Несмотря на то что до начала официальной предвыборной кампании в Верховную Раду остается еще два с половиной месяца, в Харькове многие кандидаты в депутаты уже развернули активную деятельность по задабриванию избирателей. Накануне Дня Победы сразу несколько мажоритарщиков решили поздравить жителей первой столицы «именными» продуктовыми наборами.
«Подобные факты были и в других регионах, но в Харькове к этому подошли с размахом, — говорит координатор активистов Сергей Тищенко. — Перед раздачей пайков подростки ходили по квартирам пожилых людей и предлагали им написать заявление на получение этих наборов. На одной встрече обычно раздавали от 120 до 160 пайков. Мы считаем, что это прямой подкуп избирателей. В правоохранительные органы мы не обращались, но по закону силовики должны реагировать на публикации в СМИ».
У всех кандидатов в депутаты был один и тот же продуктовый набор, общая стоимость которого в магазинах Харькова затянет максимум на 60 гривен. Дороже всего — около 16 гривен — стоит баночка сгущенки, «Юбилейное» печенье можно купить меньше, чем за 4 гривни, примерно столько же стоит 90-граммовая пачка чая и полкило сахара. Поллитра подсолнечного масла можно купить за 7,5 гривни, небольшой пакетик конфет «Коровка» и килограмм гречки — по 10 гривен. Все продуктовые наборы были упакованы в кульки с логотипом благотворительного фонда. К слову, в интернете отсутствует какая-либо информация об этом фонде. Впрочем, некоторые депутаты не ограничились одними лишь пайками и презентовали избирателям подарочные сертификаты от крупной парфюмерно-косметической сети на 500 гривен.
По мнению политологов, тактика задабривания электората, хотя и не нова, но по-прежнему довольно эффективна. «Существует теория дарообмена, согласно которой человек, получивший какой-либо подарок, будет чувствовать себя должным и проголосует за дарителя, — говорит глава «Союза молодых политологов» Андрей Самброс. — Но одной раздачи пайков недостаточно, обычно делают 3—4 «вброса», цена каждого для кандидата — около $400 тыс. Помимо этого, кандидат должен уделить время своим избирателям, пообщаться с ними лично. Если все делать грамотно, то 30—40% людей, получивших бесплатные наборы, в итоге отдадут свои голоса за дарителя». Впрочем, в конкуретной политической среде раздача пайков может обернуться снижением рейтинга кандидата. «От раз¬дачи пайков потом невозможно отмыться», — говорит Самброс.
Берут пайки из-за бедности
По словам политолога Валерия Дудко, неутешительным является и тот факт, что избиратели берут проднаборы, которые им раздают. «Это говорит о том, что финансовый уровень избирателей требует корректив. Большинство людей, которые получают пайки, находятся в затруднительном положении или вовсе за чертой бедности. Но они, к сожалению не понимают, что в дальнейшем, лишившись льгот, потеряют намного больше, чем стоит продуктовый набор. Зато партии понимают, что без вложения значительных сумм успеха на выборах не добиться».