Представьте, что вы собрались лететь самолетом в дальние края. Купили билет, прошли регистрацию, сели в кресло в салоне самолета, как и другие пассажиры. Ждете. В это время заходит человек в костюме, с галстуком и говорит: «Уважаемые пассажиры! Согласно новым законам и правилам для полета в пункт назначения вы должны избрать из своей среды, из пассажиров, летчика, штурмана, авиадиспетчера, бортмеханика и даже стюардессу, после чего все избранные специалисты занимают свои места, и самолет с пассажирами летит по назначению».
Среди пассажиров — паника, шум, некоторые (умные) просятся выйти из салона, чтобы проконсультироваться. Остальные не знают, что делать, кого выбирать. Выбирают летчиком молодого спортивного парня, а он говорит: «Я никогда не был летчиком, взлететь, может, и смогу, а посадить не сумею, нужно пройти курсы, хотя бы годичные». Остальные «спецы» говорят то же самое...
Вы скажете — так не бывает и быть не может, нет таких законов. А я вам скажу — так бывает, уже есть.
Судите сами. Нам, жителям домов, предлагают создать объединение совладельцев многоквартирных домов самим, из своего коллектива избрать (или сделать вид, будто избрали) председателя (управдома), бухгалтера, паспортистку, электрика, сантехника, консьержек, уборщиц... Целый жэковский состав на один дом. И это все вместо жэка, обслуживающего таким же составом сотни домов. Сколько же нужно дополнительно людей по всему городу обеспечить зарплатой за счет жильцов!
А ведь все они должны быть специалистами. Допустим, председателю необходимо знать строительное дело, бухгалтерию, юриспруденцию, психологию и многое другое. Скажем, наймет он частную бригаду для ремонта кровли, а они такой битум зальют, что через неделю потрескается, и крыша будет протекать еще больше.
Или, скажем, председатель должен знать, как собирать с жильцов деньги на ремонт — с квитанцией или без? Нужен кассовый аппарат, кассир... А где хранить собранные деньги? Дома опасно. В банке тоже — потом придется годами добиваться, чтобы банк деньги отдал — налички нет...
Да и помещение в доме нужно найти для такого служебного аппарата — человек 8—10. Не в собственной же квартире работать! А помещения должны соответствовать определенным требованиям. И это в каждом доме. Опять же, нужен телефон, компьютер и т. д. и т. п.
Да, есть закон! Но этот закон — мертворожденный, схематичный, волюнтаристский — рассчитан на наивных, простых людей и заранее обречен на невыполнение. Выполнять его никто не собирается, дело пущено на самотек, курсы для персонала не проводятся, структура снабжения и ремонтов не намечается.
Представим на минуту, что все дома уже перешли на эту систему. Нетрудно угадать, что будет дальше. Все кинутся искать бригады для ремонта, на всех бригад не хватит. Стоимость ремонтных работ сразу подскочит, как и цены на стройматериалы — цемент, битум, рубероид, краску, известь. С учетом запущенности жилого фонда по всей Украине работ и стройматериалов потребуется много. А еще больше потребуется денег, ведь поднимутся не только цены, но и налоги, взятки и т. д.
Некоторые жильцы не потянут такой нагрузки. Например, какая-то бабушка, прожившая в квартире всю жизнь, скажет: «Я не могу больше платить, моей пенсии не хватает, не на что питаться». И тогда управдом приведет к ней человека и скажет: «Бабушка, вы не можете больше платить за квартиру? А вот этот хороший человек будет платить. Поэтому освобождайте квартиру». Придут пятеро мужиков, вынесут во двор бабушкину мебель, посадят бабушку и скажут: «Вот место для тех, кто не может платить!» Куда она обратится за помощью? Да никуда, потому что некуда обращаться. Участковый милиционер скажет: «Я ничего не могу, вы там сами избирали, добровольно переходили на эту систему, сами и решайте свои проблемы».
