Недавно Кабимин утвердил финансовый план "Укрзалізниці" на 2014 год. Согласно документу, который есть в распоряжении ЭП, компания готовится к значительному падению грузопотока и пассажиропотока, а значит - к ухудшению некоторых финансовых показателей.
Причины - спад мировой и местной экономик, аннексия Крыма Россией, украинско-российская война и ухудшение отношений с Таможенным союзом, где ключевую роль играет Москва.
В 2014 году "Укрзалізниця" планирует получить 52,7 млрд грн чистого дохода. Это на 1,3 млрд грн больше, чем в 2013 году, но на 720 млн грн меньше, чем планировалось получить в 2013 году.
Как показывает практика, финансовые результаты года часто хуже планов, и 2014 год, с учетом неблагоприятных прогнозов, вряд ли будет исключением.
"План и реальные финансовые результаты никогда не совпадают. Финплан УЗ строится на макроэкономических показателях, поэтому он будет в пределах колебания ВВП", - считает координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава.
По его словам, грузооборот зависит от ВВП и промышленного производства, на которые "Укрзалізниця" влиять не может.
ВВП Украины на 2014 год прогнозируется на уровне -3%. В плане "Укрзалізниці" подчеркивается, что падение перевозок не превысит уровень падения ВВП.
Чистую прибыль "Укрзалізниця" запланировала в объеме 634,6 млн грн, что на 203,1 млн грн больше, чем компания получила годом ранее. Это планируется сделать за счет роста тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.
Грузы пошли в обход
Основной источник доходов "Укрзалізниці" - грузоперевозка. Она приносит компании почти 80% выручки. В 2014 году железнодорожники готовятся к падению грузопотока, но в план закладывают оптимистические цифры.
Грузооборот упадет на 2% в сравнение с 2013 годом и на 10,3% - в сравнении с планом на 2013 год. Прежде всего, ожидается сокращение транзитных грузов - на 5%, импортных грузов - на 15,5%. Незначительно уменьшится и перевозка грузов внутри страны - на 2,6%. Экспортные перевозки должны вырасти на 1,8%.
Эти прогнозы слишком оптимистичны, считает Кава: "В сложившейся ситуации падение грузооборота, думаю, превысит 2%. О конкретных цифрах говорить сложно. Посмотрим, какой урожай соберут украинские аграрии, как будут развиваться экономическая ситуация в стране и отношения с Россией".
Основные причины падения грузооборота - обострение отношений с РФ. Дело в том, что более 90% объемов украинского транзита формируется в странах ТС, где главную роль играет Москва. В условиях украинско-российской войны Кремль делает все, чтобы ограничить транзит своих грузов по территории Украины.
В последние годы Россия активно развивала свои черноморские порты и припортовые комплексы. Так, в 2014 году ожидается переориентация перевозки казахстанской сырой нефти на новый терминал в порту Тамань.
Борис Остапюк, генеральный директор "Укрзалізниці". Фото trkrai.com
Скорее всего, упадут перевозки российского и казахстанского мазута: они уйдут в порт "Новороссийск", где вступил в строй мазутный терминал на 4 млн тонн - совместный проект порта и компании Gunvor.
Неблагоприятная ситуация - с транзитом российского и казахстанского каменного угля. Канада и Египет, которые раньше закупали это сырье, переориентировались на уголь из Колумбии и Южной Африки. Прекращена поставка угля из ТС в Индонезию. Сократить закупку российского угля планирует Турция.
Ожидается падение транзитных перевозок железной руды и металла. В Турции наблюдается падение спроса на чугун Новолипецкого меткомбината.
Сокращает закупки проката и сырья ЕС. Румынский комбинат ArcelorMittal Galati Romania остановил работу доменной печи мощностью 1 млн тонн. Словацкий металлургический комбинат U.S. Steel Kosice переключился на поставки более дешевой железной руды из Канады.
Упадет транзит химических и минеральных удобрений. Покупатели российских удобрений в Турции и ЕС переключаются на более дешевую продукцию из Египта и Ближнего Востока. Сокращает закупку российских удобрений Бразилия.
Вместе с транзитом сократится и внутренняя перевозка. Одна из причин - падение спроса на черные металлы из-за стагнации рынка. Из-за заполненности складов энергогенерирующих компаний уменьшатся перевозки угля. Транспортировка нефтепродуктов упадет из-за сокращения переработки нефти на украинских НПЗ.
Впрочем, УЗ настроена оптимистично. Там от перевозки грузов в 2014 году ожидают получить 41 млрд грн, что на 3,5 млрд грн больше, чем в 2013 году.
