Говорят, что Христофор Колумб, открывший Америку в общем-то «по случайности», до конца жизни убеждал всех, что доплыл-таки до Индии. Даже когда появились неоспоримые доказательства того, что речь идет о новом континенте, он по-прежнему стоял на своем. Славе первооткрывателя-любителя великий генуэзец предпочитал репутацию штурмана-профессионала. Украинские политики тоже не любят признавать свои ошибки. Даже если просчеты выглядят очевидными, они, как правило, настаивают, что идут верным курсом. Когда отечественным оппозиционерам в ноябре прошлого года «на пальцах» объясняли, что голосование за новый закон о выборах это и тактическая, и стратегическая ошибка, они даже обижались и рассказывали — ни больше, ни меньше — о «победе над режимом». Хотя слово «победа» уже тогда откровенно резало слух. Ведь накануне голосования те же бютовцы с «Фронтом змін» критиковали закон на чем свет стоит, а после даже западные дипломаты вынуждены были развести руками, мол, если и эти «за», то нам какой резон возражать. Впрочем, и само предположение, что власть, имея твердое большинство в парламенте, согласится хоть в чем-то ограничить свои аппетиты (причем только ради компромисса с оппонентами) выглядело… как бы это сказать помягче… несколько самонадеянно. По меньшей мере, по отношению к ЭТОЙ власти. Но оппозиционные штурманы делали вид, что ветер дует в их паруса.
Зато когда регионалы немного погодя подали представление в Конституционный суд о признании несоответствующими Основному Закону отдельных пунктов избирательных правил, никто особенно не удивился. И в том, каким именно будет решение КС, сомнений в общем-то не было. Судьи в последнее время практически не принимают решений, способных вызвать раздражение на Банковой. К тому же одновременное выдвижение одного и того же человека кандидатом в мажоритарном округе и по партийному списку уже один раз было признано неконституционным. И КС достаточно было просто напомнить о предыдущем решении. Да, бывали случаи, когда судьи меняли свое мнение на 180 градусов. В вопросе о той же конституционной реформе, например. Но это было тогда (и только тогда), когда «новый» вердикт совпадал с «генеральной линией». А здесь власть вполне устраивало и «старое» мнение.
К тому же следует признать два момента. Во-первых, оппозиционеры, когда голосовали за закон, содержащий норму о двойном выдвижении, знали, что она неконституционна. А во-вторых, в запрете на двойное кандидатство присутствует вполне определенная логика. Права баллотироваться ведь никого не лишают. От кандидатов, по меткому замечанию Николая Томенко, просто требуют определиться, какой способ им походит больше, и не сидеть на двух стульях. А политик, проигравший выборы в мажоритарном округе, теперь не может попасть в парламент обходным путем — через список. Обидно? Наверное. Невыгодно лидерам мелких партий, которые не могут бросить соратников ради более-менее гарантированной победы в мажоритарном округе? Очевидно. Тот же Томенко намекнул, что на самом деле регионалы «кинули» не столько оппозиционеров, сколько соратников по правящей коалиции. В первую очередь, Литвина. Спикер еще в феврале возмущался по этому поводу. Но тихо-тихо. Поскольку речь шла (и идет до сих пор) исключительно о политической арифметике, а не о «поражении в правах», и уж тем более не о «фальсификации волеизъявления избирателей», как теперь говорят оппозиционеры.
Другое дело, что регионалы запретом на двойное баллотирование решили не ограничиваться. И заодно обжаловали норму закона, которая приписывала граждан, голосующих за рубежом, к киевским округам. Такое правило действовало на всех предыдущих выборах. Однако теперь «иностранных» избирателей не сорок, а уже более 400 тысяч, так что число округов в столице было больше, чем требовалось для собственно киевских избирателей. Бело-синие, обеспокоенные сокращением числа голосующих в их собственной вотчине, сочли, что подобная привилегия для столицы несправедлива. И КС их в этом поддержал. Не обошлось, правда, и без курьезов. Судья-докладчик в мотивировочной части решения умудрилась, скажем, сослаться на конституцию, которая на сегодняшний день не действует, добавив еще один год к сроку полномочий Верховной Рады. А в постановляющей части решения судьи вообще выплеснули ребенка вместе с водой. По сути лишив сограждан, находящихся за рубежом, права голосовать за кандидатов в любых мажоритарных округах. Даже если это не фальсификация, то во всяком случае довольно грубая манипуляция. И очевидное нарушение принципа равенства прав избирателей.
Только оппозиционеры говорят об этом намного меньше, чем о запрете на двойное баллотирование. И не предлагают ничего конкретного взамен. Зато охотно рассуждают о прямой заинтересованности Банковой. Дескать, от процесса отсекаются избиратели, традиционно голосующие против бело-синих и власти в целом, причем голосующие дисциплинированно. (Последнее, правда, данными ЦИК не подтверждается.) К тому же сокращается общее число округов в Киеве — настроенном преимущественно против Януковича и его однопартийцев. С другой стороны, новые округа появляются не в Донбассе, а на Полтавщине, Черкасчине, в Крыму. Т.е. там, где «остатки» избирателей не поместившиеся в уже нарезанные, согласно численности, округи, были наиболее масштабными.
