С первого взгляда Таня – очень сильная бизнес-леди: профессиональный макияж, аккуратно собранные волосы, из большой дамской сумки выглядывает учебник по английскому. Но через пять минут разговора она превращается в милую девочку, которая обожает лимоны и деликатесы. Она очень хрупкая и ранимая: как только я спросила о доме в Луганске, на её глазах сразу появились слёзы. Больше к этой теме мы не возвращались, ведь даже после года в Киеве боль ещё очень сильная.
10 июня прошлого года Таня с мужем решились уехать в отпуск. Во Львов. На Alfa jazz fest. Собрали одну дорожную сумку, взяли билеты на поезд и через два дня уже были на месте:
- Потом, после фестиваля, мы путешествовали несколько недель: были в Яремче, Черновцах, Камянце, а уже оттуда приехали на несколько дней по делам в Киев. Всё это время мы думали, что в Луганске всё это пройдёт, и мы вернёмся домой. Но не прошло. Поэтому у нас такой затянувшийся отпуск получился, - горько улыбается Таня.
Она мимолётом вспоминает о начале так называемого «ЛНР»:
- Наше жильё находилось за два дома от СБУ, поэтому могу сказать, что уже в апреле россияне были точно в городе, мы очень чётко слышали их характерную речь... Также мои знакомые рассказали, что из Антрацита, Красного Луча и других городов свозили людей в Луганск. Их привозили на доисторических машинах. И параллельно подвозили русских. Да и украинский флаг в центре города срывали не луганчане, а россияне с характерным акцентом, - убеждает девушка.
Поэтому всерьёз этих захватчиков никто не воспринял. Но вскоре всё изменилось, началась активная фаза АТО. Таня с мужем поняли: возвращаться некуда. Да и опасно. В Луганске осталась техника (муж Дмитрий занимался строительством), дом и все вещи. Из нажитого за годы имущества осталась одна сумка:
- Летом было невозможно туда заехать - не было ни связи, ни света, ни воды, ни газа. К тому же, кто поедет под обстрел?
Ещё до приезда в Киев ребята связались с «Восток-SOS», чтобы им помогли з жильём. «Но смотреть на квартиры в столице, будучи в Камянце, было неудобно», - шутит Таня. Поэтому решили день-два пожить в хостеле, чтобы посмотреть на жильё и выбрать подходящее:
- Мы приехали в хостел, нас встретила администратор. Смотрит на меня с удивлением: «Вы понимаете, что будете жить в одной комнате с мужчинами?». Говорю: «Ну и ладно». Зашли внутрь. Это была двухкомнатная квартира, кровати даже в коридоре. Там был стойкий запах пропавшей еды и перегара с сигаретами, который не проветривался. Дальше коридора мы не пошли.
К вечеру супругам пришлось искать новое жильё. Нашли вариант между хостелом и отелем:
- Здесь есть общая кухня, но разные комнаты. Мы с мужем живём в полноценном номере с балконом. На кухне всегда пусто. Бельё очень хорошее, качественное. Но в 35 лет рассказывать, что ты живёшь вот так, не очень комфортно… - стеснительно добавляет девушка.
После лета их родственники прислали из Луганска две сумки с пожитками. Потом ребята в октябре съездили домой:
- Но перевозить все вещи в Киев не было возможности, ведь мы не планируем оставаться в этом жилье вечно, - объясняет Таня. - К тому же, как говорит ее муж, не хотелось уменьшать мобильность: три чемодана и всё.
Нужно было решать, как жить дальше и чем заниматься. Девушка долго не думала, ведь она ещё в Луганске мечтала о производстве деликатесов:
- Я - личность странная. Первое образование - физик, второе – public relations. Физиком ни дня не работала, ушла в рекламу, занималась косметикой, потом начинался хороший перспективный бизнес по продаже обуви и одежды из-за границы. Когда мы оказались в Киеве, поняла, что этот проект мне не светит, ведь весь товар остался в Луганске. Начинала с чистого листа, на кухне, - скромно улыбается девушка.
Она вспоминает, как вышла замуж за Дмитрия. Тогда вообще не умела готовить. Пришлось учиться. В этом помогали разные кулинарные шоу. Так Таня научилась готовить не только вкусно, но и изысканно. А ещё привила мужу любовь к лимонам:
- У нас очень странное лимонное семейство. Я очень люблю лимоны. Поэтому курды мы делали, ели и знали. Но в Луганске их можно было бы продавать 5 банок в месяц или в год.
Признаюсь честно: хоть я и девушка, и знаю, что такое плита, о курдах никогда не слышала. Пришлось спрашивать, что это. Таня, улыбаясь, даёт маленькую баночку с чем-то жёлтым внутри. Пробую. На вкус напоминает лимоны с сахаром, которые давала мама, когда я болела. Но этот курд совсем не кислый, даже не пришлось щуриться. Вынуждена признать, что это действительно очень вкусно:
- Классика - это есть курд с кусочком тоста или хлеба. Курд делается по принципу заварного крема, но вместо молока - лимонный сок. Мои курды каждый день разные. Это как яблоки: каждый раз другой вкус.
Лимоны Таня покупает в обычных супермаркетах. Одна баночка курда стоит 45 гривен:
- На визитках мы указываем срок годности 14 дней. Это если приготовленный курд сразу поставить в холодильник. Но поскольку я его разливаю в горячие стерилизованные банки, то думаю, что он может стоять и месяц. Но все равно баночка дольше дня не живёт, её съедают, - смеётся девушка.
