Сегодня в стране готовятся принять новое трудовое законодательство. Напомним, что Украина живет по кодексу законов о труде от 1971 года, впрочем за последние двадцать лет в него были внесены изменения, один перечень которых занимает три страницы. Новый Трудовой кодекс требует формализации и оформления. Над проектом кодекса с 2008 года работали совместно и представители независимых профсоюзов, и народные депутаты, впрочем последняя его редакция, которую планируется вносить в сессионный зал для принятия в целом вызвала очень горячую дискуссию.

Председатель Федерации профсоюзов Украины Василий Хара, который является членом парламентской коалиции и соавтором закона, считает проект Трудового Кодекса балансом интересов между работодателем и наемным работником. Представители независимых профсоюзов обвинили авторов - нардепов-регионалов в том, что они изъяли из кодекса все демократические нормы, назвали его сдачей интересов трудового народа. Мы попросили прокомментировать Трудовой кодекс соавтора предыдущих редакций этого закона, представителя независимых профсоюзов, заместителя председателя Национального форума профсоюзов Украины Григорий Кабанченко.

Григорий Владимирович, Трудовой кодекс - это новая тема для украинского наемного работника. Какова главная концепция в трудовых законодательствах Европы? Как там определяется баланс интересов между работодателем и наемным работником?

Во всем мире трудовое право основывается на том, чтобы предоставить наемному работнику такие права и преференции, чтобы он хоть немного поднялся до уровня работодателя. Потому что он априори в значительно худшем положении, чем работодатель. Именно поэтому создаются профсоюзы. Именно поэтому предоставляются преференции наемному работнику. Он не может сам себя защитить, поэтому существует трудовое право. Оно хоть как-то может сохранить баланс интересов. Нам, чтобы этот баланс сохранить, необходимо ратифицировать международные конвенции, которые содержат соответствующие предохранители.

Но руководство Федерации профсоюзов в лице Василия Хары (который к тому же является соавтором проекта Трудового кодекса) высказывается в таком духе, что если раньше украинская трудовое законодательство содержало перекос в сторону интересов наемного работника, то теперь существует баланс интересов между интересами работодателя и его наемника.

Это туфта. Эти слова, которые должны служить оправданием сдачи интересов работников, предусмотренной новым Трудовым кодексом. Наемный работник и работодатель - всегда в неравной ситуации. Потому у работодателя есть все. У него есть средства, есть юридическая служба, есть возможность освободить и наказать наемного работника. У наемного работника есть возможность работать с утра до ночи, создавать объединения и обращаться в суд. При этом эффективность обращения в суды минимальна. Еще существует комиссия по трудовым спорам, куда входили работодатели и представители профсоюзов. Сейчас после вероятного принятия Трудового кодекса ее роль нивелируется.

Я предлагаю: если мы страна переходного периода, где строится такой не очень цивилизованный капитализм, то давайте поставим такой проверенный шлагбаум - ратифицируем Европейскую социальную хартию. Там права работника выписаны на европейском уровне.

Что нового вводится Трудовым кодексом при формировании трудовых отношений?

Если сейчас все регулируется коллективным договором с участием профсоюзов, то в новом кодексе коллективный договор не обязателен. Работодатель имеет выбор. Или заключается коллективный договор, либо нормативный акт. Нормативный акт - это договор, по которому работодатель сам регулирует все сферы рабочего процесса и взаимоотношений с работником. В части второй статьи 13 проекта Трудового кодекса написано, что работодатель может сам принимать нормативные акты, ни с кем их не согласовывая. И конечно, работодатель будет действовать, исходя из того, что "аз есмь царь".

Но Василий Хара говорит, что Трудовой кодекс не должен содержать разрешительные нормы, он должен устанавливать нормы, содержащие запреты.

Извините, что этот Трудовой кодекс запрещает? Ничего. Впрочем, он очень много позволяет. На сегодня все трудовое законодательство мира запрещает видеонаблюдение за сотрудниками. Потому что есть международная конвенция, которая говорит о праве на частную жизнь. А 28 статья Кодекса прямо предусматривает, что работодатель может осуществлять видеонаблюдение за работником. Причем, если раньше это было запрещено другими законами и соответственно не могло регулироваться КЗОТ, то сейчас это узаконивается. Мы категорически против этого. Человек на рабочем месте выполняет нормы труда, пишет статьи, точит детали, но она не раб. Она может встать. Должна иметь право передохнуть. А это наблюдение сможет использоваться против работника и служить шантажом.

Идем дальше. Продолжительность рабочего времени. Все международные конвенции утверждают, что если бы там не было: более 60 часов человек не может работать.

Но Трудовой кодекс содержит соответствующий запрет. Регионалы, как создатели кодекса, ссылаются на статьи 143 и 137, которые говорят, что обычный рабочее время не должно превышать 48 часов в неделю.

Повторю еще раз: Кодекс не содержит запрета, если читать его внимательно и до конца. Кодекс говорит, что максимальная продолжительность ежедневной работы по суммированному учету рабочего времени не должен превышать 12 часов.

Но Василий Хара говорит, что дальнобойщик не может сойти с дистанции из-за того, что у него 8-часовой рабочий день ...

Хара не знает, что такое дальнобойщик и европейские конвенции, где выставляются параметры для такой деятельности. Дальнобойщик не только не может работать более 8 часов, он не должен этого делать. Давайте, еще и водителю маршрутки дадим разрешение работать по 12 часов. Или у нас на дорогах мало трупов?

Но существуют так называемые нетипичные виды деятельности, которые требуют отдельного регулирования и которые не всегда укладываются в восьмичасовой рабочий день.

