Свободные экономические зоны и территории приоритетного развития существовали не только в «накопительные» годы конца прошлого века – начала нынешнего, но были и полтысячи лет назад.Более того, некоторые из них можно спокойно называть оффшором.
О позднем средневековье на территории Украины среднестатистические граждане знают лишь сюжет, описанный в пьесе Ивана Кочерги «Свадьба Свички». Дескать, боролись горожане за свои права, а злокозненные градоправители не давали им даже с открытым огнем на улицу выйти после захода солнца. На самом деле, действительно, такой запрет способствовал сохранности деревянных населенных пунктов от слишком частых пожаров. А самим горожанам жилось вопреки утверждениям драматурга за стенами тогдашних мегаполисов вполне комфортно.
В первую очередь этот комфорт был гарантирован Магдебургским правом. Первым городом, получившим такую привилегию, был Владимир-Волынский еще в 1324 году. Потом вольготней стало жить Львову, Сяноку, Белзу и еще десяткам больших и малых населенных пунктов. Прелестью Магдебургского (его еще называли «немецким») права было то, что городская община становилась практически автономной – ни соседние феодалы, ни даже король не могли качать права в отношении города. Ну, по крайней мере, до такой степени «качать», как это крупные чиновники делают в современной Украине.
Кроме того, действовал европейский принцип - «воздух города делает человека свободным» - из близких и далеких сел в города, охраняемые Магдебургским правом, бежали крестьяне, которые за стенами каких-нибудь Бережан или Хырова становились вольными гражданами. Кстати, зафиксированы случаи, когда шляхта намеревалась возвратить своих холопов из города в первобытное состояние, и приезжала в населенный пункт с собственными гайдуками. Тут уже срабатывал принцип «С Дона выдачи нет» - городская стража по приказу местного самоуправления разгоняла агрессоров.
Особенно интересно реализовались права и свободы горожан в Киеве. Известно, что Магдебургское право город получил в 1494-97 годах. Во всех исторических справочниках значится конкретная дата – 4 июня 1500 года. Город, согласно именно этому праву был освобожден от всех (!) торговых пошлин. Но ни один авторитетный источник не описывает конкретики такого финансового либерализма. При минимальном включении фантазии можно предположить, что 511 лет назад на берегах Днепра существовал прообраз современного Кипра или Каймановых островов. По крайней мере, оборот торговли на Подоле был сопоставим по размерам с операциями, которые проводятся через оффшорные зоны (это при минимально включенной фантазии – Ред.).
Более конкретную информацию об экономических отношениях той поры дает Литовский Устав 1529 года. В документе, который можно было бы назвать конституцией, уголовным и административным кодексом в одном флаконе, говорится: «... лишь бы жаден чловек в панстве нашом великом князстве Литовском не смел новых мыт вымышляти ани вставлять ни на дорогах, ани на местах, ани на мостах, и на плотинах, и на водах, ани на торгох выменьях своих, кроме которые были со стародавна уставленные, а мели бы на то листы предков наших больших князей или наши. А кто бы кол век мел вставлять новые мыта, тогды тое имене, в котором уставил, тратит и спалывает на нас господасра». В переводе на современную лексику – если кто-то (будь ты хоть глава Государственной налоговой службы) по беспределу установит новый побор, то великий князь аннексирует все имущество беспредельщика в свою пользу.
Немаловажно и то, что в Литовском Уставе для всех постоянных жителей Киева было предусмотрено освобождение от «плаченья и налога серебщщизною званого». О «понаехавших» во времена позднего Средневековья известно не было, лишь в начале третьего тысячелетия «молодая команда» Черновецкого начала думать, как понравиться «постоянным жителям» и прижать к ногтю «непостоянных». Однако не только в этом проходят параллели между прошлым и настоящим. Освободить киевлян от налогообложения никому, конечно, в голову сейчас прийти не может. А вот создать оффшор – идея неплохая. Подобные «курорты» возникают обычно на островах. В Киеве с островами не то чтобы напряженка, но открывать оффшорку на Гидропарке, где бегают в трусах отдыхающие, и неэстетично пахнет шашлыками из братьев наших меньших – нецелесообразно…
Но в 2006-м украинское правительство вновь взялось за наработки по заманиванию инвесторов в оффшорные сети. Тогда же, например, вице-премьер Андрей Клюев озвучил намерение, что в течение трех лет на юге Одесской области в территории приоритетного развития будет действовать нулевая ставка налога на прибыль и НДС при импорте. А на базе острова Змеиный будет открыта оффшорная зона с двумя возможными ставками налога на прибыль – 0% и 4%. «Здесь есть причал, где могли бы регистрироваться судоходные компании»,– говорил Клюев и уточнял, что Кабмин уже подготовил соответствующие законопроекты.
Идеям Кабмина не суждено было воплотиться в реальность. Возможно, потому что остров Змеиный (он же Белый, он же Фидониси) не отличается доброй славой. По легенде, здесь находится могила воспетого Гомером героя Троянской войны Ахилла. Некоторые историки утверждают, что остров посещали во время своих мытарств Одиссей и Эней. И как на такой территории делать оффшор?