Отечественному электорату свойственно искренне и глубоко раскаиваться за свои прошлые желания и голосования.
Тут можно вспомнить достаточно много былых однозначностей, оказавшихся впоследствии не столь простыми и с неожиданными сюрпризами в нагрузку:
это и старые советские мечты «пусть в магазинах всё будет, хотя бы и дорого», когда каждый был уверен, что уж он-то на это «дорого» всегда сможет заработать;
и поддержку выхода из СССР на фактически российских условиях со сдачей РФ всего, что только можно было тогда сдать, без малейших мыслей о предстоящей цене энергоносителей;
и сопутствующую смену строя, когда никто не думал ни о неизбежных безработных, ни о естественном для такой смены снижении уровня социальной поддержки со стороны государства;
и всеобщее геть-ганьба в отношении второго президента нового времени, о котором сегодня вспоминают в основном с ностальгией;
и последовавшие затем избрания сначала Блаженного, а потом Бандита;
и каждое избрание очередного состава Рады —
с постоянным осознанием при этом вечной вины ошибочно избранных персон перед ошибочно избравшими.
Нет ни малейших сомнений в том, что следующие правительство и Рада заставят вспоминать их нынешние варианты столь же ностальгически, как сегодня вспоминают Кучму.
И не потому совсем, что они будут хуже, а потому что общими усилиями мы-таки дошли до ситуации, когда от власти уже мало что зависит.
Вместо былой многовекторности — война с одними и вытекающая из неё рабская зависимость от других с их наглыми кидаловами или просто тупыми прихотями;
вместо воровства из прибылей — воровство из старых запасов, в том числе природных, ибо новый пригодный к реализации (с учетом соотношения цены и качества) реальный продукт — даже без воровства и коррупции — не в состоянии прокормить хотя бы его создателей, не говоря уже о пенсионерах или детях;
банки превратились в гигантские сети обменных пунктов и время от времени грабят доверившихся;
а Родина со своими дырявыми руками объективно неспособна тянуть на себе функции посредника между заработавшими и нуждающимися — просто потому что ещё с совковых времён привыкла брать на себя чересчур много того, что при новом строе выполнить никогда не сможет.
И от персоналий здесь уже почти ничего не зависит. По крайней мере, если мы говорим о фигурах украинских, а не о выборах американского президента.
Можно много суетиться и тратить последние деньги на замены плохих ещё худшими, но для реальной независимости страны и смены системы нужны шаги, за которые никто никогда не проголосует и которые может сделать либо диктатор типа Пиночета или Ли Куанг Ю, либо уполномоченный руководитель тоталитарной системы типа Дэн Сяопина,— с параллельным этим грамотным шагам недемократичным отрубанием рук ворам.
Поскольку же этот вариант пока не очень вероятен — не столько отрубание рук, сколько наличие желающего всё это потянуть умного диктатора-экономиста, лично я бы предложил — в совершенно либеральном духе — поменьше надеяться в это сволочное время на государство. Юных и пожилых должны содержать работоспособные — не вместо подачек от государства, а наряду с ними, трудоспособные же, чтобы не зависеть от Родины, должны освоить:
либо вождение машины,
либо иностранный и желательно не только обязательный английский,
либо бухгалтерский и налоговый учёт,
либо программирование.
Корочка ВУЗа никому не нужна — хватит и самообразования на базе краткосрочных курсов. Диплом, если что, можно будет купить и позже — вдогонку, если вдруг понадобится.
Для способных ещё впитывать новые знания это — реальный выход. Хватит и на родственников. Сам помогу пристроиться, обращайтесь.
А государство, извините, — импотент. Независимо от фамилий. Так, скажем мягко, исторически сложилось. Слишком многое делалось не так. И, если уж совсем честно, не только на самом верху. Совместно профукана куча времени (поляки, если что не так, протестовать выходят сразу, массово и бесплатно от души).
Время разбрасывать камни и время собирать их.