При всех нетипичных нормах деятельности нельзя работать больше 60 часов в неделю. Мы не ратифицировали международную конвенцию, это провозглашает и таким образом даем возможность работать бесконечно. Люди и без того работают круглосуточно.

Насколько я поняла из текста кодекса, если человек работает более 8 часов в сутки в течение недели, то следующая неделя она может работать меньше, взять выходные или денежную компенсацию.

О какой денежную компенсацию вы говорить, если у нас миллиард четыреста гривен - задолженность по зарплате? Мы же хотим узаконить сорок восемь часов. Из каких средств это будет выплачиваться? Вы верите, что-то будет выплачиваться?

Но я читала - новый кодекс сохраняет запрет работать более 48 часов ...

Неправда. Давайте читать вместе кодекс (открывает распечатанный законопроект - авт) - 143 статья говорит, что максимальная продолжительность рабочей недели по суммированному учету рабочего времени не должна превышать сорок восемь часов. Но, большая продолжительность работы может устанавливаться коллективным договором. Вы понимаете, что это значит? Что по желанию коллектива "рабочая неделя может длиться семь дней по 24 часа. А если такой договор не заключался, то это может быть установлено нормативным актом работодателя при наличии достаточных оснований. А теперь давайте почитаем о "достаточные основания". "Достаточные основания" это - "при вахтовом методе организации работы, при выполнении работ, которые зависят от климатических условий и т.д.". "И т.д.", это гениальное уточнение, которое позволит ввести любые "достаточные основания", чтобы заставить человека работать круглосуточно. Весь кодекс выписан так. Первая часть какой статьи запрещает, а дополнительные части этой же статьи позволяют этот запрет обходить в законном порядке.

Возвращаясь к продолжительности рабочего процесса ... Запомните, "суммированного учтенного рабочего времени" в Украине нет. Кто ведет учет? Кто ведет табель? Кто следит за графику 8 часов?. Мы живем в реальном времени. И надо же смотреть все разделы кодекса. Есть нормативный акт (сделанный работодателем) и является коллективный договор (который может заключаться, но который уже не имеет соответствующей силы). Как вы думаете, какой из этих документов будет стоять выше? Однозначно, документ, который введен работодателем. Нормативный акт дает возможность узаконить все, что угодно. Даже бесконечно долгое рабочую неделю. Международные нормы говорят, что человек не может работать 60 часов в неделю. Давайте введем хотя бы этот запрет. Почему не хотим? Объясните - почему? Почему нами не ратифицирована международная хартия, которая содержит прямые запреты работать больше 60 часов. Почему? Вместо этого авторы так хорошо сформулировали статьи кодекса, что и филологи и юристы скажут, что сопоставляя его различные нормы, рабочая неделя может быть протянется настолько, насколько захочет работодатель. Человека можно загнать работать в формат 7 дней по 24 часа. И это будет законно. Это и дух и буква этого кодекса. Так, этим новым кодексом мы даем возможность эксплуатировать человека, но давайте хотя бы впишем, что не более 60 часов в неделю.

Какие еще места Трудового Кодекса вы считаете самыми проблемными?

Всех людей обычно увольняют, предупреждая за два месяца. Но, если предприятие малое, до двадцати человек, то по новому закону, об этом можно предупредить за две недели. То есть это - дискриминация по месту работы. Причем, мы, члены независимых профсоюзов, вместе с ФПУ и парламентариями выбрали несколько норм, вводить нельзя, которые за гранью человечности, права и здравого смысла. Это подписали все профсоюзы, которые есть в Украине. Мы хотели оставить права профсоюзов при согласовании и увольнении с работы, внести туда статьи о гарантиях деятельности прав профсоюзов на предприятии, выбросить норму о нарушении прав людей, работающих на малых и средних предприятиях и статьи о видеонаблюдение и материальной ответственности. Кроме того, статья 200 проекта дает возможность работодателю отправлять людей в отпуск без сохранения заработной платы. И сейчас есть норма, позволяющая отправлять людей в отпуск, но при этом человеку следует то платить за простой, ее следует предупреждать. А тут просто с сегодня на завтра человека могут отправить в отпуск без сохранения зарплаты и все.

Тот же Хара говорит, что новый кодекс дает людям право на забастовку. ФПУ, восхваляя кодекс, также говорит, что рабочему дается право на дополнительный отпуск.

Право на забастовку у людей было и без Трудового кодекса. Это конституционное право, ограниченное другими нормативными актами. Но его нельзя реализовать. Процедурный легальный нормальный забастовку невозможно провести, потому что нет регламента его проведения.

Об отпусках. Знаете, в Украине есть действующий закон об отпусках, который тоже дает право на дополнительный отпуск. Если память мне не изменяет, все редакции этого закона, начиная с 1996 года, давали это право. Это даже смешно комментировать. Трудовой кодекс дает права, мы и так имеем, согласно Конституции, но скромно умалчивает о том, что они отбирают у наемного работника. Трудовой кодекс сейчас защищает права работодателя.

Еще Хара хочет кодексом разделить профсоюза на "кошерные" и "некошерные". Это голубая мечта всех председателей официальной федерации профсоюзов. Среди авторов закона - его предшественник Стоян.

Представители правящей коалиции по совместительству бывший и нынешний главы официального профсоюзного движения считают, что их профсоюз наиболее репрезентативная.

На Западе некоторые профсоюзы тоже сотрудничают с властью, но стыдливо, это не выпячивается. Такие лидеры точно не являются членами правящей партии, членами президиума. Но на сегодня главная проблема, что Трудовой кодекс, по которому должны жить все люди, официальные профсоюзы вместе с работодателями принимают тихо, без обсуждения, без национальной дискуссии, без учета интересов простого человека. Я считаю, что хотя бы год должны проходить всеукраинские дебаты.