«УкрГаз-Энерго» — уникальная компания. В отличие от всех юрлиц, основанных с целью заработка, ЗАО было учреждено «для взаимного согласования интересов в сфере поставок природного газа» двух субъектов — НАК «Нафтогаз Украины» и швейцарской RosUkrEnergo AG. Возможно, именно потому, что компаниям не свойственна роль сводника, «УкрГаз-Энерго» справилась с ней из рук вон плохо: с момента ее основания не прошло ни одного года без крупного скандала между учредителями. Это противостояние достигло своего пика в конце прошлого года, когда НАК был исключен из состава акционеров ЗАО, вследствие чего единственным собственником последнего стало RosUkrEnergo.
Такое положение больше всего устраивало хозяев швейцарской фирмы — российский «Газпром» и австрийскую Centragas Holding AG Дмитрия Фирташа. Использовать преимущества «УкрГаз-Энерго» они решили буквально сразу: на текущий год менеджмент ЗАО запланировал увеличить объемы продаж газа украинским промышленным потребителям до 5 млрд. м3. На фоне показателей прежних лет, когда через компанию реализовывалось под 20 млрд. кубов, эта цифра выглядит не слишком впечатляюще. Но если принять во внимание тот факт, что незадолго до акционерного передела среднегодовые объемы продаж компании сократились до 0,6–0,8 млрд. м3, запланированный на 2014 год рост трейдерских операций явно свидетельствовал о планах вернуть былую славу.
В основе этих планов лежало принятое в конце прошлого года решение Хозяйственного суда Киева, в соответствии с которым принадлежащее «Нафтогазу» ПАО «Укртрансгаз» обязано передать «УкрГаз-Энерго» 5 млрд. м3 газа. Этот ресурс был заложен трейдером в подземных газохранилищах еще на старте своей деятельности, но впоследствии откачан без согласия владельца. Несмотря на то, что «дочка» НАКа до последнего отказывалась от выполнения этих претензий, представители трейдера приступили к фактическому отбору газа. По данным «k:», в декабре прошлого года «УкрГаз-Энерго» стало подписывать с украинскими промышленниками договоры на отпуск газа из магистральных трубопроводов. Формально в ПАО эти действия вызывали недовольство. Но по факту госкомпания ничего не делала для предотвращения отбора. Возможно, потому, что на тот момент главой «Укртрансгаза» являлся Сергей Винокуров, получивший эту должность еще в 2010 году по квоте того же Дмитрия Фирташа.
Понятно, что такое развитие событий не вызывало особого восторга у менеджмента «Нафтогаза». Дело было отнюдь не в деньгах: еще до ресурсных претензий частного трейдера дефицит природного газа НАКа превышал 4,7 млрд. м3. А тут еще вступление в силу решения суда, по которому «УкрГаз-Энерго» имеет право претендовать на упомянутые 5 млрд. кубов.
Но у государственной монополии все-таки есть шанс выйти из ситуации победителем: уже в первых числах апреля Хозсуд Киева будет рассматривать ее ходатайство о признании недействительными решения общего собрания акционеров «УкрГаз-Энерго» от 28 апреля 2007 года (на котором состав наблюдательного совета и правления ЗАО был изменен) и устава компании. Более того, основания есть и для удовлетворения требований НАКа о фактической ликвидации ЗАО. Главное из их — наличие договора о развитии отношений в газовой сфере, подписанного несколько лет назад между «Нафтогазом» и «Газпромом». В соответствии с ним украинская компания и ее «дочки» являются единственными субъектами хозяйствования, имеющими право на закупку и реализацию центрально- и среднеазиатского голубого топлива на территории Украины. Такая монополия лишает «УкрГаз-Энерго» статуса поставщика газа в Украину с территории РФ, а значит делает невозможным выполнение заданий, которые ставились перед ЗАО в процессе ее создания. Если суд посчитает этот факт весомым, у компании «УкрГаз-Энерго» есть все шансы быть ликвидированной в кратчайшие сроки. Таким образом, «Газпром» и Centragas лишатся остатков своего бизнеса в Украине. Правда, вместе с «УкрГаз-Энерго» в небытие уйдет и почти 1 млрд. грн. дивидендов, которые эта компания еще с 2008 года не выплатила НАК «Нафтогаз Украины».