Вплоть до января многие исправительные колонии и следственные изоляторы в Украине останутся без овощей. По стране отменяется большинство тендеров на закупку картофеля, лука, свеклы, моркови, капусты и помидоров. Причины отмены конкурсов называются разные. Самая парадоксальная – «отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров».
В частности, 26 сентября Харьковский следственный изолятор отказался от закупки чуть менее 286 тыс. кг картофеля, который предназначался для питания подследственных с октября по декабрь текущего года. Уже на следующий день от почти 108 тыс. кг картофеля отказалась Полтавская исправительная колония № 64. Позже последовало аналогичное решение со стороны руководства Южной исправительной колонии № 90 в Херсонской области – здесь решили не покупать десятки тысяч кг моркови, капусты, лука, помидоров и свеклы. Все эти овощи предназначались для питания заключенных до конца текущего года. Таким же образом поступили в Ореховской исправительной колонии № 88 в Запорожской области, Алексеевской колонии № 25 на Харьковщине, Дарьевской колонии № 10 в Херсонской области, Кременчугской колонии № 69 на Полтавщине, Луганском следственном изоляторе.
Иногда формулировка «отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров» смотрится в тендерной документации особенно странно. Так, 18 октября в Солонянской исправительной колонии № 21 на Днепропетровщине с той же формулировкой отказались от закупки более 173 тыс. кг картофеля. Не смотря на то, что свои предложения подали две компании: ЧП «Трансагро-Сбыт» из Кривого Рога предложила картофель за 249,9 тыс. грн., а запорожское ООО «Аграрно-Топливная Компания» – за 258,6 тыс. грн. И это при том, что только за 9 дней до этого решения комитет по конкурсным торгам колонии не стал закупать у указанных компаний свежие овощи. Правда, далеко не из-за отсутствия потребности в капусте, помидорах, луке и моркови, а в силу того, что «цена наиболее выгодного конкурсного предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки». Иными словами, дело далеко не в отсутствии необходимости покупать овощи, а в отсутствии денег.
Кстати, не закупили запас и в Качановскую колонию № 54, где отбывает наказание бывший премьер Юлия Тимошенко. Колония не смогла приобрести 90 тыс. кг картофеля, которым осужденные должны были питаться до нового года. Причиной оказалось не желание бизнеса участвовать в тендере.
Но если вернуться к проблеме отсутствия необходимого объема средств, как это было в Солонянской ИК, то наиболее красноречивый случай произошел в Харьковской исправительной колонии № 43. Оба тендера на закупку овощей были отменены один за одним, – 10 и 15 ноября, – с формулировкой «сокращение расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг». Аналогичный случай имел место и еще в одной харьковской колонии – Холодногорской ИК № 18.
Таким образом, таинственное нежелание многих колоний и СИЗО приобретать овощи для осужденных на осень и зиму на самом деле скорее всего вызвано с резким сокращением расходов со стороны распорядителей средств – областных управлений Государственной пенитенциарной службы. А целая череда отмененных закупок совпала с обострившимися проблемами с дефицитом бюджета. Вполне возможно, что реального сокращения расходов со стороны Пенитенциарной службы не было – счета ведомства могли быть просто заблокированы Казначейством. Как это было со счетами сотен украинских населенных пунктов, начиная с июня.
К слову, возможность обосновать отказ отсутствием денежных средств появилась только летом текущего года с принятием правительственного законопроекта об изменениях в закон «Об осуществлении государственных закупок». Сама же эта идея родилась в кабинетах Минэкономразвития и торговли еще в конце 2011 года. Когда уже понимали, что в 2012-м, помимо обеспечения продуктами заключенных, у власти будет еще много других забот.