Да и выигрыш в любом случае получается минимальным — всего-то в несколько мандатов, которые погоды в Верховной Раде, скорее всего, не сделают.
Реакция оппозиционеров на вполне прогнозируемый вердикт суда, впрочем, вообще была довольно истеричной. Бютовцы пообещали отозвать свои голоса, отданные за закон полгода (!) назад — и сразу же стали объектом для насмешек. Угроза действительно напоминала фразу «прошу считать вчерашние интимные отношения между нами недействительными». Арсений Яценюк пошел еще дальше, сравнил решение КС с ящиком Пандоры (ох уж это высшее образование!) и громогласно объявил о том, что «пакт о проведении честных выборов сорван президентом Януковичем». Тем самым признав, что вместо обещанной «борьбы с режимом» и триумфальных побед над ним подписывает с президентом какие-то пакты, проще говоря, договаривается. Сразу же возникли подозрения, а не было ли у упомянутого «пакта» еще и неких «секретных протоколов». О разделе сфер влияния, скажем. Или о распределении ролей в ходе избирательной кампании. Слухи о сговоре ведь ходили со дня голосования за закон — ну, не могли поверить отечественные эксперты, что оппозиционеры отдали свои голоса «за просто так». А если их все же «поматросили и бросили» исключительно по наивности пострадавших, не характеризует ли это самих «борцов с режимом»? Получается, что они сознательно «искали приключений», когда садились за переговорный стол с теми, кого они сами называют политическими шулерами?
Регионалы во вторник, наоборот, изо всех сил старались выглядеть именинниками. Потешались над «весенним обострением» у коллег. И рассказывали журналистам, как это здорово, когда политик не имеет запасных аэродромов. Но при этом чем-то неуловимо напоминали… оппозиционеров полугодичной давности. Тех самых, радостно объяснявших непонятливой прессе, как они ловко обвели ненавистный режим вокруг пальца. Для регионалов приключения ведь только начинаются. Многие из них, собственно, рассчитывали на пресловутые «аэродромы» никак не меньше коллег по фракции. А в список и раньше брали не всех. Некоторые по инерции предъявляют претензии Александру Ефремову. Он, конечно, пытается разруливать возникающие конфликты, но делать это ему все сложнее. Поскольку, на самом деле, Андрея Клюева, убедившись в его незаменимости, уже отозвали из почетной политической ссылки и бросили на латание предвыборных дыр. Традиционный способ латания — «конструктивное решение проблем потенциальных партнеров». И речь не только о легендарном «волшебном чемоданчике». Накануне выборов для многих депутатов куда важнее обеспечить свое переизбрание. А значит, есть искушение в очередной раз поменять избирательные правила прямо по ходу кампании. Решение КС — всего лишь удобный повод перекроить и другие статьи закона. Как в анекдоте о колумбовом яйце — куда уж проще…
На Банковой за этими маневрами наблюдают с едва скрываемой досадой. И не только из ревности к Клюеву. В администрации ведь заинтересованы не только в «нужных» результатах выборов, но и в том, чтобы они были хоть как-то признаны в мире. Тем более что Тимошенко к участию в них допускать по-прежнему не намерены. Задача не из простых, но на Банковой считают ее вполне реальной. При условии, если за океаном (к мнению европейцев относятся не столь трепетно) не смогут возражать против ПРАВИЛ проведения выборов. Нынешний закон американцами — в лице «профильных» экспертов — по сути одобрен. Поэтому, мол, лучше его не трогать. Правда, мысль эта пришла в голову президентским стратегам уже после того как закон обжаловали в Конституционном суде. Но не одним же оппозиционерам по граблям ходить!
Зато теперь из решения КС волшебным образом испарились любые намеки на необходимость каких-либо решений Верховной Рады. «Нужные» эксперты сразу же растолковали: признав неконституционными отдельные нормы закона, суд, дескать, «просто прекратил их действие». А в основном текст закона, мол, остался в целости и сохранности!! Забавно на этом фоне выглядели грозные обещания Яценюка и Кожемякина «не дать ни одного голоса за поправки к закону», предложенные властью. И оппозиционность, так сказать, продемонстрировали, и Банковой, судя по всему, понравилось… Ефремов, кстати, тоже отчитался, что регионалы за поправки голосовать не собираются. Поскольку якобы нет в поправках никакой необходимости. И избирательные правила его однопартийцев вполне устраивают…
Но, с другой стороны, как-то решить вопрос с «иностранцами», лишенными конституционного права голоса надо? Надо. Значит придется залазить в закон. А там, глядишь, рулевой штаба ПР и свои пожелания через депутатов внесет. Есть угроза «и пошло, и поехало»… Словам руководителя фракции ПР о том, что «правила вполне устраивают» можно было бы даже поверить. Если бы не регулярно появляющиеся предложения однопартийцев (и примкнувших к ним союзников), правила, их вроде бы устраивающие, поменять. Хотя бы чуть-чуть. Через поправки к другим законам. Пока «кураторы» не видят… Так что Арсений Петрович в чем-то, наверное, прав. Решение КС действительно напоминает ящик Пандоры. Правда, Яценюк при этом не говорил о конфликтах в самой партии власти… Но Колумб ведь тоже, в конце концов, не Америку собирался открывать…