То, что социологи отдают в президентской гонке предпочтение Петру Порошенко, вовсе не повод опускать руки для его основного конкурента. Юлия Тимошенко могла бы аргументированно возразить, что рейтинг Порошенко, за которого готов отдать голоса каждый четвертый респондент соцопросов и почти каждый третий твердо решивший прийти на выборы избиратель, не является ни «исторической неизбежностью», ни «осознанной необходимостью». Это — не более чем результат стечения обстоятельств.
Действительно, еще два месяца назад Порошенко (да и не он один) к такому развитию событий не готовился. Политические лидеры Майдана как наиболее вероятный рассматривали сценарий, по которому выборы президента состоятся в определенные законом сроки — весной 2015 года, в лучшем случае — на полгода раньше. Но вторая половина февраля разметала все планы, а социологические опросы, проведенные в середине марта, зафиксировали новую реальность. Порошенко, который еще совсем недавно подумывал о том, чтобы объединить усилия с Анатолием Гриценко (рейтинг которого колеблется в пределах 3–4%), принял «почетную капитуляцию» Виталия Кличко (которого все считали главным фаворитом в будущей дуэли с Януковичем).
О степени неготовности Порошенко свидетельствует то, что лидер электоральных симпатий какие-нибудь две недели назад не имел ни собственной фракции в парламенте, ни узнаваемого партийного бренда, ни структур на местах. Все эти дыры в срочном порядке приходится латать с помощью УДАРа, перебежчиков из «Батькивщины» разной степени свежести, не присоединившихся к «Батькивщине» «фронтовиков» и ситуативных союзников, среди которых называют такие непохожие фигуры, как семья Балог, Андрей Деркач, Сергей Шахов, Алексей Гончаренко.
С опорой на цифры
Для того чтобы выиграть выборы, иногда бывает достаточно убедить избирателя в том, что именно ты их и выиграешь, — социологам этот феномен известен. Именно поэтому во всех серьезных социсследованиях отдельным пунктом прописан вопрос «Независимо от того, кого из кандидатов вы поддерживаете, кто все-таки победит на выборах?» Так вот, 23,6% украинцев не сомневаются, что Порошенко выборы и выиграет (лишь 8,8% думают, что это удастся Тимошенко), — зафиксировано в результатах опроса, проведенного СОЦИС, КМИС, группой «Рейтинг» и Центром Разумкова.
В этой ситуации относительно простая выигрышная стратегия Порошенко — прицельно обстреливать избирателя результатами опросов, в которых он — безальтернативный лидер (правда, перегибать палку тоже нельзя — можно лишить «своего» избирателя мотивации прийти на участок). Любопытнейший момент: предыдущая редакция закона о выборах президента запрещала публиковать результаты опросов общественного мнения уже за две недели до выборов — а принятые 13 марта поправки запрещают публиковать рейтинги в последние два дня перед голосованием. Это может значительно усложнить задачу Петру Алексеевичу: буквально в последнюю неделю на головы избирателей может обрушиться вал фейковых и поддельных рейтингов, способных сбить с толку кого угодно и посеять сомнения в безальтернативной победе Порошенко.
Но работа над формированием образа «уверенной поступи к победе» ведется. Характерная деталь: в начале недели СМИ облетают результаты свежего соцопроса, проведенного по заказу Международного республиканского института (США). Понятно, что с более чем 10%-ным запасом лидирует Порошенко — но обращает на себя внимание тот факт, что среди кандидатов по-прежнему значится Виталий Кличко. Очевидно, что практический смысл такого опроса уже равен нулю — зато вторая информационная волна «Порошенко — лидер гонки» создана.
Еще одно условие работы на удержание стартового результата — неучастие Порошенко в дебатах со второстепенными политическими оппонентами. Единственные дебаты, на которые может согласиться лидер гонки, — перед вторым туром выборов. И то не факт — можно по примеру Януковича в 2010 году и не соглашаться. Тем более что дебаты с Тимошенко — та еще «русская рулетка».
