Одним из самых печальных «достижений» за 25 лет независимости Украины является отставание до 25 (!) раз по сравнению со странами Евросоюза, в который мы стремимся интегрироваться, по показателю валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Это — один из самых интегральных показателей, характеризующий как плачевное состояние экономики Украины, так и низкое качество управления государством.

Чего следует ожидать Украине в будущем? И что она должна сделать, чтобы исправить ситуацию? Для ответа на эти вопросы важно понять, что происходит в мире, и что нас ожидает впереди.

Цунами четвертой революции

Наверное, уже хорошо известно и школьникам, что в мире набирает силу четвертая промышленная революция (индустрия 4.0), характеризующаяся слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами.

Известный швейцарский экономист доктор Клаус Шваб, основатель и руководитель Всемирного экономического форума, свидетельствует: «Четвертая революция идет на нас, как цунами! Скорость этой революции настолько высока, что политическому сообществу трудно или даже невозможно успевать с необходимыми нормативными и законодательными рамками». Он также считает: «Эта революция кардинально изменит то, как мы живем, работаем, относимся друг к другу. Подобного масштаба и сложности изменений человечеству еще никогда не приходилось испытывать. Уже сейчас очевидно, что она затронет все группы, слои и прослойки человечества и все профессии».

По оценкам McKinsey Global Institute, в ближайшие годы на глобальную экономику в наибольшей степени повлияют: распространение мобильного Интернета и Интернета вещей; автоматизация рутинной интеллектуальной работы; облачные технологии и решения по хранению энергии; последующие поколения подходов к управлению геномами; продвинутая робототехника и транспорт без водителей; 3D-печать и т.п. Эти изменения уничтожат целые отрасли и профессии, особенно те, которые не требуют высокой квалификации.

Как одну из многих иллюстраций можно привести опыт завода Bosch Blaichach. Здесь в единую информационную сеть уже объединены 5500 машин на 11 заводах. И это не говоря об огромном количестве единиц выпущенной продукции, передающих в систему информацию о своем состоянии и режимах своей эксплуатации. Как следствие, автоматизированы многие функции, которые раньше выполнялись целыми отделами; при этом значительно повысилась их эффективность.

Конкуренция: менеджмент на замену продукции

Экс-министр экономики и нынешний президент «Сбербанка России» Герман Греф после посещения Стэнфорда и Кремниевой долины в США, на встрече российских лидеров поделился своими впечатлениями: «Мы обо всем этом знали. Но после того, как я увидел собственными глазами, у меня шок! Два самых главных вывода, которые я вынес. В мире уже нет никакой конкуренции товаров, продуктов и услуг. Вместе с тем есть конкуренция моделей (систем. — П.К.) управления. И это главный вывод... Когда мы говорим о моделях (системе) управления, о скоростях их внедрения... это все развивается колоссальными темпами. И это второй вывод, который уже становится зримым».

На своем собрании в Ханчжоу (Китай, сентябрь 2016 г.) «большая двадцатка» (G20), обсуждая свои планы на будущее, приняла Меморандум, в котором, в частности, привлекла внимание к важности системного управления: «Мы поддерживаем эффективное выполнение Принципов «Группы двадцати» и ОЭСР по корпоративному управлению и ожидаем пересмотра методологии оценки... дополненного экспертным обзором СФС относительно практик корпоративного управления».

Учитывая значительную роль систем управления в обеспечении конкурентоспособности в условиях глобального насыщенного рынка, целесообразно рассмотреть мировые тенденции в этом направлении. По мере развития общества (цивилизации) и накопления методического и практического опыта развивались и организационные отношения, изменялись акценты в части их приоритетности.

На первом этапе развития (1-й уровень зрелости общества) основное внимание уделяется продукции, а точнее, вопросам безопасности продукции (услуг). Для решения проблемы применяются средства технического регулирования, обязательные для всех субъектов товарно-денежных отношений.

