Украинцам стоит готовится к очередным сложным временам. Скорее всего, с работой, особенно высокооплачиваемой, в ближайшее время у многих будут проблемы. Об ухудшении ситуации на рынке труда предупреждает даже всегда излишне оптимистичная Государственная служба занятости.
Согласно ее последнему отчету, по итогам первого квартала этого года численность занятого населения в Украине составляла 16,1 млн. чел., что на 200 тыс. меньше, чем на аналогичный период минувшего сезона. Уровень занятости упал, соответственно, с 56% до 55,6%, а безработица выросла с прошлогодних 9,6% до 9,9%.
Но на самом деле неустроенных работников в Украине намного больше. Ведь, по данным Госслужбы занятости, почти 122 тыс. украинцев находятся в неоплачиваемых отпусках, а 430,6 тыс. переведены на неполный рабочий день, естественно, с соответствующим сокращением зарплат.
Самый высокий процент формально работающих, но по сути зарабатывающих копейки в промышленных регионах страны. В Запорожской обл. и в украинской части Донбасса в таком режиме трудится от 11,2% до 14,3% всех штатных работников, тогда как в среднем по стране — 5,5%.
Работодатели готовы увольнять
И будет только хуже. Как утверждают в Госслужбе занятости, 223 тыс. украинцев уже предупредили об увольнениях (это то на 8,2% больше, чем в прошлом году). Больше всего получивших черную метку от работодателей в Киеве (40,8 тыс. чел.), Харьковской (17,7 тыс.), Днепропетровской (16,1 тыс.), Житомирской обл. (14,8 тыс. чел.).
Причем, 60% претендентов на вылет с работы — специалисты, которые трудятся в госсекторе: учителя, врачи, работники государственных предприятий, чиновники. Впрочем, желание избавиться от «лишних» работников сейчас есть практически у всех работодателей.
«Количество штатных вакансий на средних и больших предприятиях продолжает сокращаться. Если в 2012 г. оно составляло 10,1 млн., а в 2013 г. 9,7 млн., то уже 2015 г. упало до 8 млн., а за первое полугодие 2016 г. — до 7,5 млн.», — рассказал UBR.ua руководитель департамента социальной политики Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой.
По его словам, активнее всего «режут» штатные расписания промышленные предприятия.
«Скажем, если в прошлом году в машиностроении трудилось 320 тыс. чел., то в этом — уже только 260 тыс.», — отметил Кузовой.
Частично потерявшие работу в промышленности украинцы «перетекают» в другие сегменты, в частности, сферу обслуживания. Но, понятно, что устроится удается далеко не всем. И, судя по всему, негативные тенденции в промышленности будут только укрепляться.
«С одной стороны, в Украине есть масса государственных предприятий, которые управляются неэффективно, и сейчас многие вакансии там просто закрываются. С другой, на ведущих предприятиях проводится модернизация, автоматизируются все процессы, в итоге, падает потребность в рабочих руках. Не зря же говорят, что один программист ежедневно убивает 20 рабочих мест», — пояснила UBR.ua аналитик Rabota.ua Татьяна Пашкина.
О масштабном сокращении персонала задумались даже недавние драйверы экономики — аграрии.
«До недавних пор отрасль только создавала новые рабочие места. Но сейчас объемы производства сокращаются, особенно в животноводстве (до конца года — на 5%). Если с 1 января отменят льготы по НДС, только в животноводстве может исчезнуть 100 тыс. рабочих мест», — рассказал UBR.ua заместитель главы Аграрной партии Украины Денис Марчук.
Вакансии уходят в тень
С другой стороны, число вакансий, выставленных на специализированных ресурсах по трудоустройству не только не сокращается, но и, наоборот, растет.
«За последние 1,5 года количество предложений для соискателей утроилось», —констатирует Пашкина.
Причем, среди активных работодателей — те же промышленники. Если еще пару лет они занимали в рейтинге 3-4 места, то сейчас — вышли на второе.
«Ищут технологов, инженеров, рабочих. Особенно дефицитные швеи. Представители одного из предприятий, выполняющего иностранные заказы, жалуются, что вынуждены обучать людей с нуля, так как претендентов с профильным образованием крайне мало», — говорит Пашкина.
Впрочем, никакого парадокса в расхождениях между официальной статистикой и изобилием предложений на рынке нет. Ведь речь идет попросту о миграции персонала и попытке работодателей компенсировать текучесть кадров.
«Рабочих мест в Украине больше не становится. Допускаю, что часть украинцев уходят на «серые» вакансии, то есть, работают без оформления. Ориентировочно таковых в нашей стране может быть до 2 млн. чел. Предприятиям все сложнее тянуть налоги и держать работников «по белому» даже на зарплатах в конвертах. Но системно вакансии только сокращаются», — пояснил Юрий Кузовой.
По его словам, государство пока не стимулирует создание новых рабочих мест, а только пытается делить оставшиеся вакансии между «льготными» категориями населения (участники АТО, переселенцы и пр.), выдавая это за социальную защиту. В то же время власти продолжают принимать законы, способствующие развалу предприятий.
«Скажем, одна из идей — выставлять все недра на конкурс. Это значит, что завод «Росинка», на территории которого находится источник воды или харьковский плиточный завод, вложивший миллионы в разработку карьера, уже завтра могут потерять сырьевые источники и остановить производства, выставив людей за ворота. Ведь серьезный анализ социальных последствий принятия того или иного законодательного акта у нас не проводится», — подытожил Кузовой.