Харьковчанин Сергей Ушаков был обвинен в убийстве еще в 2008 году. Тогда милиционеры нашли тело пенсионера, с которым у подозреваемого был имущественный спор. На тот момент Ушакову было 35 лет. Всю ночь его с женой, от которой требовали дать показания против мужа, избивали и пытали. Видавшие виды правозащитники говорят, после того как Сергей описал в своем заявление, что с ним делали, даже им стало не по себе.
Геннадий Токарев, адвокат, ХПГ: «Сам Ушаков написал очень подробно написал описание этих пыток, которые с ним происходили, я читал, я скажу я все время всем этим занимаюсь, даже мне было трудно читать, потому что подробно - это энциклопедия пыток, технология пыток, ну все известные специалистам эти методы - слоник, противогаз, это все было использовано в одном этом эпизоде, деле. В конце - концов от него получили признание».
Дело Ушакова стало одним из тех, когда даже в прокуратуре не усомнились - пытки были. Остались следы побоев. Ушаков был освобожден из-под стражи, к нему приставили охрану, а в отношении задержавших его правоохранителей открыли уголовное производство. Однако дальше, рассказывает адвокат Геннадий Токарев, дело приобрело совсем неожиданный поворот: в свой профессиональный праздник правоохранители ворвались в прокуратуру, силой забрали Ушакова, который давал показания, привели в райотдел и потребовали написать заявление, о том, что он, якобы, не имеет к ним претензий. Сейчас в прокуратуре не комментируют, почему тогда они не отреагировали на действия милиции и согласились после с передачей дела в суд. Оно неоднократно проходило несколько инстанций, после чего Ушакову все же был вынесен обвинительный приговор - 14 лет лишения свободы. Три года назад, не найдя справедливости на национальном уровне защитник обратился в Европейский суд по правам человека, и Международная инстанция в рекордные сроки подтвердила - права Сергея Ушакова на справедливый суд и на неприменение пыток были нарушены.
Ему присуждено 9 тысяч евро компенсации, а также дано право на то, чтобы его уголовное дело было пересмотрено. Что касается наказания милиционеров, которые пытали мужчину, несмотря на многочисленные жалобы и заявления, добиться возобновления расследования не удалось, говорит Токарев. Более того, по его данным, один из оперативников, который издевался на Ушаковым и раньше уже проходил обвиняемым по такому же делу, но и тогда вышел сухим из воды, и сейчас продолжает работать в харьковской милиции. Поэтому говорит правозащитник, надеться на то, что в ближайшее время проблема пыток в Украине будет искоренена, не стоит. Свидетельство тому, недавнее задержание бойцов «Торнадо», которые были явно избиты во время взятия под стражу.
Геннадий Токарев, адвокат, ХПГ: «Практически все из этих нескольких человек были подвергнуты незаконному физическому насилию, если не момент так называемого расследования, то время задержания. Следы, которые на них, а не соответствуют понимаю того, какие могут остаться следы даже если бы человек оказывал сопротивление при задержании. Поэтому это явление никуда не делалось, и так сказать для правозащитников остается еще поле деятельности на долгое время».
Чаще всего, говорит адвокат, людей продолжают пытать при расследовании тяжких преступлений, потому что если преступник не пойман «на горячем», найти его правоохранителям уже будет сложно. Хотя законодатель и пытается изменить систему - введение нового процессуального кодекса лишило оперативников долгого общения с задержанными, а явка с повинной перестала быть доказательством в суде.