На втором этапе (2-й уровень зрелости) основным объектом внимания остается та же продукция, но акцент переносится уже на качество, т.е. ее потребительские свойства. Здесь нормативной основой являются стандарты, которые носят добровольный характер. При этом организации, уделяющие адекватное внимание качеству продукции, руководствуясь требованиями стандартов, обеспечивают и безопасность своей продукции.

На третьем этапе (3-й уровень зрелости) значительное внимание начинают уделять уже организациям, усовершенствованию их локальных целевых систем менеджмента, прежде всего менеджменту качества, на основании требований стандартов на эти системы. Наличие в организации соответствующей целевой системы менеджмента качества и выполнение ее требований позволяет систематически выпускать продукцию, не только соответствующую стандартам качества, но и превышающую требования этих стандартов. Естественно, обеспечиваются и установленные требования к продукции в части ее безопасности.

И, наконец, на четвертом этапе при достижении самого высокого уровня развития (4-й уровень зрелости) главное внимание организаций уделяется уже целостным системам менеджмента. Основной акцент делается на ярко выраженном социально ответственном отношении ко всем заинтересованным сторонам и непрерывном целенаправленном системном усовершенствовании всех аспектов деятельности на основании современных концепций совершенства, ориентированных на превышение установленных норм стандартов. При этом чем выше уровень делового совершенства организации, тем выше качество поставляемой на рынок продукции, выше степень удовлетворенности клиентов и других заинтересованных сторон. Улучшаются также другие показатели: производительность труда, себестоимость продукции, влияние на окружающую среду, удовлетворенность персонала и т.п.

Новые парадигмы конкурентоспособности

В мире в условиях глобального насыщенного рынка и распространения последствий четвертой промышленной революции происходит переосмысление поведения лидеров и персонала предприятий (организаций) с позиций сохранения их конкурентоспособности. Об этом свидетельствует и ежегодный Форум EFQM, состоявшийся в Милане в августе 2016 г. Основным лейтмотивом выступлений лидеров наиболее успешных европейских организаций было следующее:

— операционного совершенства, качественного выполнения процессов, стабильного производства качественной продукции уже недостаточно для устойчивого успеха;

— ISO 9001, кайдзен, бережливое производство и т.п. стали общеизвестными; их наличие является уже недостаточным условием для успеха на глобальном насыщенном рынке;

— уже недостаточно только выполнять требования заинтересованных сторон.

На вопрос «Что следует делать?» на форуме были даны следующие ответы:

— стремиться не только удовлетворять требования потребителей, но и вызывать их восторг;

— не только привлекать персонал к усовершенствованию, но и быть для него источником счастья и гордости;

— не только заниматься корпоративной социальной ответственностью, но и активно строить будущее, в котором организация могла бы устойчиво развиваться;

— не только строить гибкие системы управления, но и признать неизбежность непредвиденных изменений и строить системы, устойчивые к ним.

Декларирование подобных принципов в условиях приземленной отечественной действительности может многим показаться по меньшей мере слишком идеалистическим. Но это на самом деле сегодняшняя действительность, уже давно постучавшая и в наш «дом».

А в это время в Украине

Участники Научно-практической конференции на тему: «Украина прокладывает путь в ЕС: как достичь конкурентоспособности предприятий и экономики», состоявшейся 9 ноября 2016 г. на базе Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана, заслушав и обсудив доклады, отметили следующее:

— состояние экономики Украины крайне неудовлетворительно и продолжает ухудшаться;

— ситуация обостряется тем, что при современном развитии мировой науки и технологий обычная для нас конкуренция товаров (услуг) теряет свой вес, вместе с тем все более жесткой становится конкуренция моделей и систем управления (менеджмента). Набирает силу 4-я промышленная революция, которая для украинской экономики может иметь губительные последствия;

— украинские деловые круги в недостаточной степени соответствуют требованиям глобального насыщенного рынка. Их деловая культура, в частности деловое совершенство, сформированное в годы тотального дефицита (и искаженное 25-летним периодом перераспределения ресурсов), существенно отстает от той, что присуща развитым странам;

