В сентябре 2017 года президент России Владимир Путин намекнул, что не против размещения на Донбассе миротворческого контингента ООН. Президент Украины Пётр Порошенко и администрация президента США Дональда Трампа тоже поддерживают идею введения миротворцев в зону конфликта. Однако россияне опасаются, что этот шаг навредит их интересам в регионе, поэтому не хотят, чтобы полномочия миссии ООН распространялись на всю территорию ОРДЛО, в том числе границу с Россией. Украинцы же требуют безусловной передачи оккупированных районов под контроль сперва миротворцев, а затем и Киева.

Даже если удастся достичь дипломатического компромисса, до сих пор непонятно, как на практике может складываться работа миссии. Сотрудник Европейского совета по международным отношениям Ричард Гован в отчёте для Института Хадсона сформулировал критерии, необходимые для успешного развёртывания миротворческих сил на Донбассе. Его тезисы публикует газета The Washington Post.

Реальные гарантии России

Именно русские развязали войну на Донбассе, поэтому ни о какой операции по установлению мира не может идти речи, пока на это не согласится Россия.

Однако нужно помнить, что на уровне ООН Москва постоянно демонстрирует своеобразные подходы к вопросу поддержания мира. Например, в 1990-х годах Россия согласилась на размещение в Грузии миротворцев ООН, но во время российско-грузинской войны 2008 года воспользовалась правом вето, чтобы добиться прекращения миссии.

Украина и её западные партнёры должны быть уверены, что Москва не поступит аналогичным образом с миссией ООН на Донбассе. Поэтому от Кремля необходимо требовать гарантий, что он не воспользуется своим правом вето при рассмотрении вопроса в Совбезе ООН, а также выведет с украинской территории свои войска, наёмников и тяжёлое вооружение.

«Передача российско-украинской границы под контроль миротворцев покажет добросовестность Москвы», — пишет Ричард Гован в статье для The Washington Post.

Десятки тысяч миротворцев

Даже при поддержке Москвы миротворцам могут угрожать различные группировки «ДНР-ЛНР». По примеру исламских боевиков в Мали они способны перейти к методам партизанской войны, нападая на конвои и отдалённые базы. Некоторые аналитики убеждены, что для исключения самой возможности нападений потребуется около 50 тыс. военнослужащих ООН. Однако сформировать такой контингент будет проблематично, поскольку Россия точно не захочет видеть в нём представителей крупных стран — членов НАТО.

Более реалистичными кажутся другие цифры: 20 тыс. солдат. Для наблюдения за российско-украинской границей должно хватить 4–5 тыс. миротворцев — примерно столько же «голубых касок» контролируют Голландские высоты между Израилем и Сирией. Основной костяк миссии ООН может состоять из четырёх или пяти боевых групп, способных оперативно реагировать на вспышки насилия. Основу контингента могут составить солдаты Швеции и других северных государств с привлечением военнослужащих из других стран, например, Монголии, которые хорошо зарекомендовали себя в Южном Судане.

По мнению Ричарда Гована, более важен вопрос не количества миротворцев, а их возможностей и полномочий, пишет The Washington Post. Для надёжного снабжения миссии ООН потребуется множество вертолётов и самолётов.

Помощь международной полиции

Военные зачастую плохо справляются с массовыми беспорядками, поэтому им понадобится помощь полицейских сил. Гован считает, что международные полицейские силы в Украине должны состоять из отрядов, реагирующих на беспорядки, а также советников, которые будут контактировать с местными силами безопасности и украинской полицией до перехода региона под контроль Киева. Полицейская миссия на Донбассе может потребовать от 2 тыс. до 4 тыс. человек. Необходимым для этого опытом обладают Португалия, Италия и Румыния, отмечает The Washington Post.

Участие гражданского сектора

Большинство операций по поддержанию мира включает в себя мощное присутствие гражданского сектора (от 10–20%), констатирует Ричард Гован. На них возложена ответственность за управление миссией и реализацию правительственных реформ. На Донбассе гражданский сектор мог бы заняться подготовкой к проведению местных выборов, предусмотренных Москвой и Киевом в рамках соглашения «Минск-2» от 2015 года. Это стало бы предпосылкой для восстановления украинской власти в регионе.

С технической стороной дела может помочь ООН. Эта структура прекрасно справилась с организацией выборов в Конго в 2006 году, где было открыто 50 тыс. избирательных участков. Гован, пишет The Washington Post, отмечает, что провести выборы на Донбассе будет проще, однако миротворцам придётся быть настороже, чтобы не допустить насилия.

В развитие гражданского сектора, по мнению Гована, могли бы инвестировать ООН и другие международные организации, такие как ОБСЕ и Европейский союз. Реинтеграция Донбасса под их присмотром могла бы содействовать экономическому росту региона, защите прав местных жителей и присмотру за местными политиками, чтобы они не спровоцировали новые проблемы.

Участие Украины

Окончательное условие для успешной миссии состоит в том, окажет ли ей Киев весомую поддержку, считает Ричард Гован. Многие украинские политики и комментаторы хотят, чтобы сепаратистов на Донбассе привлекли к уголовной ответственности. ООН могла бы снизить накал страстей, установив правила беспристрастной оценки деятельности лиц, обвиняемых в военных преступлениях. Однако если Украина будет стремиться к тому, чтобы наказать как можно больше людей, шансов на стабильный мир не останется. «В конечном счёте все операции по поддержанию мира являются актами политического компромисса», — пишет Ричард Гован в статье для The Washington Post.

Ввод на Донбасс миротворческих сил будет иметь смысл только в том случае, если Москва и Киев по-настоящему захотят воспользоваться этим форматом. Но, учитывая, какие отношения у России сложились с Западом, шансов на это немного.