Устав от нечистоплотности и несостоятельности центральной власти, утомившись от ее бездарной политики на местах — от Запада до Востока — многие обрадовались появлению Михеила Саакашвили, как возможности примерить на себя чужой, ранее уже достигавшийся, успех. Успех неоднозначный, но яркий.
От Саакашвили, втиснутого в клеточку губернаторских полномочий, ожидали львиной атаки на все, что ненавидимо левыми, правыми, студентами, пенсионерами, проукраинскими или пророссийскими жителями Одесщины — на глупость, на коррупцию, на несправедливость. При этом, далеко не все задумывались о простой вещи: в руках у президента Саакашвили был широчайший инструментарий — от американских миллиардов до грузинского веника специфического применения. У губернатора Саакашвили всего этого нет...
В преддверии ста дней губернаторства Михеил Саакашвили, как опытный пиарщик, решил сконцентрировать общественное внимание на «вишенке», водруженной на разлазящийся торт сладких обещаний. Пока СМИ оттачивали перья, грузинский политик, предвосхищая оценки и комментарии в свой адрес, (а представить на общественный суд перечень реальных дел пока что сложно), нанес упреждающий информационный удар по премьеру и правительственным структурам, путающимся у него под ногами и не дающим набрать обороты его реформаторскому двигателю.
Публично, на всю страну обвинив правительство в саботаже, потакании олигархам, вранье и наперстничестве, соавтор грузинских реформ убил двух зайцев: сказал правду и отвлек внимание от собственного низкого КПД. Пока. Бормотание премьер-министра Арсения Яценюкао нытье Саакашвили и проявлении слабости: «мне не дали, мне не удалось», «понимаю, как ему тяжело, но всем тяжело», в данном случаене в счет. Дня на два в памяти остался лишь ответ Коломойского, чисто конкретно посоветовавшего, что нужно делать со взбесившимися и их хозяевами.
Кажется, еще никто из действующих представителей власти так не «макал носом» правительство в дела чиновников, от которых на всю Украину несет коррупционным смрадом, очковтирательством и шулерством. Разумеется, критика отозвалась в душах не только одесситов, но и, наверное, каждого, кто устал от пустых обещаний власти.
В демократической стране после столь жестких заявлений в отставку должен уйти либо премьер, либо губернатор. В Украине, где власть говорит одно, а делает другое, президент страны ничего лучшего не придумал, как пояснять своему уставшему народу, что «дискуссии в публичной плоскости не сделают реформы более эффективными и не улучшат ситуацию в целом»… В результате, Саакашвили остался доволен своим отвлекающим маневром, президент — нападками на Яценюка, Яценюк — отсутствием последствий от губернаторских заявлений, а Коломойский — собой.
Кое-что, правда, сдвинулось с места. Подачка одесскому губернатору в виде согласования назначений глав районных госадминистраций, отобранных на открытом конкурсе; уравнивание на всех таможнях страны индикативных цен на товары; законодательное закрепление возможности использования половины сверхплановых таможенных поступлений на ремонт и строительство дорог; увольнение госчиновников — это не реформы, и не дополнительные полномочия, а брошенная Киевом кость, которая всех не накормит, но надежду на минимальные изменения все же даст.
Одесский пакет реформ
Команда Саакашвили разработала для этой цели свой пакет реформ и намерена в ближайшее время воплотить его в жизнь. Если позволит Киев. По замыслу авторов, одесский пакет — это пилотный проект для Украины в целом. Он должен запустить долгожданные изменения по всей стране, а не только в Одесской области.Суть этих изменений, по словам экономического советника губернатора Саши Боровика, сводится к нанесению точечных ударов по старой системе в таких сферах, как землепользование, приватизация, трудовое и таможенное право, строительство, сельское хозяйство, госслужба и так далее. За основу ими был взят грузинский опыт с учетом рекомендаций международных организаций при поддержке USAID и нескольких фондов.
На инвестиционной конференции в Одессе 10 сентября, представляя бизнесу одесский пакет реформ, Саша Боровик заявил, что их амбициозный план предусматривает привлечение порядка 3 млрд. долларов международных и национальных инвестиций в течение одного года. Для подсчета взяли пример Чешской Республики.
По словам Боровика, пакет сформирован и в скором времени будет представлен на утверждение Кабмина и рассмотрение парламента. У экспертов и бизнеса его основополагающие постулаты вызывают массу вопросов, ибо он включает не только возможность, скажем, быстро увольнять и принимать на работу чиновников, но и приватизацию земли под объектами, свободное передвижение капитала, право местных властей на малую и среднюю приватизацию, отмену большей части лицензий и разрешений и многое другое, что может принести деньги в казну.