Такой результат должен обеспечить рост тарифов на грузовые перевозки, в среднем за год - на 7,3%. При этом в плане в скобках указан рост тарифов с 1 июня 2014 года на 12,5%.
Дополнительный бонус принесет повышение доходной ставки в транзитном и внутреннем сообщении за счет повышения курса доллара и евро. Эти меры должны дополнительно дать "Укрзалізниці" около 4,5 млрд грн доходов.
Ходить пешком
Вместе с падением грузооборота "Укрзалізниця" готовится к сокращению перевозки пассажиров. Этот вид деятельности приносит госкомпании всего 12-13% доходов и считается дотационным.
Ожидается, что в 2014 году доходы от перевозки пассажиров составят 6,3 млрд грн против 6,45 млрд грн в 2012 году. В 2013 году доходы в этом сегменте принесли 6,8 млрд грн. Это притом, что в 2014 году значительно вырастут тарифы на билеты: на 10% в третьем и четвертом кварталах.
Максим Бурбак, министр инфраструктуры . Фото УП
Причины негативной ситуации с пассажирскими перевозками - аннексия Крыма Россией и сокращение перевозок на международном сообщении.
Многие украинцы отказались ездить в Крым из-за того, что на полуостров де-факто стал территорией России. А иностранные туристы, прежде всего из РФ, перестали ездить в Украину из-за вторжения российских террористов на Донбасс.
Железнодорожные закупки
"Укрзалізниця" на 2014 год запланировала потратить почти 54 млрд грн, что почти на 1 млрд или 1,8% меньше, чем было в плане на 2013 год. Львиную часть расходов "съест" себестоимость деятельности компании - 45,7 млрд грн или 80% от общей суммы трат: ремонтные работы, топливо, зарплата.
В 2014 году из-за девальвации гривны и инфляции цены на материалы и работы выше примерно на 12,3%, чем было в 2013 году.
На зарплату железнодорожников компания в 2014 году планирует потратить 14,6 млрд грн, что примерно на 250 млн меньше, чем в 2013 году.
Дело в том, что из-за аннексии Крыма Россией и сокращения сотрудников в 2014 году количество работников УЗ сократилось до 564,6 тыс человек. В 2013 году в компании работало 625,6 тыс человек.
При этом доходы сотрудников "Укрзалізниці" вырастут несильно. Средняя зарплата составит 4,3 тыс грн против 3,96 тыс грн в 2013 году. Еще 4,8 млрд грн компания потратит на дизельное топливо.
В 2014 году УЗ выплатит 2,5 млрд грн процентов по кредитам и облигациям. На 1 января 2014 года остаток кредитного портфеля компании составлял 19,3 млрд грн. В 2014 году предприятие планирует занять еще 19,6 млрд грн.
Эти деньги планируется использовать, в частности, на покупку подвижного состава на условиях финансового лизинга.
Так, почти 2 млрд грн компания намерена потратить на семь грузовых электровозов, 1 520 грузовых вагонов, один пассажирский вагон, один диагностический поезд инфраструктуры, 18 единиц колейного и другого вида транспорта. Модернизация основного состава "потянет" 2,2 млрд грн.
По мнению Кавы, эти закупки не изменят ситуацию с устаревшим парком УЗ. "Компания должна закупать минимум 7 тыс грузовых вагонов и 500 пассажирских, не менее 50 грузовых и пассажирских электровозов в год", - говорит он.
Фото uz.gov.ua
Ситуация с электровозами, полагает эксперт, на грани критической: нужно срочно заменить 400 электровозов постоянного тока, разработанные в далеком 1953 году. "Машины отработали 2-2,5 предусмотренных для них срока и не отвечают современным требованиям по эффективности", - говорит Кава.
На реконструкцию и строительство объектов УЗ готовится потратить 3,4 млрд грн. Деньги пойдут на проектирование и электрификацию участка Долинская - Николаев - Колосовка, строительство Бескидского теннеля, двухколейной вставки на участке Гребенка - Полтава - Лозовая, реконструкцию вокзала в Харькове.
"На масштабную программу обновления основных фондов нет ресурса. "Укрзализныця" имеет избыточное долговое давление в условиях малой ликвидности банковской системы. Поэтому мы ищем наиболее экономически обоснованные программы капитальных вложений - никаких вокзалов-дворцов и бездумных закупок", - сообщил в комментарии ЭП первый замглавы "Укрзализныци" Максим Бланк.