Ядром по попутчикам
Конечно, самый интересный вопрос, что может противопоставить этому Тимошенко. Самый распространенный ответ, облюбованный конспирологами и политологами разной степени компетентности, сводится, как правило, к двум словам: сорвать выборы. Что ж, следует признать, что вероятность срыва выборов существует. Полноценная их отмена будет возможна в случае введения военного или чрезвычайного положения. Но сможет ли одна Тимошенко воспользоваться его последствиями в собственных интересах? Или Кремль уже сам решит, что делать дальше?
Поэтому спекуляции на тему «Путин начнет войну, чтобы сорвать выборы для Тимошенко» выглядят приблизительно так же, как утверждение, что аннексия Крыма была устроена Кремлем исключительно ради трудоустройства Сергея Аксенова.
Целесообразнее обратить внимание вот на что: по данным упомянутого опроса «большой социологической четверки», рейтинг Тимошенко — 8,2%, а рейтинг «Батькивщины» — 15% (у Порошенко личный — 24,9%, но за партию «Солидарность» при условии, что Порошенко будет ее лидером, готовы голосовать 14,8%). При этом, как не раз утверждали эксперты, ссылаясь на закрытые данные, антирейтинг Тимошенко (количество тех, кто не проголосует за нее ни при каких обстоятельствах) колеблется в пределах 50–60%.
О чем это говорит? У Тимошенко, несмотря на очевидный «потолок роста», есть устойчивое электоральное ядро — как раз на уровне «партийных» 15%. А у Порошенко такое ядро еще не сформировано, его избиратель в большинстве своем — ситуативный симпатик. Как уже писали «k:» (см. №11 от 28 марта), к Порошенко качнулись симпатии избирателей, «уставших от Майдана» и ищущих хоть какой-то передышки и стабильности.
Так что ситуация не выглядит безнадежной для Юлии Владимировны. Своих закаленных сторонников она сохранит, определенный процент может добрать. А вот как поведут себя сомневающиеся избиратели?
В Сеть уже запущены полуаматорские вирусные ролики и демотиваторы, рисующие очень неприглядные образы Петра Алексеевича. Ему инкриминируют не столько нажитые миллиарды, сколько политические беспринципность, всеядность, мимикрию. Вспоминают его некогда тесные отношения с Виктором Медведчуком, и тот факт, что Порошенко стоял у истоков создания Партии регионов, и его роль в развале «оранжевой» команды, и то, что Порошенко работал и в правительстве Тимошенко, и в правительстве Азарова. В виде изюминки — сцена, в которой Виктор Янукович обещает «оторвать голову Порошенко» (сентябрь 2012 года), который «играет в политику» вместо того, чтобы работать. Создатели «вируса» подчеркивают, что после этого «принципиальный» Порошенко испугался и ушел из Кабмина в депутаты.
И, конечно, не обходится без кадров, на которых Порошенко в начале декабря 2013 года пытается остановить штурм Администрации Президента. Вывод таков: теперь-то мы понимаем, кто герой, а кто провокатор; и если бы не Порошенко, Банковую удалось бы захватить еще в начале протестов, избежав дальнейших жертв. В общем, очевидно же, на чьих руках кровь «Небесной сотни». Это, конечно, только начало «черной кампании» против Порошенко.
Ирония судьбы в том, что в поражении на выборах 2010 года сторонники Тимошенко яростно обвиняли «протывсихов» — избирателей, которые не увидели принципиальной разницы между Тимошенко и Януковичем. Теперь уже увеличение числа тех граждан, которые будут уверены в том, что и Порошенко и Тимошенко — «одно и то же», представители «старой власти», «все они одинаковые», играет на руку лидеру «Батькивщины». Чем больше разочарованных «протывсихов», тем весомее каждый голос электорального ядра Юлии Владимировны — так что в каком-то смысле ей удалось не только пережить Януковича в политике, но и занять его место.