За последние три месяца бензин в Украине подорожал на 20%. Если рост цен будет идти такими темпами, то к концу года литр А-95 будет стоить больше 16 грн. АЗС оправдываются ростом стоимости нефти в мире, а правительство тем временем создает видимость активной борьбы с нефтетрейдерами. Портал «Политика и деньги» выяснял, почему же так резко подорожало топливо в Украине и что будет с ценами на этот товар в ближайшем будущем?

Предела росту цен нет?

Тема цен на бензин, наверное, стала самой волнующей для украинцев после принятия Налогового кодекса и дефицита гречки. Всех водителей изрядно всколыхнула волна конфликтов на Ближнем Востоке и катастрофа в Японии. Однако, как говорится, «свое болит сильнее», поэтому автовладельцы ежедневно с волнением взирают на ценники, выставленные АЗС. Да и рядовые граждане, которые не имеют авто, переживают не меньше, ведь все хорошо знают: дорожает бензин, растут цены на все – начиная с продуктов питания, проезда в маршрутках и заканчивая бытовыми услугами.
И самое неприятное то, что удорожанию бензина и дизтоплива не может никто помешать: ни Кабмин со своим «ценовым коридором», ни АМКУ, попытки которого призвать нефтетрейдеров к порядку похожи на робкое мяуканье. Ни падение спроса со стороны автовладельцев, которые стали меньше пользоваться личным транспортом и переходят на более дешевое и менее качественное топливо или же попросту пересаживаются на метро.
Положение незавидное: если в 20-х числах декабря 2010 года средняя цена на бензин самой популярной марки А-95 составляла около 8,1 грн., то ровно 3 месяца спустя его стоимость «перевалила» за 9,6 грн., что почти на 20% выше конца минувшего года. И велики опасения, что дальнейший рост цены «горючего» не остановится, достигнет 10 грн. и продолжит свой путь вверх.
Вопрос лишь в том, до какого предела будет дорожать топливо и предпримет ли правительство хоть какие-то шаги, чтобы не допустить бензинового «коллапса», который может запросто обвалить экономику нашей страны?

Кто виноват?

Разумеется, среди основных причин, которые подстегивают рост цен на нефть и, как следствие, на топливо, конфликт в ряде Восточных стран. И с этим кто-то вряд ли будет спорить. «90% нефтепродуктов в Украине производятся из импортной нефти или ввозятся в готовом виде. Все поставки идут по мировым ценам, соответственно, это ключевой фактор ценообразования в Украине. Вследствие ряда неблагоприятных факторов, как то «африканские конфликты» и выздоровление мировой экономики, цена нефть идет вверх уже полгода, за которые выросла в полтора раза, с 70 до 115 долл./баррель. Основной путь повышение прошло в январе-феврале 2011 года, что и стало основной причиной роста цен на топливо в нашей стране», - объясняет генеральный директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Второй, не менее важный фактор, который «подогрел» рост цен на топливном рынке – это введение повышенной ставки акциза согласно принятому Налоговому кодексу. В итоге с 1 января 2011 года пошлина на бензин увеличилась на 37,9% – до €182 за тонну.
«Увеличение пошлин приводит лишь к росту стоимости топлива, который можно было бы компенсировать при планомерном подходе к изменению структуры рынка. Хотя формирование госрезерва бензина в обоснованных объемах и увеличение предложения на рынке в периоды роста цен смогло бы стабилизировать ситуацию и дать время на переориентацию в сторону отечественного производства», - считает Игорь Сабадаха, начальник инвестиционно-аналитического отдела интернет-брокера iTrader. Тем не менее, все это лишь видимая «сторона медали», в то время как оборотная известна далеко не всем.
Одна из главных проблем украинского топливного рынка в том, что он монополизирован. По сути, львиную долю АЗС контролируют 5 компаний: «Окко-Нефтепродукт», «Континент НефтеТрейд», «Альянс Холдинг», «Лукойл-Украина» и «ТНК-ВР Коммерс». И сговор в подобной ситуации, который можно завуалировать войнами на востоке и акцизом, задача не столь уж сложная.
Еще одна скрытая причина сложившейся ценовой ситуации – неконкурентоспособность отечественно нефтеперерабатывающих заводов, которые попросту не могут производить качественно топливо и его приходится везти из-за рубежа. «Мощности отечественных НПЗ хватает, так как они загружены сегодня лишь на 30%. Наша задача обеспечить их загрузку, но сделать это таким образом, чтобы наши потребители это не почувствовали», - лично пообещал Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко в одном из своих интервью.
Однако одних обещаний мало, так как проблема еще и в том, что сами НПЗ, по сути, не очень заинтересованы в переходе к качеству. И введенная пошлина им нужна была лишь для того, чтобы хоть как-то выжить на рынке и нести как можно меньше затрат. Более того, НПЗ не вкладывали денег в модернизацию уже больше 10 лет, и ресурсов для этого у них, по большому счету, нет. Надежда на государство, но гарантий, что оно захочет спонсировать реформирование заводов, тоже совершенно никаких.