Словом, чтобы запустить реформы и выполнить обещания, придется и дальше воевать с Киевом за часть полномочий.Причем, они распространяются не только на законодательную сферу, но и исполнительную. Команда Саакашвили не скрывает, что хочет получить реальные инструменты для борьбы с коррупцией и бюрократией, а для этого необходимо иметь влияние на правоохранительную систему. Во всяком случае, иметь некоррумпированных прокуроров. Сейчас в Одесской юридической академии идет тестирование стражей закона. Но обновится ли после этих экзаменов руководящий прокурорский состав, вопрос.
Несмотря на то, что прокуроры были первыми, кто попал под раздачу Саакашвили сразу после его прихода на должность губернатора, все они до сих пор продолжают сидеть на своих местах. Кроме разве что заместителя областного прокурора Татьяны Горностаевой (дочери жены генпрокурора В.Шокина), которая после громкого губернаторского наезда ушла от греха подальше на длительный больничный. Дело в том, что после того как Саакашвили устроил им порку и взорвал шквалом одобрения социальные сети, Киев дал понять, что не позволит хулить без «вины виноватых».
Единственная опора у Саакашвили — это глава областного управления МВД Гиорги Лорткипанидзе. Но не милиция. Грузинский генерал, сменил, как только пришел, заместителей и назначил нового руководителя в Одесское городское управление. Но не прошло и двух месяцев, как главный милиционер города полковник Олег Макуха был задержан с поличным при получении взятки в 20 тысяч долларов. Ко всему прочему, у него в кабинете обнаружили еще и пророссийскую символику.
Борьба с контрабандой — отдельный вопрос. К ноябрю Саакашвили планирует при поддержке правительства США запустить в портах новые таможенные терминалы. И таким образом полностью перекрыть каналы контрабанды через морскую границу. Новая инфраструктура должна помочь свести до минимума влияние человеческого фактора при растаможке грузов и сократить время их оформления в среднем до 15 минут. Чтобы не было саботажа, Саакашвили намерен полностью обновить штат одесской таможни. Но тут задача тоже непростая. Борьба за руководящий состав таможни, как всем известно, идет с боями. Как заявил Саакашвили, такого, как сегодня происходит на таможне, не было даже при Юре Енакиевском.
Что уже сделано и что на подходе?
В рамках пакета одесских реформ Саакашвили планирует открыть общественные приемные и в октябре — новый Центр административных услуг, что позволит сократить бюрократические процедуры в оформлении разрешительных документов, в том числе на открытие частного бизнеса. Объявлено о создании общественного проекта «Антикоррупционный офис», подключены волонтеры, которые хотят проводить расследования, выявлять коррупционные схемы и передавать их власти и силовым структурам.
И, наконец, сдвинулся с места кадровый вопрос. После обвинений в саботаже Кабмин согласовал, а Петр Порошенко 10 сентября подписал назначение еще 16 глав районных администраций, отметив при этом, что старые принципы построения вертикали власти отменяются. По его словам, «нет никакой короткой скамейки запасных. Эта позиция — ошибочная. Власть смогла предложить обществу новых людей. И ей не пришлось, как раньше, тасовать одну и ту же засаленную колоду».
Однако, отметим, что конкурсный отбор на должности глав 26 районных администраций хоть и прогремел на всю страну, но его результаты так и не были обнародованы. Что за люди пришли во власть, неясно. То, что Кабмин не хотел согласовывать ряд кандидатур, выяснилось лишь после выпада Саакашвили в адрес правительства.
Практика покажет, насколько удалось Саакашвили подобрать качественный состав новой районной власти. Но уже сегодня есть замечания к новичкам. На сайте президента Украины даже зарегистрирована электронная петиция о недоверии главе Овидиопольской райадминистрации Игорю Литвинюку, которого обвиняют в связях со старым коррумпированным руководством района.
Отсутствие опыта работы, понятное дело, в старой системе (где ж еще?..), хоть и рассматривается как плюс, однако без элементарных управленческих знаний очень легко выпускнику Гарварда попасть либо на «Доску позора за неуспеваемость», либо под влияние старой гвардии, засевшей как в райадминистрациях, так и райсоветах. Создать же сплав энергии перемен и профессионального опыта пока не выходит. Впрочем, это проблема не только одесской власти: страну заполонили либо непрофессиональные и наивные крикуны, либо опытные воры-тихушники.
