Происходящий в Печерском суде процесс над лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко затмевает любые новости, связанные с ее однопартийцами. Правда, за последние полтора года наметилось всего два рода известий о «бютовцах» — или кто-то стал перебежчиком, или кого-то «прессует» власть. Долгое время держался в стороне от подобных новостных лент самый богатый нардеп от БЮТ Константин Жеваго. Но, как оказалось, это было временное явление.

В минувший понедельник сообщения о «маски-шоу» на предприятиях Жеваго посыпались как из ведра. Первой жертвой обысков СБУ стал белоцерковский производитель шин завод «Росава». Действия спецслужбы парализовали предприятие на целый день. Второй удар был нанесен в самое сердце — выемки документов стали происходить в центральном офисе банка «Финансы и Кредит». Завершили эсбэушники свой рейд в понедельник обысками в офисе футбольного клуба «Ворскла». Перед этим, между прочим, силовики уже посетили целый ряд предприятий, входящих в группу «ФиК» Жеваго — Стахановский вагоностроительный завод, фармацевтическую корпорацию «Артериум», Потавский ГОК.

Пока посещения силовиков избежали жемчужины машиностроения бизнес-империи Жеваго — кременчугский «АвтоКрАЗ» и керченский судостроительный завод «Залив». Но это пока. В остальных случаях все происходило по тому же сценарию, что и на «Росаве», — вооруженные автоматами люди в масках, представляющиеся сотрудниками СБУ, проводят масштабные обыски, выемки документов и конфискацию системных блоков, ссылаясь на открытое уголовное дело без каких-либо подробностей. Лишь к вечеру «черного» для Жеваго понедельника из СБУ стали распространяться слухи о том, что следственные действия на предприятиях группы «Финансы и Кредит» проходят в рамках расследования уголовных дел о фиктивном предпринимательстве и должностной фальсификации.

В связи с этим к спецслужбе напрашивается единственный вопрос. Почему потребовалось вмешательство СБУ, неужели «фиктивное предпринимательство» группой «ФиК» достигло таких масштабов, что уже есть угрозы национальной безопасности страны? Но спецслужба молчит и даже официально не подтверждает причину случившегося  на предприятиях Жеваго. Тем самым, создавая благодатную почву для размышлений о политической мотивации действий СБУ или содействию чьему-либо рейдерству в отношении группы «ФиК».

В пользу версии о политическом заказе свидетельствуют произошедшие изменения в Измаильском морском порту. 24 года им бессменно руководил Валентин Котельный, в прошлом году он достиг пенсионного возраста, но работу оставлять не спешил. Когда осенью 2010-го руководство Минтранса пыталось снять его с должности, портовики вышли на улицу с акциями протеста и защитили своего начальника, в ситуацию на стороне Котельного вмешалась даже мэрия Измаила. Но в начале июля таки произошла смена руководства порта. Кроме пенсионного возраста есть у Котельного еще один «минус» — он лоялен к Жеваго. Между прочим, половину грузопотока Измаильского порта обеспечивает жеваговский Полтавский ГОК.

А ведь такого неуважительного отношения власти к одному из самых богатых украинцев Константину Валентиновичу можно было и избежать. Ровно год назад Жеваго был приглашен на юбилейный, 60-й, день рождения Виктора Януковича, но столь прозрачного намека понимать не хотел, с Юлией Тимошенко не порвал и, судя по всему, финансировать «Батькивщину» не прекратил. Серьезное предупреждение от власти Жеваго получил на местных выборах-2010, когда его правая рука нардеп Олег Бабаев был снят с регистрации в качестве кандидата в мэры Кременчуга. Бабаеву все же удалось восстановиться и, что закономерно, победить с большим перевесом. Полгода назад группа «ФиК», правда, сделала полшага в сторону власти — став мэром, Бабаев приостановил членство в «Батькивщине» (а он был главой кременчугской партийной ячейки) и помирился с «регионалами», что позволяет ему пока управлять городом без серьезных подножек от Партии регионов. Но все эти жесты «фиников», как оказалось, лишь отсрочили на полгода их проблемные отношения с властью.   

