В стране 200 судов, в которых работают меньше трех судей, а есть такие, где вообще нет ни одного судьи.

На одном из эфиров военный прокурор Анатолий Матиос шокировал цифровой: из 8000 судей в Украине имеют полномочия вершить правосудие только 3000.

По информации «Цензор. НЕТ», летом этого года Днепровский суд Киева две недели работал вообще без единого судьи уголовной палаты. Сейчас там 4 судьи уголовного направления из 12. И им надо рассматривать 90 дел в месяц с постановлением приговора. Это не считая того, что нужно еще рассмотреть 300-500 ходатайств. Можно ли в этом режиме принимать взвешенные и адекватные решения? Вопрос риторический.

Но самые большие нагрузки, конечно же, у Печерского суда. На него по территории попадает ГПУ, прокуратуры города, области и самого района.

«Если нужно получить доступ к каким-то документам или арест наложить, ты можешь приехать в суд в 10 часов утра, и тебе говорят: извините, мы в день можем рассмотреть не больше 60 ходатайств, – объясняет в разговоре с «Цензор. НЕТ» заместитель прокурора Печерского района Вадим Гиренко. – И я их тоже могу понять. В итоге они второстепенные вещи откладывают и не рассматривают... Сейчас нам начинают приходить повестки на февраль. И я слышал, в Киевской области подготовительное заседание назначили аж на март 2018».

Судья Дубенского районного суда Ровенской области Александра Жуковская уверена, что в нынешних условиях соблюсти сроки рассмотрения дел, определенных процессуальными кодексами (5 дней, 10 дней, 1 -2 месяца – в зависимости от категории) невозможно.

«Все юристы это понимают... Судьи уже махнули рукой на сроки, потому что иного выхода нет. Невозможно при норме 183 дела в год рассмотреть их 1200. Но одновременно в законодательстве прописали норму, по которой нарушение срока, – основание для привлечения к дисциплинарной ответственности. Таким образом, в Украине любого судью можно привлечь к ответственности», – написала Жуковская на своей странице в Facebook.

Впрочем, по сравнению с регионами в столице ситуация еще более-менее терпимая. Только вдумайтесь, в стране – 200 судов, в которых работают меньше трех судей, а есть такие, где вообще нет ни одного судьи.

Например, в Снигуровском районном суде Николаевской области есть три вакансии и одна живая судья. Но вершить правосудие она не может, потому что истек срок ее полномочий.

В Скадовском районном суде Херсонской области ситуация получше – там на работу ходит аж пять судей. Но имеет полномочие только один. И то он получил эти полномочия совсем недавно – 28 сентября. До этого три года, как и другие его коллеги, он просто ходил на работу, пил кофе, читал новости и регулярно получал зарплату из бюджета. И таких примеров по всей стране множество.

Большой исход

Почему произошел этот большой судейский исход? Сразу отметим, что люстрация не коснулась судей так, как прокуроров. Конституционный суд красиво выписал, что люстрация к ним не применяется. Правда, много судей в Киеве отстранили от должности, например, председателя уже упомянутого нами Днепровского суда Киева.

Первый замглавы комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец убежден, что основная причина – декларации. «Поверьте, ко мне приходил не один ходок на тему: а может, давайте как-то без деклараций. Мы им отвечали, что извините, но нет. Без деклараций никак нельзя. Тогда они решили, что для них спокойнее уйти с судейской должности, чем показывать свои доходы и расходы».

«Многие судьи ничего не боялись, – вторит коллега Емца по комитету депутат Наталья Новак. – Они прямо на себя записывали и особняки, и земельные участки, и дорогие машины. В результате им нужно было что-то очень быстро переоформлять. Но оно бы все равно осталось в реестрах, и это можно было бы легко найти. Многие просто решили уволиться, чтобы никто не проводил никакого расследования».

Также бытует мнение, что у судей пропало чувство физической безопасности. Раньше они были «брахманами», высшей кастой. А тут их начали приглашать на допросы, ловить на взятках, обыскивать. Многие судьи просто решили убраться от греха подальше. И таких оказалось критически много. А набрать новых – процесс не быстрый и сложный.

Лед тронулся

И тем не менее, шатко-валко, но процесс пошел. Недавно президент подписал указ, по которому 231 судья наконец-то получил назначение на вакантные должности. Еще 500, по информации «Цензор. НЕТ», будут назначены в ближайшее время.

В минувшую субботу торжественно приняли присягу 113 судей Верховного Суда. Среди них – бывшие адвокаты и ученые, которые прошли через горнило тестов, проверок и собеседований. Следующие на очереди – апелляционные суды.

31 октября начался первый после Майдана отбор новых кадров в суды первой инстанции. Более 4 тысяч юристов сдавали отборочный экзамен на знание украинского языка и норм права. Из них к следующему этапу отобрали 700 человек.

Генпрокурор Юрий Луценко убежден, что ситуацию с тотальной нехваткой судейских кадров также улучшит процесс укрупнения, создание окружных судов.

«Это должно дать результат. Например, объединение Шевченковского суда и Печерского суда в один суд, который должен быть радикально увеличен численно. Тогда самые резонансные дела будут рассматриваться более энергично. Например, сейчас в Печерском суде – 4 судьи, которые рассматривают дела по сути, а в Шевченковском суде, если я не ошибаюсь, сейчас пять судей. А надо чтобы было 50. Я бы вообще советовал 100», - заявил Генпрокурор в эксклюзивном комментарии «Цензор. НЕТ».

«Сейчас, по моему мнению, надо особое внимание уделить столичным судам. Здесь сосредоточено большинство и уголовных, и хозяйственных, и административных дел», - добавил он.

Судья Верховного Суда Всеволод Князев рассчитывает, что в перспективе существенно разгрузит суды такая новелла, как «типовое дело» («зразкова справа»), которая прописана в новом кодексе.

«Верховный Суд рассматривает дело, дает образец всем другим судам для рассмотрения этого дела. И в дальнейшем они по упрощенной процедуре рассматривают подобные дела. На самом деле, это очень разгрузит судебную систему. Потому что таких дел много. И в административном судопроизводстве, и в гражданском. «

Депутат Леонид Емец также видит в этой новелле большой позитив и убежден, что этим ломается вся суть судейской коррупции. «Мы однозначно получим новое качество правосудия. Единственное, это нельзя сделать в один момент. Единую судебную практику надо наработать, а это займет время. Но через три-четыре года количество споров уменьшится. Если ты в проигрышной ситуации, ты не будешь судиться. Пойти и договориться с судьей возможности уже не будет».

Очистились ли суды за эти четыре года? В обществе такого ощущения нет. Суды – по-прежнему среди лидеров недоверия. Но рискнем предположить, что оставшиеся 3000 – это все такие лучшая судейская часть. Во всяком случае, они не побоялись показать свои декларации.

И сейчас им непросто. Вместо положенных 40 часов в неделю они работают по 67. Приезжают на работу в 6.30, возвращаются в 21.30. Рассматривают дела нон-стоп, чтобы люди не страдали из-за отсутствия судей…

Такой ненормальный рабочий график – это неизбежные недостатки переходного периода. Они, к сожалению, сопровождают любой болезненный процесс обновления. И это нужно перетерпеть. Рано или поздно ротация завершится и украинские суды наполнятся новыми людьми. И очень хочется верить, что это будут не просто новые судьи, а качественно новые судьи.