Что касается самой ОГА, то аппарат сокращен в два раза, ликвидирована и переформатирована часть управлений и департаментов, создано Агентство по вопросам инвестиций и развития. Но больше всего споров вызывает команда самого Саакашвили, которую он набрал лично, без всякого конкурса. Общественность рассматривает новый состав под микроскопом. На этой неделе 25-летней Юлии Марушевской, после официального утверждения в должности заместителя губернатора и опубликования ее биографии, пришлось объяснять, куда делись иностранные университеты за ее плечами. Прошла через волну критики и москвичка, дочь известного российского реформатора Мария Гайдар, которую Саакашвили пригласил на должность своего зама, пока не утвержденного официально. Но если у Марии есть опыт управленческой работы в России, то у Юлии его нет вообще. О Саше Боровике, который успел совсем недолго поработать в Министерстве экономики и после ухода был приглашен Саакашвили, написано немало. Сегодня в ОГА он отвечает за привлечение в регион инвестиций. Все трое — либералы, которые, может быть, могли бы пригодиться в Киеве на уровне масштабной «переброски рек», а не перекрытия «ручейков» в стране, страдающей от «наводнения». Главврач больницы не всегда способен сделать операцию по пересадке сердца...
Команда молодых, уже где-то именитых, креативных людей внешне служит хорошей оправой для бывшего президента Грузии. Но в случае с Саакашвили короля играет не его свита, а сам король. Вообще принципы работы Саакашвили не вписываются ни в какие рамки. Целая армия волонтеров кует с ним новую современную историю. Молодые люди, среди коих много киевлян, хотят быть причастными к реформам и тому опыту, который может передать им соавтор грузинского чуда. Саакашвили блещет, а они тянутся к солнцу.
Энергия шефа, его публичность, высокая поддержка со стороны населения (50%, по данным, озвученным Боровиком на инвестиционным форуме в Одессе) скорее завораживает и подкупает, чем настораживает и отталкивает. Сегодня хоть и раздаются усталые голоса «ну сколько можно одно и то же, ну делайте уже что-нибудь», надежда на успех реформ остается.
Есть два обстоятельства, позволяющие надеяться на то, что Саакашвили будет бороться за конкретные результаты. Первое: успех в Украине ему нужен для того, чтобы вернуться в Грузию на коне. Второе: для Порошенко Саакашвили — это средство тонизирования соратников и оппонентов. Еще два месяца пиара без позитивных сдвигов, ощущаемых жителями региона, и экс-президентом уже никого нельзя будет пугать — ни Кличко, который проявлял несговорчивость во время раздела партийных квот; ни Яценюка, который хоть и дружелюбно виляет маленьким рейтингом при встрече с президентом, но показывает зубы при обсуждении каждого кадрового и коммерческого вопроса.
Overqualification
Правление Саакашвили превращается в эксперимент. Взявшись за широчайший спектр задач, задекларировав цели, выходящие далеко за рамки функциональных обязанностей и полномочий главы областной администрации, Саакашвили столкнулся с украинской коррумпированной государственной системой, ломать которую надо сверху, а не сбоку. Невозможно в отдельно взятой области поборотькоррупцию, контрабанду и произвол олигархов, когда их масштабы и аппетиты поощряет Киев.
В мире бизнеса есть такое понятие, как overqualified (слишком высокая квалификация), которая может стать причиной неудач на новом месте как для самого сотрудника, так и компании, его нанявшей. У Михеила Саакашвили оказалась слишком высокая квалификация для губернаторского кресла. Это все равно, что забивать гвозди микроскопом.
Саакашвили правит регионом как президент. При этом автор грузинских реформ привык к макроуровню, полному набору властных полномочий, к ситуации, когда твое слово последнее. Здесь ничего этого у него нет. К тому же, для эффективного управления регионом нужен совсем иной набор инструментов. Его у Саакашвили тоже пока нет.
И все же мы верим, что Михеил Саакашвили способен добиться, пускай не всех, но все же реальных позитивных изменений в регионе. Он повысит показатели не только словопроизводства, но и реального управленческого КПД. У Саакашвили просто нет другого выхода. Ведь отсюда у него есть только два пути: либо с Грузией в ЗАГС, либо к грузинскому прокурору. А изменения в Одессе начать легко. Стоит губернатору первый раз самому расплатиться за ужин в ресторане.