В субботу, 9 августа, около тысячи человек пришли под здание Верховной Рады, требуя от депутатов принять закон об очищении власти. Со ступеней ВР, где депутатов, увы, не было, выступили лидеры люстрационного движения. Среди них - Егор Соболев, глава Люстрационного комитета и с недавних пор член партии Воля. Комитет все еще не узаконен и работает на общественных началах. Рядом с Соболевым - глава общественной организации Центр UA Светлана Залищук, автор законопроекта Татьяна Козаченко и нардеп Леонид Емец (Баткивщина).

Над митингом развеваются флаги Автомайдана, новосозданной партии Воля, Правого сектора, Демальянса.

Активисты требуют от депутатов принять во вторник, 12 августа, Закон об очищении власти №4359а, совместно поданный на рассмотрение 15-ю членами парламента еще несколько недель назад - 24 июля. И это не первая попытка провести закон – с марта таких законопроектов в Раде было зарегистрировано не меньше четырех, но ни один пока не прошел.

Этот проект закона предлагает "очистить" глав всех ветвей власти, включая президента, главу ВР и Совета министров Крыма и крымских депутатов. Также в объемном списке субъектов для люстрации – военные чиновники, судьи, весь состав МВД, прокуратура, члены ЦВК.

Проверяющим органом будет Национальное агентство Украины по вопросам госслужбы, на базе которого будут созданы люстрационные комиссии – центральная и территориальные. В составе таких комиссий будут в том числе представители от общественности и СМИ.

Егор Соболев объясняет НВ, что до сегодняшнего момента в ВР не хватало политической воли для принятия радикального закона. Чтобы затянуть решение, которого так ждал Майдан, каждая из сил коалиции зарегистрировала свой законопроект.

"Началась игра "У моей фракции есть свой закон", поэтому я буду только за него голосовать. И все фракции хорошо понимали, что ни один закон не пройдет. Потому что ни у одной фракции нет достаточного количества голосов", - говорит Соболев.

Бывший журналист, а теперь политик утверждает, что сейчас существует договоренность с фракциями большинства, что позволит успешно провести закон.

"Мы подготовили проект закона и путем непростых, но конструктивных переговоров договорились, что все фракции большинства - Свобода, Батьківщина, УДАР, гадостные обломки ПР, нормальные внефракционные депутаты - все объединятся вокруг одного закона", - объясняет Соболев.

При этом Соболев обращает внимание на то, что большинство нынешних лидеров государства все-таки не хотят люстрации. Это сопротивление можно сломать общественным давлением, "улицей", считает он.

"Нам нужно выводить либо лидеров государства из кабинетов, но это нельзя делать в то время, когда идет война, тут мы должны быть едины. Либо мирным методом требовать - голосуйте. Тем более что на словах они все за и подписи всех - [Сергея] Соболева, Тягнибока, публичная поддержка Кличко, выступление министра юстиции Петренко – есть. Все говорят: хороший закон - надо принимать. Вот пусть принимают", - требует Соболев.

Очень хотелось бы увидеть, как полетят некоторые головы в армии. Поскольку там очень много откровенных предателей и людей, которые даже сейчас работают сугубо на себя, воруют

"Улица" - люди, прошедшие зимой через Майдан, а теперь переживающие драматическую ситуацию на востоке и всеми доступными средствами поддерживающие армию - требует от властей такого же самопожертвования: "Власть должна быть очищена".

Киевлянин Игорь узнал об акции из Facebook и пришел поддержать люстрацию, потому что без нее все изменения, которые произошли в Украине за этот год, будут, по его мнению, напрасными.

"Все, кто работал себе на карман при Януковиче, они же останутся и будут продолжать работать. Это очень болезненно, но их всех нужно убрать", - говорит он НВ.

В числе первых Игорь требует люстрировать Александра Ефремова, второго человека в ПР, которого обвиняют в разжигании сепаратистских настроений на востоке. Отчасти - по личным причинам: у киевлянина на востоке живут родственники.

Без люстрации невозможна перезагрузка украинского общества

"Очень хотелось бы увидеть, как полетят некоторые головы в армии. Поскольку там очень много откровенных предателей и людей, которые даже сейчас работают сугубо на себя, воруют. Собственно говоря, работы непочатый край", - добавляет Игорь.

С ним соглашается киевлянка Марта: работы много.

"Без люстрации, - говорит она, - невозможна перезагрузка украинского общества, качественные изменения. Я долго жила в Польше и знаю, как было там. В принципе, все политики высокого и среднего уровня в Польше были люстрированы. Люстрационные списки были доступны гражданам. И это позволило Польше построить качественно новое демократическое общество. Мы тоже должны идти этим путем, я считаю".

Ей тяжело определить, кто ''заслужил'' право быть люстрированным первым. Марта выстраивает следующую цепочку: судей, политиков, министров, всех депутатов, руководителей областного уровня.

Еще один киевлянин, Андрей, тоже пришел к ВР поддержать люстрацию и показать, что таких как он - много.

"Чем больше, тем лучше. Хотим, чтобы что-то фактически изменилось в стране, - говорит он. - То, что было изначально сделано, это один маленький шажок. Чтобы пошел процесс, изменения должны произойти внутри властных вертикалей. Те схемы, которые были придуманы со времен Януковича, Ющенко и т. д., они настолько прочно укоренились, что я уверен - они точно так же сейчас используются. Поэтому тут человеческий фактор играет очень большую роль, его нужно менять".

На роль первых кандидатов на люстрацию он предлагает "самых циничных регионалов" - Елену Бондаренко, Николая Левченко, Елену Лукаш и Александра Ефремова.

"Еще мне запомнилась надолго фамилия судьи Бурбела [Юрий Бурбела, судья по делу "васильковских террористов" – НВ], который до сих пор сейчас работает - такие люди не должны находится у власти", - уверен Андрей.