В сфере образования разгорелся скандал, пожалуй, самый громкий за время работы министра Лилии Гриневич. Антикоррупционные организации уличили советницу министра Иванну Коберник в злоупотреблениях при закупках учебной литературы, о которых после Революции Достоинства уже начали забывать! Делом заинтересовались в профильном комитете парламента. А тендерные схемы, скорее всего, проверит Генпрокуратура.
Коберник, в свою очередь, говорит о происках «динозавров» системы и вины за собой не чувствует. Более того, таким же образом, после проведения личных переговоров с исполнителем, советница министра собирается печатать все учебники в стране! Так что же произошло? В чем вина или заслуга Иванны Коберник? «К:» попытались разобраться объективно в сложивщейся ситуации.
Еще каких-то четыре года назад закупка Министерством образования школьных учебников по завышенным ценам была таким же привычным делом, как коррупция на лекарствах или на комплектующих для железной дороги. На эти и другие цели из бюджета регулярно выделялись огромные средства, которые распределялись узким кругом посвященных лиц и оседали на счетах «фирм-прокладок».
Сотни миллионов, которыми ежегодно оперировало Минобразования, распределяли несколько десятков человек, которые устанавливали правила игры, решали, кому из издателей достанется тот или иной заказ, каким тиражом он выйдет и какой должна быть «благодарность» от счастливого подрядчика.
Пошатнуть позиции тендерных коррупционеров в системе образования удалось после внедрения системы электронных торгов ProZorro. К сожалению, закупки учебной литературы эта новация почти не коснулась, поскольку здесь, кроме сугубо технических характеристик, как тираж книги, ее размер или плотность бумаги, важную роль играет содержание. При этом измеримые критерии, по которым можно безошибочно определить качество контента, отсутствуют. Все это дает почву для манипуляций с тендерными условиями и выбором победителя.
Но после Революции Достоинства в Минобразования нашли способ минимизировать злоупотребления чиновников. В конце февраля 2014 года министерство возглавил Сергей Квит. Новый глава ведомства оказался далек от школьного образования, поэтому оставил это направление под опекой своего заместителя Павла Полянского, который разделил процесс закупки учебной литературы, оставив функционерам от образования только контроль качества учебных материалов. Они могли либо принять уже готовый продукт, либо не принять его, отправив на доработку, что практически лишило их влияния на распределение бюджетных средств. Возможно, опытные коррупционеры и в такой ситуации находили лазейки для дополнительного «заработка», но масштабы были несоизмеримы с прежними.
Но главным достижением Полянского на этом поприще стало привлечение к отбору школьных учебников учителей, которые непосредственно работают с детьми. В августе 2014 года был открыт репозитарий Минобразования – электронная площадка, на которой любой зарегистрированный учитель мог ознакомиться со всеми поданными на конкурс учебниками, оставить отзыв и выбрать наиболее подходящий. Только после этого, отобранные педагогами книги заказывались министерством. Согласитесь, договориться с 430 тысячами украинских учителей можно лишь одним способом – делать те учебники, которые им нужны!
Однако с приходом в Минобразования нового руководителя – Лилии Гриневич, в ведомстве появились новые люди, которые попытались обратить изменения вспять. Ситуация, которая сложилась с закупкой «Хрестоматии современной украинской детской литературы», напоминает не шаг в «дореволюционное» прошлое, а скачек далеко назад. Закупка хрестоматии прошла даже не по старой коррупционной системе, при которой конкурс все-таки объявлялся. Тогда издатели заранее оповещались об учебниках, которые будут заказываться Министерством, и имели возможность подготовить их и предложить комиссии. Подрядчиков определял узкий круг посвященных функционеров. На этот раз судьбу бюджетных 15 млн грн определил один единственный человек – Иванна Коберник, советник министра на общественных началах. К слову, эта должность обеспечивает большое влияние и освобождает от всякой ответственности, поэтому ее так любят «кураторы» отраслей и госпредприятий.
