Нацбанк упразднил коллизию в программе докапитализации украинских банков. Спустя девять месяцев после введения нового щадящего графика докапитализации, регулятор наконец-то отменил старый, содержавших непосильные для них требования. Но одновременно оказалось, что банки, не потрудившиеся вовремя разработать реалистичные планы по докапитализации, могут избежать наказания за это со стороны регулятора.
В среду, 11 января, Нацбанк отменил свое постановление №58 от 2 февраля 2016 года, которым был утвержден первый график докапитализации банков, согласно которому они должны были уже до 11 января 2017 года нарастить свой уставный капитал до 300 млн грн.
Напомним, февральское решение регулятора сразу же вызвало шквал критики со стороны банкиров и экспертов, поскольку выдвинутые требования все оценили, как невыполнимые. Поэтому уже 7 апреля 2016 года Нацбанк утвердил новый, более щадящий график для докапитализации, приняв постановление №242, которое действует до сих пор. Согласно этому документу банки должны довести размер уставного капитала до 200 млн грн уже до 11 июля 2017 года, а до 300 млн грн — до 11 июля 2018 года.
Но беда в том, что постановление №58 со старым графиком также продолжало оставаться действительным – его просто забыли отменить. Из-за этого банки оказались между двух огней.
«У нас все постановления действуют до их отмены. Поэтому формально банки были обязаны выполнять предписания по наращиванию уставного капитала до 300 млн грн на 11 января 2017 года, если бы постановление №58 не отменили», — говорит партнер адвокатского объединения «СК Груп» Юлия Курило.
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что такая систематизация нормативно-правовых актов НБУ добавила финансовой системе уверенности в том, что риски массового закрытия банков все-таки снижены. «Фактическая отмена старого графика докапитализации дает банкам возможность передохнуть, и появляется надежда на то, что «банкопад» у нас все-таки прекратится», — говорит он.
К слову, важно отметить, что вместе с упорядочивание графиков НБУ упразднил также требование к банкам подать регулятору до 11 января 2017 года реалистичные программы капитализации, подтвержденные гарантийными письмами акционеров и другими подтверждающими документами. С одной стороны, это может означать, что эти программы уже все подали, и в данной норме больше нет необходимости. Однако, прямых подтверждений того, что программы подали все банки без исключения и все они реалистичны, пока нет. Поэтому, как считает управляющий партнер ЮФ «Неоклеус и Довбенко» Андрей Довбенко, у тех, кто не сделал этого вовремя, есть возможность избежать ответственности.
«Вполне вероятно, банки, которые испытывают определенные проблемы, но хотят остаться на плаву, такие программы подали в срок, дабы не усугублять свое положение. Но финучреждениям, не предоставившим программы капитализации и подтверждающие документы до 11 января 2017 года, удастся избежать применения мер реагирования со стороны регулятора. Правда, в случае дальнейшего бездействия – это все равно путь в никуда», — подчеркивает адвокат.
В то же время, как считает Курило, отмена постановления №58 не отменяет саму обязанность Нацбанка следить за реалистичностью программ докапитализации банков и их выполнением. Тем более, что во всех переговорах с руководством финучреждений регулятор настаивает именно на реалистичности принимаемых ими мер и соблюдении всех международных правил, которые позволяют не привлекать в систему капитал неизвестного происхождения и сомнительных инвесторов.
«Закон и так вменяет в обязанность Национальному банку контролировать реалистичность этих программ, требовать их выполнение со стороны собственников банков. Также регулятор, по закону, обязан реагировать в случае, если эти требования не будут выполнены. Все это из закона никуда не денется», —подчеркивает адвокат.
Напомним, по информации Национального банка, в 2016 году в Украине закрылось 19 банков. В итоге, из почти двухсот учреждений осталось только 98. Как уже писал «Апостроф», в этом году также уже есть кандидаты на признание неплатежеспособными и ликвидацию - по итогам третьего квартала прошлого года Нацбанк считал недостаточным капитал, как минимум, трех банков. А перед самым новым годом регулятор объявил, что из второй двадцатки банков по размеру капитала только семь не требуют докапитализации («Банк Михайловский» признали неплатежеспособным еще до завершения процесса диагностики банка). То есть любой из оставшихся 12 банков может быть признан неплатежеспособным, если вовремя не сможет достичь позитивного показателя достаточности капитала.