Сейчас у Жеваго есть несколько примеров из опыта его соратников-«бютовцев» для выбора собственного поведения. Пример первый: крымчанин Андрей Сенченко и харьковчанин Арсен Аваков. Оба не сдались на милость ПР, но и их бизнес-интересы изрядно урезали. Пример второй: земляк Авакова Александр Фельдман и выходец из Донбасса Александр Шепелев. Оба пополнили парламентскую фракцию ПР и теперь пребывают в орбите влиятельного «регионала» Юрия Иванющенко. Однако Шепелев из самостоятельного банкира уже превратился, по сути, в наемного советника Юрия Владимировича в банковских делах, Фельдману грозит та же участь, разве что советовать Иванющенко он будет в том, в чем лучше всего разбирается, — в базарных делах. Пример третий: Тариэл Васадзе. Переход в правящую коалицию не уберег его от пристального внимания Генпрокуратуры и, что самое интересное, в качестве соучастника якобы злоупотреблений Тимошенко. В деле о «скорых» для сельской местности ГПУ установила, что машины хранились на складах подконтрольной Васадзе корпорации «УкрАВТО», здесь же осуществлялась растаможка автомобилей, и даже предоставлялись дополнительные услуги по оклеиванию кузовов «скорых» рекламной продукцией кандидата на пост президента Тимошенко.

И, наконец, пример четвертый: нардепы-приятели Богдан Губский и Сергей Осыка. Губский фактически полностью отлучен от своего любимого дела — земельного бизнеса. И это несмотря ни на его «посильную помощь» власти на местных выборах, когда участию «Батькивщины» в избирательном процессе на Киевщине помешал клон партячейки, сплошь состоящий из людей Губского, ни на то, что его соратники не просто ушли из БЮТ, а влились непосредственно в парламентскую фракцию ПР (так поступили близкие к Губскому Владимир Иваненко, Петр Кузьменко и Игорь Савченко). Ну а Осыка, покинув оппозицию, не смог сохранить доминирование в излюбленной им тендерной сфере. Обоих, несмотря на их прошлое влияние, власть использует в качестве обычных «тушек».

Впрочем, какому бы примеру ни последовал Жеваго, рейтинги Тимошенко и «Батькивщины» его действия не подорвут, а, вероятно, даже увеличат. Но отход Жеваго от оппозиции чреват двумя не менее важными проблемами. Во-первых, «фиников» во фракции БЮТ — целый десяток, и почти всем им на парламентских выборах-2012 Жеваго смог бы обеспечить победу на мажоритарке. Для Тимошенко потерять Жеваго — это не досчитаться десяти нардепов в своей фракции как сейчас, так и осенью 2012-го. А во-вторых,«Батькивщина» окончательно лишится системного спонсорства со стороны крупного бизнеса, а других кандидатов среди толстосумов на жертвование собой ради идеи нет и в ближайшее время не предвидится. 

Теперь перед Тимошенко стоит один из самых сложных вопросов — финансирование партии. Дело в том, что централизовано денег не дает никто уже более чем полгода.Региональные отделения переведены на самофинансирование, что в переводе на человеческий язык означает, что центр больше не влияет на то, что творится в регионах. Теперь же, после того как Тимошенко может потерять последнего системного спонсора, ей просто необходимо что-то решать. На носу парламентские выборы и у нее, по самым оптимистичным прогнозам, есть не более 30 кандидатов, которые готовы подставить свой бизнес и самостоятельно профинансировать свои избирательные кампании. Остальным нужно помогать из центра. Не говоря уже о том, что по самым скромным подсчетам надо потратить не менее 200 млн. на выборы по «пропорционалке». Таким образом, перед Тимошенко стоит дилемма: достать что-то из тумбочки (официально тумбочки не существует) и профинансировать выборы за свои. Но, проведя несколько десятков людей в парламент, не факт, что половина из них не сбежит. А во-вторых, судя по всему, сама Юлия Владимировна не имеет шансов возглавить список, так как будет осуждена самым справедливым украинским судом. Есть другая проблема — не профинансировав избирательную кампанию, Тимошенко теряет шансы на реванш в будущем. Правда, в «бютовских»  реалиях есть третий вариант, которым последний год пользуются однопартийцы Юлии Владимировны. Они живут по принципу «как-то рассосется». Надеясь на то, что как-то оно да будет, народ своего лидера не забудет, где-то проголосует, и кто-то да и пройдет.