Дискуссии о необходимости закрепления прав оппозиции в отдельном законе длятся не первый год. Еще 9 февраля 1998-го депутаты Юлия Тимошенко и Александр Еляшкевич зарегистрировали в парламенте первый такой документ. А всего до 2004 года на рассмотрение ВР было подано 11 законопроектов об оппозиции.
В основном они повторяли или дополняли друг друга. Самые популярные требования: закрепить права меньшинства ВР на представительство в руководстве Рады и ее комитетов, равноправный доступ к СМИ, участие в работе Кабмина, контроль над бюджетом, формирование теневого правительства, права на определение повестки дня ВР, выступлений по важным вопросам и пр. Потребность в законодательном определении полномочий оппозиции была продиктована тем, что практически вся власть сконцентрировалась в руках президента. Он влиял на формирование парламентского большинства, правительства, судебной системы. А оппозиция не имела возможности противостоять власти. Но все попытки узаконить оппозицию оказались тщетными.
В 2005 году Партия регионов перешла в оппозицию. И уже к лету регионалы во главе с Раисой Богатыревой предложили свой вариант законопроекта «Об оппозиционной деятельности». Документ состоял из интерпретации основных положений ранее разработанных законопроектов. Но имел и отличия. К примеру, предлагал определить четыре вида оппозиции: политическую, гражданскую, парламентскую и объединенную парламентскую. Оппозиции давалось право на должность первого заместителя спикера и руководителей трех комитетов: бюджетного, свободы слова и правоохранительной деятельности. А также право на делегирование своих представителей в Совет НБУ, Нацкомиссию по телевидению и радиовещанию, Конституционный Суд и Высший совет юстиции. Было предусмотрено создание оппозиционного правительства.
Судьба документа повторила судьбу предшественников. А к вопросу прав оппозиции вернулись осенью 2006 года. Тогда очередной законопроект «Об оппозиции» предложила экс-премьер и уже снова оппозиционер Юлия Тимошенко. Он был несколько шире разработанного оппонентами. Кроме упомянутых комитетов ВР, оппозиции полагался еще и регламентный, а также должности глав Счетной палаты, АМКУ, ГКЦБФР, Госфинуслуг, Госфинмониторинга. Предусматривалось обязать Кабмин выделять для теневого правительства помещения, автотранспорт и пр. Этот документ также не был вынесен на голосование. Зато его доработанную в соавторстве с нашеукраинцем Вячеславом Ковалем и регионалом Николаем Комаром версию все-таки приняли в первом чтении 12 января 2007-го. И все.
В то же время новая Конституция от 2004 года предусматривала создание коалиции и определяла ее полномочия. Но права оппозиции отдельно прописаны не были. Поэтому способ формирования, принципы деятельности и права оппозиции решили закрепить в регламенте ВР от 19.09.2008. А 10 февраля 2010-го по предписанию Конституционного Суда парламент утвердил данный регламент в качестве закона. В частности, оппозиции было отдано право занимать должности глав 14 комитетов ВР, право на создание теневого правительства, каждую пленарную среду оппозиция могла формировать повестку дня и т. д. (см. таблицу).
Но в таком виде документ просуществовал недолго. Конституционный Суд отменил политреформу, и в силу вступила Конституция 1996 года. А 8 октября 2010 года парламент ликвидировал все нормы о коалиции и оппозиции как несоответствующие Основному закону. Депутатам разрешили ходить по фракциям, в регламент ввели понятия «депутатских групп» и «межфракционных объединений». У оппозиции осталась возможность хоть как-то влиять на парламент, лишь объединив усилия трети народных избранников. Таким образом, инициаторы изменений убили сразу двух зайцев: упразднили некоторые права оппозиции и спровоцировали отток депутатов из ее фракций.
Интересно, что уже 12 октября 2010-го спикер Владимир Литвин предложил договориться о сохранении за оппозицией старых прав, но… лишь в рамках устных договоренностей. А 13 октября глава Администрации президента Сергей Левочкин сообщил, что президент Виктор Янукович дважды побывал в оппозиции и хорошо понимает, насколько важно ее существование. И поручил АП в месячный срок подготовить нормативные акты о гарантировании прав оппозиции. Но на этом дело и стало. Уже в декабре Владимир Литвин сообщил, что такой закон не нужен, поскольку его принятие «равнозначно тому, чтобы в Оперном театре создали кружок хорового пения».
Весной 2011 года депутат Арсений Яценюк зарегистрировал в парламенте законопроект об изменениях в регламент ВР. В основном он повторял предыдущие. Но имел важное отличие. В документе речь шла уже не о правах оппозиции, а о правах парламентского меньшинства. Ведь после отмены политреформы провластные депутаты указывали, что поскольку теперь нет коалиции, значит, и оппозиции нет. Но большинство-то в парламенте есть — значит, есть и меньшинство. Поэтому необходимо обеспечить последнему возможность полноценного участия в работе парламента. 16 марта законопроект поддержали всего 87 депутатов.
Сегодня, исходя из политических реалий, шансы на законодательное закрепление прав парламентского меньшинства невелики. А их отсутствие превращает оппозиционных депутатов по сути в статистов. И непосредственно влияет на эффективность законотворчества. Ведь кулуарное принятие решений без дискуссий и учета мнения оппонентов не лучшим образом сказывается на качестве законов — взять хотя бы Налоговый кодекс, или пенсионную реформу, или любой другой закон. При этом такая ситуация играет не в пользу той же власти. Но еще более важным является соблюдение уже закрепленных в Конституции и регламенте ВР норм. Это касается и процедуры принятия законопроектов, и права участия в их разработке оппозиционных депутатов и т. д. Нарушения Конституции и законов ставит под сомнение легитимность принятых решений. А если Конституционный Суд смог отменить Конституцию 2004 года, рискуем дождаться момента, когда критическая масса таких решений завалит всю законодательную систему, как карточный домик.