— из-за ошибочных решений в сфере качества, делового совершенства и конкурентоспособности, закрепленных в ряде государственных нормативных документов (прежде всего в Концепции государственной политики в сфере управления качеством продукции), украинский бизнес и общество в целом дезориентированы. Это нашло отображение и в учебных программах вузов, что привело к тотальной недостаточно совершенной подготовке специалистов по менеджменту;

— правительство, ориентированное в основном на продукцию и на внешнюю помощь, организует в стране определенную борьбу с коррупцией, дерегуляцию бизнеса, гармонизацию отечественных регламентов и стандартов с европейскими нормами, но при этом не уделяет внимание исправлению указанной выше ситуации в части качества и делового совершенства и не содействует отечественным предпринимателям в совершенствовании на основе современных подходов и лучших практик в сфере системного менеджмента;

— качество государственного управления в стране находится на низком уровне и не способствует развитию конкурентоспособной экономики и значительному улучшению жизни граждан Украины и т.п.

Необходимо понять, что украинскому бизнесу, если он не будет знать, что и как надо делать для обеспечения конкурентоспособности на глобальном насыщенном рынке, да еще и в условиях кардинальных изменений, сами по себе не помогут никакие инвестиции, кредиты и даже создание благоприятной среды. Известно, что государства, пропагандировавшие в предпринимательских кругах самый современный промышленный и управленческий опыт, победили в мировой конкурентной борьбе. В этих государствах органы власти чрезвычайно высокое внимание уделяли обобщению лучших подходов и практик в части организации и управления предприятиями, обучению этим подходам и практикам своих предпринимателей. Особенно важным это становилось для правительств этих стран в период промышленной трансформации. Вместе с тем власть Украины, зациклившись на продукции, регламентах и стандартах, вообще практически не занимается деловым совершенством предприятий, от которого в конечном счете зависит эффективность отечественной экономики.

Что делать?

Учитывая фундаментальное значение, сложность и системность указанной проблемы для обеспечения конкурентоспособности украинских предприятий и экономики в условиях глобального насыщенного рынка и принимая во внимание быстрое распространение последствий 4-й промышленной революции, существует потребность обратиться непосредственно к президенту, премьер-министру и главе Верховной Рады Украины с рекомендацией:

— как можно быстрее сделать повышение делового совершенства приоритетом в работе и лично инициировать неотложное принятие мер, направленных на существенное улучшение качества государственного управления, в частности с применением наработок в части системного менеджмента и соответствующей доработкой Стратегии реформирования государственного управления;

— аннулировать распоряжение Кабинета министров Украины от 17 августа 2002 г. №447 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере управления качеством продукции (товаров, работ, услуг)» и поручить соответствующим органам исполнительной власти:

а) разработать и принять концепцию государственной политики в сфере системного менеджмента, предусмотрев активное содействие со стороны власти отечественным предприятиям в усовершенствовании на основе современных подходов и лучших практик;

б) разработать и принять концепцию государственной политики в сфере качества продукции (работ, услуг), включив в нее такие направления деятельности, как стандартизация, техническое регулирование, метрологическое обеспечение, рыночный надзор и т.п.;

— поручить Минобразования обеспечить устранение перекосов в подготовке специалистов по качеству и системному менеджменту и содействовать широкой переподготовке персонала (прежде всего руководителей государства самого высокого уровня);

— предусмотреть проведение анализа и соответствующую доработку Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» с учетом необходимости значительно усовершенствовать деятельность как субъектов предпринимательства, так и государственных учреждений;

— поручить соответствующим органам власти в кратчайшие сроки организовать в 2–3 регионах Украины пилотные проекты по повышению конкурентоспособности экономик и улучшению жизни граждан на основе содействия развитию движения за деловое совершенство их предприятий и организаций.

Резюме

Ради сохранения своей независимости Украина может рассчитывать только на один выбор: стать сильной, изменив свою деловую культуру, сконцентрировавшись на совершенстве, как в свое время это сделали Япония, Германия и ряд других продвинутых стран. Этому может содействовать внедрение формулы: «Чем совершеннее организация, тем комфортнее ей в государстве», которая должна стать единой для всех субъектов украинского делового мира.