Решение Конституционного Суда, осенью 2010 года отменившего реформирование Основного Закона и переход к парламентско-президентской республике, провоцирует украинский гамбит. И власть, и оппозиция лихо жертвуют парламентаризмом, чтобы занять более удобную позицию в схватке за президентское кресло.
Как известно, гамбит — это жертва фигуры или пешки в борьбе за более эффективное развитие шахматной партии. События последних недель позволяют утверждать, что и власть, и оппозиция решили пожертвовать парламентом в будущей борьбе за президентское кресло. Напоминающий чемодан без ручки законодательный орган поспешно вытесняется на периферию, оставаясь «местом для дискуссий» исключительно на заданную тему.
Верховная Рада седьмого созыва оказалась не только существенно, на две третьих, обновленной по сравнению с предыдущим созывом, но и расколотой на несколько частей. У Партии регионов не хватает двух десятков голосов до парламентского большинства, что представляет серьезную и пока не разрешимую проблему. У оппозиции в наличии около 40% мандатов на словах, но на деле несколько меньше, коммунисты и группа неприкаянных одномандатников предпочитают голосовать ситуативно, но пока чаще ориентируются на партию власти. Открытие после продолжительного блокирования парламентской сессии в конце февраля вряд ли кого-то способно обмануть: серьезные политические игроки сегодня выносят парламент за скобки в своих раскладах.
Ничего удивительно в торпедировании парламентаризма нет. Оппозиционеры хорошо понимают, что их декларация о готовности согласованно действовать под куполом Рады требуют реального подтверждения делами. К сожалению, Арсений Яценюк, Олег Тягныбок и Виталий Кличко готовы сотрудничать преимущественно на словах, поскольку их политические интересы разновекторны, а желание принимать участие в президентской гонке — неуемно. Политическая спецоперация «Выдвини Кличко на Киев — умерь его амбиции» в исполнении «Батькивщины» — лучшее тому подтверждение. Поэтому вместо напряженных мозговых штурмов для выработки позитивной законотворческой программы, позволяющей тихой сапой завоевывать симпатии вдумчивых избирателей, оппозиционеры делают ставку на громкие заявления с последующим блокированием работы Верховной Рады. Они по душе маргинализированным сторонникам, но позволяют продемонстрировать нерастраченную принципиальность. Поводов, как показывает практика, предостаточно.
Объективно неработающая Рада выгодна и партии власти. Во-первых, у вождей парламентских регионалов исчезает необходимость учитывать капризы двух сотен членов фракции, среди которых подавляющее большинство составляют депутаты-одномандатники. Государственный бюджет не позволяет сегодня потакать капризам парламентариев, изнывающих под грузом обещаний избирателям. И всегда можно сказать, что в неработающей по вине оппозиции Верховной Раде вопросы не решаются. Во-вторых, Виктору Януковичу будет выгодно предпринимать политические маневры на фоне малоэффективного парламента. Ко всему прочему такой сценарий позволяет ему дистанцироваться от Партии регионов, ведь у Виктора Федоровича подрастает молодая смена государственных менеджеров, называющих себя «младореформаторами». Стоит напомнить, что глава государства за три года ни разу не демонстрировал пиетета перед народными избранниками.
Ситуация в законодательном органе позволяет утверждать, что и власть, и оппозиция с молчаливым согласием решили пожертвовать парламентаризмом на время президентской кампании. На этот раз она (пока неофициально) стартовала за два года до дня голосования. Виной этому — объем полномочий главы государства, будоражащий умы амбициозных соискателей президентской булавы. Да и действующий гарант Конституции не намерен отступать. Поэтому парламентаризму предстоит стать жертвенным агнцем.