Курды – это лишь часть того, чем занимаются «Гурманьяки» - так себя назвали Таня з компаньоном. Он - её одногрупник-физик, который уехал учиться в Харьков много лет назад, и там так и остался. Ребята поддерживали связь все эти годы, дружат семьями. Поэтому как-то сразу решили делать что-то общее:
- Мой одногрупник Виталий бросал мне с вашего сайта истории о стартапах. Мы залипли в них надолго. Статья за статьёй, и я вышла на «Местную еду». В тот же день им написала. Через два дня мы встретились с руководительницей проекта. Это был конец июня, а в конце июля она уже в ящик поставила наш курд.
«Местная еда» работает по такому принципу, объясняет Таня: заказываешь себе ящик местной еды, он так и называется. Там фиксированная сума - 300 или 330 гривен. Эти ящики рассылают по подписчикам – 100-150 человек. Наполнение каждого ящика одинаковое:
- Меню составляют так, чтобы можно было сесть и полноценно покушать. Там есть и сладенькое, и солёное… Если бы не «Местная еда», не знаю, когда я могла бы за раз продать 100 банок курдов. Мы тогда не додумались в эти курды какие-то визитки положить. Шишки хорошие набивали себе, ведь где искать нас, было неизвестно, - смеётся Таня. - Сейчас мы полностью в Фейсбуке, когда-то дойдём и до хорошего сайта, потому что тот, что есть, сейчас очень неудобный.
Потом ребята с «Местной еды» делали ещё какие-то мероприятия, куда приглашали и «Гурманьяков». Так о них немного узнали в столице. Таня з гордостью хвастается, что 95% тех, кто попробывал её курды, говорят, что это вкусно. А 90% покупают:
- Курды – это британская еда. Но, помимо них, у нас есть ряд других продуктов. Цель «Гурманьяков» изначально – делать деликатесы. Мы также изготовляем разные кулинарные соли. Это любимая тема в Штатах. Это соль, которая смешивается. Например, сегодня я отдавала малиновую. Это живая малина, которая взбивается до пюре, смешивается с морской солью, а потом долго сушится в духовке при маленькой температуре и постоянном помешивании. В результате соль пропитывается запахом малины. Этот деликатес делает компаньон в Харькове, потому что у меня нет духовки для этого.
Также в ассортименте ребят - билтонг. Здесь Тане тоже пришлось объяснять мне, что это:
- Это вяленое африканское мясо, чем-то похоже на американский джерк. Вот есть сушёные рыбки к пиву, твёрдые такие. А билтонг - это то же самое, только с мясом.
Кроме этого, одногрупники планировали делать арахисовую пасту:
- В Луганске никто никаких деликатесов не производил, поэтому мы жили в счастливом неведении, что арахисовой пасты нет нигде, а мы такие умники и начнём её делать. Но когда мы с мужем приехали в Киев и Львов, увидели там разное количество этого масла.
Поэтому пока «Гурманьяки» пасту не изготовляют, думают над своей, авторской версией:
- Виталий разрабатывает уникальную арахисовую пасту. Все делают её либо сладкую, либо нейтральную. Мы хотим сделать ещё пряную и острую.
«Гурманьяки» существуют уже год, но пока о больших успехах говорить рано, ведь нет достаточно денег и опыта для серийного производства. Но они над этим работают. Сразу после переезда в Киев Таня с мужем пошли на курсы предпринимательства, которые организовывает для воинов АТО и переселенцев «Центр зайнятості вільних людей»:
- Я могу их хвалить часами, - восхищённо вспоминает девушка. – Благодаря им прошла курсы СMM, менеджмента и предпринимательства, муж отучился на продаже и предпринимательстве. Пять бесплатных курсов на семью! Там бесподобные тренинги. Предпринимательство у нас вёл практикующий бизнесмен, который учил не красивыми заученными фразами, каким бизнес должен быть, а прямо говорил, какой он есть. Этот бизнесмен дал нам хорошую идею, к которой «Гурманьяки» когда-нибудь придут. Сказал, что нужно быстро регистрировать нашу продукцию и делать франчайзинг. Я не знаю, когда мы до этого дойдём. Сейчас мы активно занимаемся регистрацией нашей торговой марки, сопоставляем желание с расходами.
Ведь все активы супругов остались в Луганске. Снимать лучшее жильё они пока не планируют, ведь, как говорит Таня, «деньги имеют свойство тратиться быстрее, чем зарабатываться». Тем не менее, «Гурманьяки» работают над тем, чтобы создать качественные условия для своей работы в столице:
- У меня было несколько неприятных ситуаций, когда курд мог выйти на новый уровень, но просили показать сертификацию самого помещения, в котором он готовится. А я же готовлю дома. Можно арендовать кухни хороших ресторанов, они сдаются по ночам. Или арендовать кухню в закрытом каком-то баре, который не работает. Но это не очень комфортно. Поэтому мы поговорили ещё с одной переселенкой, которая делает лимонные джемы, и подумали, что было бы очень здорово, сделать какое-то место, куда можно было бы приходить и готовить – такой co-working. Поэтому мы подаёмся, чтобы выиграть гранд фонда «Відродження», чтобы создать такое место. К тому же, есть ещё одна барышня из Крыма, которая выиграла оборудование на свою выпечку, поэтому мы как трое объединимся! – смеётся девушка.