За последний год в транспортной отрасли мало что изменилось. Так считает почти половина представителей отрасли, опрошенных Центром транспортных стратегий совместно с компанией Deloitte.
В опросе приняли участие крупнейшие частные операторы транспортного бизнеса и грузоотправители — около 30 компаний.
Презентация результатов исследования «Коррупция в транспортном бизнесе» в рамках проекта «Отраслевой контроль» состоялась 6 июня.
ЭП приводит пять ключевых коррупционных «кормушек» в портовой и железнодорожной отраслях, которые, по мнению бизнеса, наносят наибольший ущерб украинской экономике.
Кадровые назначения
Общей проблемой портовой и железнодорожной отраслей, по словам представителей бизнеса, являются кадровые назначения. Если на железной дороге все завязано на одном монополисте — «Укрзалізниці», то в портовой отрасли большое количество госкомпаний.
Хотя выбор руководителей с недавних пор проводится через конкурсы, сама процедура оставляет много вопросов. Слишком много назначенных руководителей до сих пор остается в статусе исполняющих обязанности.
В 2016 году больше всего перестановок было в Одесском порту, Ольвии, Мариуполе, Южном.
Например, в Одесском порту новым руководителем стал Игорь Ткачук, который ранее исполнял обязанности гендиректора «Укрпочты». Назначение вызвало ряд вопросов, в том числе к прозрачности процедуры и обоснованности такого решения.
Игорь Ткачук — брат народного депутата от БПП Геннадия Ткачука. По словам народного депутата Сергея Лещенко, Геннадий Ткачук входит в группу, которая ориентируется на Владимира Гройсмана. Так, Игорь Ткачук был одним из транспортных перевозчиков в Виннице, городским головой которой Гройсман был до переезда в Киев в 2014 году.
В «Укрзалізниці» в зоне особого внимания — назначения руководителей департаментов, имеющих отношение к грузовым перевозкам, госзакупкам и транзиту.
«Мы знаем, что в 2016 году «черная касса» благодаря повышенной тарификации выросла в разы. У нас появились огромные вопросы по транзиту. Компании-прокладки, которым достаточно было иметь три стула и один стол, зарабатывали огромные суммы на грузовых перевозках», — говорит министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Государственные закупки
«Укрзалізниця» — крупнейшая компания в транспортной отрасли по объемам закупок. Соответственно, и уровень коррупции тут наиболее высокий, считают грузоотправители и железнодорожные операторы.
По оценкам министра инфраструктуры, коррупционные потоки на «Укрзалізниці» достигают полмиллиарда долларов в год.
Более 40% респондентов считают, что уровень коррупции при осуществлении госзакупок монополистом очень высокий.
Наиболее распространена коррупция при закупках топлива и масла. Кроме того, часто в УЗ злоупотребляют при закупке ненужных деталей, поддельных или старых запчастей, при закупках работ через подставные компании.
Недавно НАБУ возбудило уголовное дело о махинациях в «Укрзалізниці» с дизельным топливом в 2016 году. Речь идет о ситуации, связанной с пересмотром цен на дизельное топливо, закупаемое у компании «Вог аэро джет». В результате УЗ выплатила на 100 млн грн больше начальной цены.
«Каждый раз УЗ сталкивается с шантажом со стороны поставщиков: или вы повышаете цену, или мы останавливаем поставки. Таким образом, поставщики, выигравшие тендеры по самой низкой цене, затем поставляют топливо, в лучшем случае, по среднерыночной цене, а в отдельных случаях — по цене, значительно выше средней. Есть здесь коррупционный элемент? Я уверен, что есть», — говорит Омелян.
Еще один яркий пример — закупки рельсовых скреплений у компаний, связанных с народными депутатами от БПП Ярославом и Богданом Дубневичами. Их неоднократно обвиняли в том, что контролируемые ими компании продают УЗ продукцию по завышенным ценам.
Все это привело к тому, что в начале 2017 года детективы НАБУ начали досудебное расследование закупок компаний братьев. По оценкам детективов, представители корпорации Дубневичей незаконно завладели 12 млн грн.
Еще одним громким скандалом 2016 года стал тендер на дноуглубление в порту «Южный». Победителем тендера на миллиард стала компания «Jan De Nul Украина», связанная с помощником народного депутата от «Народного фронта» Сергея Фаермарка, хотя голландская компания «Van Oord Украина» предлагала цену на 90 млн меньше.
В октябре 2016 года Лещенко передал премьеру Владимиру Гройсману документы об этой афере. Позже скандальный тендер был отменен.
Экологический и фитосанитарный контроль
Основной проблемой портовиков являются экологи. Хотя в 2016 году эту проблему пытались решить, все равно более 50% респондентов жалуются именно на эту службу.
В исследовании отмечается, что рынок позитивно оценил проведенную дерегуляцию в портах: уровень коррупции при осмотрах судов значительно снизился. При этом более 20% респондентов отметили, что процедуры экологического и фитосанитарного контроля все еще подвержены высоким коррупционным рискам.
«Весной 2016 года в портах опять появились те же проверяющие, но уже с «погонами» Укртрансбезпеки. Агентским компаниям «настоятельно рекомендуют» заключить некий контракт с частной компанией», — говорится в исследовании.
В этот раз «обилечивают» за пломбировку клапанов судна. Несогласные сразу же попадают под проверки по надуманным предлогами. Простой судов в портах приводит к срывам поставок и обходится недешево — 10-20 тыс долл», — отмечается в презентации.
Распределение вагонного парка
Еще в 2016 году министр инфраструктуры обещал покончить с «вагонным рэкетом«. «Мы не позволим вернуться к позорной практике вымогания денег за вагоны», — заявлял Омелян.
Крупные промышленные грузоотправители до сих пор говорят о проблеме нечестного распределения вагонов. Заявки большинства компаний УЗ выполняет не в полном объеме.
Промышленные компании отмечают, что в большинстве случаев пользуются частным вагонным парком, потому что получить государственные вагоны невозможно.
«Ты получаешь вагон вовремя, но дорого, или позже, но дешевле, или не получаешь вообще. При этом такая услуга коррупционна на всех уровнях, начиная от руководства, раздающего указания, и заканчивая начальниками станций, обеспечивающими техническую подачу этих вагонов вовремя и по графику», — говорит один из участников рынка.
Как следствие, объем заявок выполняется менее чем на 50% от необходимого, сообщается в исследовании.
Чтобы решить вопрос распределения вагонов, «Укрзалізниця» в 2016 году анонсировала создание специальной автоматической системы, которая исключит человеческий фактор в принятии решений, куда должен идти вагон.
Суть системы в том, чтобы в одних руках сосредоточить и вагоны, и решения, куда они должны идти, но только в автоматическом режиме. Однако пока алгоритм распределения вагонов остается без изменений.
Осуществление землеотводов
Еще одна проблема транспортников — получение земли. Проблемы с землеотводом часто приводят к «нездоровому интересу» со стороны силовиков и судебным разбирательствам.
«Сложность землеотвода в том, что власти выделяют земли под строительство терминалов на свое усмотрение и чаще всего честным путем получить желаемую территорию невозможно», — отмечается в исследовании.
Кроме того, существует путаница в землях акваторий. Хоть они и принадлежат АМПУ, но, как и в случае с землей, получить землеотвод под терминал не так просто.