Депутат от пропрезидентской фракции БПП Ирина Луценко на нынешней неделе внесёт в парламент законопроект, регулирующий деятельность Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) с тем, «чтобы снять противоречия, возникающие в работе бюро». Об этой инициативе рассказал накануне генпрокурор Юрий Луценко. В качестве примера он привёл ситуации, возникающие при снятии детективами НАБУ информации с мобильных телефонов: «Говорю уважаемому директору, у тебя есть разрешение суда на снятие информации с 17 абонентов мобильной связи, а снял ты со 114, а значит, почти со ста человек ты снял информацию незаконно, что является нарушением конституционных прав. Вообще-то за это предусмотрена уголовная ответственность, так что давай это уладим». Между тем, по словам руководителя ГПУ, Сытник ответил отказом на предложение разобраться в ситуации.
Генпрокурор не раз жёстко критиковал работу НАБУ и заявлял, что детективы бюро используют контрабандную технику.
На этой неделе парламентарии работают в комитетах и округах, однако уже в ближайшие пленарные будни украинцы снова станут свидетелями наступления законодателей от коалиционных фракций, а также представителей других силовых ведомств на позиции НАБУ. Во всяком случае так считает замглавы парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, внефракционный народный депутат Виктор Чумак. Парламентарий прогнозирует: тотальная дискредитация антикоррупционных институтов государства будет продолжаться.
— Когда прекратится горячая стадия войны между НАБУ с одной стороны и Генпрокуратурой и СБУ с другой?
— Война идёт против всей антикоррупционной системы: Егора Соболева с должности главы антикоррупционного комитета убрали, на НАБУ нападают периодически. Скоро будут всех, кто говорит о важности борьбы с коррупцией, придавливать. Вот это и есть война. Не НАБУ является ключевой целью. Бюро — это лишь инструмент. Петру Алексеевичу просто очень хочется обуздать всех, кто проводит антикоррупционную линию, и спокойно идти на выборы.
— Лидеры фракций БПП Артур Герасимов и «Народного фронта» Максим Бурбак зарегистрировали законопроект об увольнении главы НАБУ Артёма Сытника, однако скоропостижно и без пояснения причин отозвали документ из повестки. Как вы считаете, почему?
— Сложно сказать, почему именно это произошло, но очевидно одно: власть не остановится. Вдумайтесь: было предпринято 9 попыток провести через комитет законопроекты, касающиеся НАЗК. Однако НАЗК они приструнили с помощью лояльности госпожи Корчак, поэтому там они чувствуют себя более-менее спокойно. Теперь силы сконцентрировались на другом направлении. Вот посмотрите, ещё до Нового года они попытаются протянуть своего аудитора для НАБУ. Первый шаг сделан: Соболева сняли, так что комитетский карт-бланш получен.
Недавно я встречался с представителями западных посольств. Обсуждали перспективы антикоррупционной политики. Так вот, я высказал мнение, что все усилия для создания и деятельности всех антикоррупционных органов являются хотя и необходимой, но ошибочной целью. Главная причина наших проблем — олигархи и система управления, которую они построили. Система полной монополии в экономике, политике, в СМИ и судебной сфере. Без полного разрушения этой уродливой системы мы всегда будем ходить по кругу и возвращаться к отправной точке.
— Некоторые эксперты говорят, что подконтрольные исполнительной власти ГПУ и СБУ периодически осуществляют нападки на НАБУ с одной целью — полностью дискредитировать «автономную» структуру. Как вы считаете, это реально в принципе?
— Нападки на НАБУ — продуманные системные действия власти, они будут продолжаться. Сейчас, по моей информации, будут попытки дискредитировать персонально Сытника. Будут говорить о нарушениях процедуры его назначения, о том, что он неправильно заполнял декларацию и так далее.
— Есть ли предпосылки для сглаживания конфликта межу силовыми и антикоррупционными структурами?
— А зачем? Это даже хорошо, что оно всё бурлит. Это означает, что они не договариваются, что отсутствует круговая порука. Надо понимать, что МВД, СБУ, Генеральная прокуратура — это старые, пронизанные метастазами коррупции правоохранительные ведомства. Все они являются системными коррупционными органами, поэтому будут и дальше воевать с новосозданными антикоррупционными структурами.
— Представители НАБУ часто говорят о коррумпированности судов, настаивая на необходимости создания специального антикоррупционного суда. Кстати, о необходимости создания такого суда при каждом удобном случае говорят и наши западные партнёры. Как вы считаете, почему процесс пробуксовывает?
— Всё предельно просто. Одно из условий создания антикоррупционного суда — независимый конкурс, к которому будут привлечены западные специалисты. Поэтому власть, понимая, что такой суд может действительно стать более-менее независимым, и тянет кота за хвост.
— Для улучшения эффективности работы НАБУ следует ли наделить сотрудников правом прослушки?
— Сегодня таким правом пользуется МВД, СБУ и Государственная пограничная служба. А законопроект о наделении детективов НАБУ правом прослушки наш комитет одобрил давным-давно. Точно также лежит в комитете и законопроект, позволяющий работать агентам НАБУ под прикрытием. Так что все, кто говорят, что таких наработок нет, просто врут. Другой вопрос, что парламент не хочет принимать данные документы.