относительной бедности в прошлом году находилось почти 25% украинцев. Не лучшим образом на платежеспособность граждан повлияло состояние в промышленности и война на востоке страны. Еще в марте текущего года правительство Арсения Яценюка приняло Стратегию преодоления бедности, дав Министерству социальной политики три месяца, чтобы разработать и согласовать с другими ведомствами план мер по ее реализации. Со сменой правительства процесс затянулся на пять месяцев. «В результате выполнения этой программы, уровень бедности по абсолютному критерию, с нашей точки зрения, в Украине будет снижен с 28% до 15% в 2020 году», - заявлял в марте Павел Розенко, возглавлявший тогда Минсоц.
План мер (имеется в распоряжении «Апостроф. Экономика»), который правительство приняло в понедельник, уместился на 47 страницах. Документ содержит 73 задания и определяет шаги по их достижению. Правда, сроки реализации этих мер достаточно размыты, вплоть до конца 2017 года. Причем в некоторых случаях сроки вообще не прописаны. Если вкратце – основные задания плана предусматривают увеличение занятого населения, в том числе, и среди бывших участников АТО. Несколько заданий, утвержденных Кабмином, предусматривают поддержку самозанятых лиц, особенно в сельской местности. В частности, на конец следующего года запланировано создание специализированных региональных фондов для обслуживания личных крестьянских и фермерских хозяйств. Для содействия трудоустройству молодежи предусмотрена компенсация работодателям по уплате Единого социального взноса. Впрочем, сроки реализации такого шага не указаны, очевидно, ввиду риска бюджетных потерь.
На областные власти, согласно плану мер, возлагается задача по созданию центров учета бездомных, домов ночного нахождения, центров реинтеграции, а также социальных отелей для лиц, у которых нет крова. Впрочем, когда и за чей счет это будет делаться — не совсем ясно. Как следует из правительственного плана, на местах также должны обеспечить бездомных социальными услугами «с учетом их индивидуальных нужд».
Многие меры касаются пенсионной реформы. В частности, предусмотрено «создание условий для введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единого принципа начисления пенсий». Хотя, как ранее писал «Апостроф. Экономика», министр социальной политики Андрей Рева считает, что время для введения накопительной пенсионной системы пока не настало. Притом, что в парламенте ранее был зарегистрирован правительственный законопроект о введении накопительной системы. Этим проектом предусмотрено, что внесение страховых взносов застрахованными лицами, которые не достигли пенсионного возраста, начнется с июля 2017 года. Напомним, сегодня в Украине пенсионная система работает по солидарному принципу, когда пенсии выплачиваются за счет Единого социального взноса работающих граждан.
Стоит отметить, что при подготовке плана мер по борьбе с бедностью разработчики в лице Минсоцполитики не учли ряд замечаний, поступивших от профсоюзов. К примеру, профсоюзы предлагали усовершенствовать механизм налогообложения доходов граждан, введя налог на богатство. Кроме того, поступило предложение повысить прожиточный минимум, приведя его размер к реальным ценам и потребностям населения.
Как отметил председатель Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой, набор товаров, на основании которого рассчитывается прожиточный минимум, уже давно устарел: «У нас на сегодняшний день действует набор продовольственных и непродовольственных товаров образца 2000 года, на основании которого определяется размер прожиточного минимума, а значит остальные социальные гарантии и социальные стандарты». По словам эксперта, общественная научно-экспертная комиссия уже пересмотрела набор товаров, и правительству осталось его только утвердить. В январе этого года Минэкономразвития внес список на рассмотрение Кабмина, но потом он был направлен на повторное согласование в связи со сменой правительства.
Доходы и расходы украинцев (грн)*
год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Доходы | 3853,9 | 4144,5 | 4470,5 | 4563,3 | 5231,7 |
Расходы | 3458 | 3592,1 | 3820,3 | 4048,9 | 4952 |
*в среднем в месяц на одну семью
Источник: Госстат
На заседании Кабмина в понедельник представители профсоюзов снова подняли вопрос о пересмотре прожиточного минимума и утверждении нового продуктового набора. Кабмин в итоге принял решение «разработать и внести» новый перечень на рассмотрение правительства. Впрочем, конкретные сроки выполнения этого решения так и не были указаны.
Рост социальных стандартов последние два года был несоизмерим с ростом цен. Как уже ранее писал «Апостроф», прожиточный минимум является точкой отсчета при индексации доходов граждан в случае инфляции. То есть, уровень зарплат повышают не на реально выросшие цены, а только в пределах прожиточного минимума. Причем это должны делать как госпредприятия и бюджетный сектор, так и частный бизнес. Но пока размер прожиточного минимума не приблизится к реальным потребностям украинцев, говорить о справедливой индексации не приходится. Профсоюзы предлагали правительству внести в план мер пункт, согласно которому индексацию следовало бы проводить на два размере прожиточных минимумов, а не на один, как сейчас. Впрочем, ни Минфин, ни Минсоц эти доводы не услышали. Без внимания также осталось предложение проводить индексацию в случае инфляции более 1%, а не 3%.