Казнить… нельзя… помиловать?

Еще одна проблема в том, что ни ограничить, ни наказать АЗС за завышение цен на топливо не удается. Достаточно вспомнить Антимонопольный комитет, который уже несколько месяцев находится в задумчивости и не может решить, «прижимать» нефтетрейдеров или нет. Эксперты узревают в этом злой умысел, и, по их мнению, даже несмотря на частично обоснованное повышение цен, сговор на рынке все равно присутствует, и АМКУ попросту не спешит вмешиваться.
Причины медленной или отсутствие реакции Антимонопольного комитета называют разные. «Ими могут быть и политические (связь трейдеров с депутатами и депутатскими группами, которые лоббируют интересы в органах власти); и сроки антимонопольного расследования, которое является «квази-судебным» процессом со сбором доказательств, с ответчиками и может длиться несколько месяцев; и отсутствие заявлений от «пострадавших», ведь АМКУ не является постоянно действующим надзорным органом для рынков товаров и услуг», - говорит Владимир Ващенко, партнёр юркомпании «Ващенко, Бугай и Партнёры».
Хотя при этом АМКУ обладает возможностью наложения довольно внушительных санкций за нарушение конкурентного законодательства, и оштрафовать виновных в размере до 10 % годового дохода.
Попытка Минтопэнерго установить некий «коридор» цен на бензин тоже не увенчалась успехом и выглядит не иначе как профанация. Еще 11 марта экспертно-аналитическая группа министерства определила наивысший уровень цен на бензин А-95 на уровне 9,5 грн. Тем не менее, нюанс заключается в том, что цена не является обязательной для трейдеров, она рекомендована, Именно поэтому на АЗС до сих пор висят ценники и в 9,6 грн. за литр бензина, и даже в 9,85 грн.
«При этом топливо не является объектом государственного ценового регулирования, и правительство не может ограничивать доходы продавцов. А с другой стороны попросту все «в доле», но чиновникам же нужно показать, что они хоть чем-то занимаются», - подчеркивает управляющий партнер юркомпании «Ольга Демченко и партнеры» Ростислав Кравец. Ведь явно не зря оппозиция связала рост цен на нефтепродукты в Украине с деятельностью приближенной к власти фирмой "Ливела".
К тому же в сложившейся ситуации формируется некое замкнутое кольцо. Минтопэнерго наказать нефтетрейдеров лично не может, для этого Антимонопольный комитет должен доказать существование сговора. Но так как АМКУ не особо «чешется», все потуги министерства сводятся на нет, а АЗС чувствуют себя совершенно безнаказанными.

А цены все выше…

Прогнозы на будущее вряд ли утешат автовладельцев. «Поскольку попытки регулировать уровень цен пока сводятся лишь к рекомендациям и не выражаются в конкретных действиях логично ожидать продолжение роста стоимости топлива на АЗС, так как на нефтяных рынках продолжается рост цен», - отмечает Игорь Сабадаха. Плюс ко всему затянувшийся конфликт в странах, являющихся поставщиками нефти, будет лишь провоцировать удорожание нефтепродуктов.
Более того, эксперты опасаются, что даже если АМКУ добьется «правды», эффект от этого может быть совершенно обратным, так как сформируется дефицит топлива на рынке, и станет очередной причиной для роста цен.
Для того чтобы минимизировать дальнейшее удорожание, необходима разработка программ, которые обеспечат высокую и добросовестную конкуренцию. Надо бороться с контрабандой, с фальсификатом, а также пересмотреть уровень налогообложения в сторону уменьшения. «Поскольку на мировые цены Украина влиять не может, то необходимо обеспечить рыночные условия на внутреннем рынке. Чем больше конкурирующих игроков будет на рынке, тем больше вероятность стабилизации цен на бензин», - считает Антонина Давиденко, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital.
И при принятии адекватных мер, без шоковых действий на рынке, вполне возможно, что цены на топливо удастся если не снизить, то хотя бы зафиксировать на текущем уровне. Особенно, если ситуация на мировом рынке успокоится. «Хочется надеяться, что цена нефти стабилизируется на отметке 100 долл./баррель, что обеспечит цены на топливо ниже психологически «тяжелой» цены 10 грн/л на бензин и около 9 грн/л на дизтопливо», - предполагает Куюн.
В противном же случае при дальнейшем бездействии властей 10 грн./литр бензина может стать реальностью уже совсем скоро, а там и до 11-12 грн. недалеко.