Когда 20 лет назад приватизировали (прихватизировали) заводы и фабрики, тоже расписывали яркими красками, обещали райскую жизнь после приватизации. Выдали ваучеры, потом акции. А что сейчас? Ни ваучеров, ни акций, ни дивидендов. И зарплата нищенская, и людей увольняют, и производство, как на волах, еле тянет. Товарный рынок заполнен «забугорными» товарами. Однако на заводах и фабриках хоть для видимости есть профсоюз. А что в жилых домах? Да ничего. Человек в своем доме, даже приватизированном, не защищен. Как, например, жильцы общежитий, которые приватизировали свое жилье, а сейчас выходят на демонстрации с требованиями вернуть их под крышу государства.
Если на заводе собственник должен крепко думать, где взять сырье подешевле и продать продукцию подороже, то в жилом фонде ничего не нужно. Сиди, попивай чаек и подставляй мешок под денежный поток! Выходит, дома — еще более жирный кусок для бандитов, чем заводы и фабрики! Их ведь можно превратить в доходные дома. А для кого доход — понять нетрудно.
Наши доверчивые люди летят как мотыльки на пламя, чтобы обгореть и тут же упасть.
А если посмотреть в целом на этот процесс — реорганизацию содержания и ремонта жилого фонда, то это не что иное, как узаконенный демонтаж, разборка по винтику нашей державы, государственной системы. Да, эта система плохая, больная. Но при желании ее можно подлечить, оздоровить, избавиться от ненужного хлама. И пусть работает на выгоду державе! Так нет, кому-то неймется, кто-то хочет ограбить народ, отнять квартиры — последнее, что осталось у людей, создать смуту.
Кое-кто априори предполагает, что все избранные управдомы — это кристально честные, добросовестные, грамотные, трудолюбивые люди. Однако жизнь показывает, что люди есть люди, если над ними нет действенного контроля. Соберет такой председатель денежки с жильцов на ремонт дома, через пару месяцев у него появится магазинчик. А дом не ремонтируется. Председатель объясняет: нет бригад для ремонта, а на самом деле сам так занижает цены на ремонт, что бригады обходят этот дом стороной. Потом председатель и вовсе пропадает — переезжает в другой район или город. И жильцы остаются с носом.
Какое сейчас положение в Киеве, сколько домов перешли к ОСМД? Да, такие дома есть — их аж 5%. То есть 5 домов из сотни. Конечно, это новые, недавно построенные дома, в которых пока нет необходимости что-то ремонтировать, красить, менять трубы, подвал сухой, с работающей канализацией и т. д. Или дом находится в центре города, на главном проспекте — запустить его не позволят городские власти. Но не думайте, что старый, запущенный дом никому не нужен. Есть такие люди, у них аж руки трясутся — скорей бы добраться до власти, собирать с бабушек и дедушек денежки... А ремонтировать — как придется. А может, и совсем не придется. Жили без ремонта и еще поживут! Да, государство (так ли?) сейчас выдает помощь для тех домов, которые уже создали ОСМД. Но люди эту показуху, эту конфетку, этот сыр в мышеловке уже видели.
Законом не предусмотрено обследование, подписание акта приема-сдачи дома. Считается, что избранный председатель примет дом на веру, «нашармачка». А если бы была предусмотрена процедура приема-сдачи домов с подписанием соответствующего акта, то кое-кто из сдающих уже сидел бы в тюрьме.
Легко предугадать, что после перехода на новую систему местными властями в председатели ОСМД будут протянуты свои люди, а там, где жители выберут «независимого» председателя, на них будет оказано всестороннее давление, чтобы подготовить почву для выкупа домов толстосумами. Появятся владельцы домов, кварталов, а то и целых городов по той же схеме, как появились владельцы заводов и фабрик. То есть сначала дом запустить, а потом выкупить по дешевке. А дома от этого будут еще больше запущены, чем заводы.