Решение Европейского суда по правам человека в пользу экс-главы МВД Украины Юрия Луценко не стало сюрпризом ни для общества, ни для власти. Как не будут сюрпризом и последующие решения европейцев по делам других украинских экс-чиновников, оказавшихся в тюрьме. Все они будут не в пользу государства Украина, и во всех случаях суд признает наличие политических преследований. Однако выполнять решения Европейского суда по правам человека украинские власти спешить не будут, и, судя по всему, ударятся в юридическую казуистику. В данном конкретном случае попытаются обжаловать вердикт ЕСПЧ, а это займет время. И по ходу дела «сидельцам» будут накидывать тюремные сроки, тем самым, доводя ситуацию до абсурда.
Позицию власти по поводу решения Евросуда по Луценко в общих чертах уже очертил главный юридический «говорун» «регионалов» в Верховной Раде Владимир Олийнык. По его словам, возобновить права экс-министра невозможно, поскольку в отношении него уже нет той меры пресечения, которая была признана Евросудом незаконной. Мол, время ушло, и наказывать теперь некого. Более того, сейчас уже действует другой криминально-процессуальный кодекс. По этой схеме представители власти и будут заговаривать вчерашнее решение европейских судей, пытаясь объяснить внутреннему потребителю, что ни о какой моральной победе оппозиции в данном случае говорить не приходится. И ни о каких неприятностях для страны и ее руководства речь не идет, поскольку максимум, что государство должно теперь Юрию Витальевичу - 15 тысяч евро за моральный ущерб. Не исключено, что к этой информационной кампании присоединится и омбудсмен Валерия Лутковская, которая до сих пор никак не проявила себя в отстаивании видения властью прав человека. Она, например, может требовать от государства незамедлительной выплаты Луценко отсуженных денег. Сводя вердикт по делу экс-главы МВД к банальному денежному вопросу.
На самом же деле вчерашнее решение Евросуда действительно стало знаковым, поскольку в Украине появилось свое «дело Магнитского» (слава Богу, без летального исхода для его фигуранта). И неспроста Луценко в своем письме на имя Президента и Генпрокурора пофамильно назвал всех, кто был причастен к его незаконному аресту. С надеждой, что все эти люди станут первыми «ласточками», которым после парламентских выборов запретят залетать в страны Евросоюза. О том, что Ренат Кузьмин и компания понесут какое-либо наказание, даже дисциплинарное, здесь, говорить вряд ли приходится. Как и о том, что судья Анна Медушевская (ее фамилия тоже в «списке Луценко»), которая сейчас судит экс-министра, получит отмашку признать его невиновным в деле о несанкционированной оперативно-розыскной деятельности при расследовании отравления Ющенко. Сегодня власть не будет идти на встречу любым решением европейских судов, потому что а) перед выборами ей очень выгодно перед своими избирателями надувать щеки, показывая, какая Украина непреклонная, и б) ей не страшны санкции Запада, пока красный свет не зажгут хотя бы перед теми, чьи фамилии назвал Луценко. Все остальное – проблемы в ПАСЕ или в Совете Европы – временные неприятности. На поездки в Европу на шопинг украинских власть имущих и членов их семей это никак не повлияет.
И, последнее. В кулуарах Верховной Рады корреспонденту «Комментариев» депутаты назвали одну из версий, почему «языковой» законопроект поставили на голосование именно во вторник, а не в четверг-пятницу, как это планировалось «регионалами» изначально. По мнению депутатов, скоропалительное голосование за законопроект Кивалова-Колесниченко – это попытка перебить информационный резонанс от решения ЕСПЧ по Луценко. Теперь уровень «языковых» дебатов в информпространстве попросту заглушит голоса судей из Страсбурга…