Не будучи даже сотрудником министерства, советник решила, что учителям нужна именно хрестоматия и именно для 1-4 классов. Общественники заявляют, что Коберник сама определила необходимый тираж, нужных авторов и без объявления конкурса выбрала подрядчика, который раньше ни когда не делал учебную литературу! Не удивительно, что в итоге было допущено множество ошибок – начиная от слишком мелкого шрифта, что не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, до нарушений бюджетного кодекса, поскольку хрестоматия не учебник, а учебное пособие, и ее нельзя было закупать из «сэкономленных» на учебниках средств. В этих и других нарушениях, а также роли советника министра активисты попросили разобраться Генпрокуратуру, что было воспринято в министерстве как информационная атака.
Но Иванне Коберник не стоит принимать расследование по факту закупки хрестоматий исключительно на свой счет. Речь идёт о системных подходах к выбору учебной литературы. К тому же прокуратура не просто имеет право проверить все обстоятельства сделки, а обязана – если у налогоплательщиков, чьими деньгами Коберник так ловко распорядилась, возникают подозрения.
И вместо того, чтобы расставить все точки над «И», прокомментировать свои действия на предмет их соответствия нормам законодательства и общественной морали, советник не приводит никаких контраргументов, не говорит о конфликте интересов, когда автором и издателем хрестоматии оказался один человек – писатель и совладелец «Видавництва Старого Лева» (ВСЛ) Марьяна Савка. Коберник заявляет, что ВСЛ сэкономило 10 млн грн, но не говорит, какой была бы экономия бюджетных средств при размещении заказа у других издателей, например, в «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» Ивана Малковича или у специализирующегося на школьных хрестоматиях Александра Красовицкого (изд. «Фолио»), который много лет профессионально выпускают хрестоматии серии «Школьная библиотека».
Иванна Коберник рассказывает, что один экземпляр 640-тысячного тиража хрестоматии обошелся издателю в 24 грн, но умалчивает о себестоимости этих книг. По расчетам некоторых украинских типографий при тираже в 50 тыс. экземпляров стоимость изготовления цветной книги, аналогичной Хрестоматии для 1-2 классов (160 полноцветных страниц форматом 70х100/16 и плотностью 80 г/м2 в твердом картонном переплете плотностью 120 г/м2), составляет примерно 17 грн. Если перенести эту цену на тираж в 640 тыс. экземпляров, то общая стоимость будет около 10,88 млн грн. Однако при большем тираже цена одного экземпляра будет еще меньше, а экономия составит до трети всей суммы – около 5 млн грн.
А если вспомнить, что учебники для 5-8 классов закупались государством по 13-16 грн. при существенно меньших тиражах – 24 грн не кажутся такой уж низкой ценой. При этом пособия для 3-4 классов отпечатаны на газетной бумаге, в чем можно убедиться на любом книжном рынке, поскольку, несмотря на активную работу министерства по «вбрасыванию» хрестоматий в учебный процесс, на рынке их найти все еще проще, чем в школах.
Но, благодаря широкой огласке, ситуация с доступом к книгам начинает меняться. Ученикам их, если не раздают на руки, то хотя бы показывают. А министерство на своем сайте крутит рекламу «новики», которая удачно совпала по времени с появлением на рынках коммерческого тиража хрестоматии. Но по-прежнему остаются вопросы к системе отбора учебников и злоупотреблениям на их закупках. Остается надеяться, что вновь вернувшийся в министерство на должность госсекретаря Павел Полянский сможет донести до Коберник значимость и смысл прозрачности системы закупки учебников, что исключит повторение подобных «экспериментов» в будущем.
Несмотря на разразившийся скандал, первое лицо министерства Лилия Гриневич не спешит комментировать сложившуюся ситуацию. А ведь кому, как не ей знать, кто наделил Иванну Коберник такими широкими полномочиями, что она планирует в следующем году переиздать «под себя» всю учебную литературу для начальной школы, проигнорировав реальную потребность школ в учебниках.
Надеемся, что допущенные при закупке Хрестоматии ошибки будут нивелированы, подозрения об участии в «договорных схемах» не падут непосредственно на министра Лилию Гриневич, а родители, от чьего имени Коберник работает в Минобразования, будут уверены в высоких стандартах качества образования в стране.