С момента ареста Юлии Тимошенко, в течение всего судебного процесса и до момента оглашения приговора она была неизменным ньюсмейкером как в отечественных, так и в зарубежных СМИ. Однако с того дня, как ее этапировали в Качановскую колонию, новостной поток не то чтобы иссяк, но стал куда более однообразным. Украинцы знают о Юлии Тимошенко две вещи: что она сидит, и что она больна. Образ «зечки», жалующейся на здоровье, так настойчиво вбивается в головы обывателей, что скоро все забудут, что вообще-то, Юлия Тимошенко – влиятельный политик, серебряный «призер» президентской гонки и лидер одной из крупных оппозиционных партий.
Похоже, именно этого и добивается власть. Изначально понимая, что даже после того, как Тимошенко увезут из Киева, интерес к ней не пропадет, властной команде было важно не столько заглушать информационные потоки из колонии, сколько направлять их в правильное русло. Не зря СМИ, которые считаются провластными, так жадно хватаются за любую информацию из камеры, где сидит Юлия Тимошенко. Ее сокамерницу, которая помогает ей передвигаться, сделали настоящей звездой. Саму Тимошенко позиционируют исключительно как заключенную, которая имеет проблемы со здоровьем. Как политик она больше не фигурирует.
Можно возразить: Юлия Владимировна пишет письма из тюрьмы. Было политическое послание (хоть и несколько утопическое) с призывом создать единый оппозиционный список во главе с Линой Костенко. Да и по поводу выборов в Обухове Юлия Владимировна высказалась однозначно: проигрыш оппозиции нужно воспринимать как сигнал к объединению. Но по двум политических письмам за несколько месяцев трудно сделать вывод, что Тимошенко по-прежнему является знаковым политиком.
Соратники Юлии Владимировны, увы, тоже не слишком старательно поддерживают мысль о том, что их лидер – в строю, в курсе всех событий, является реальным, а не номинальным лидером партии. Ее защитник Сергей Власенко систематически сообщает из колонии ужасающие вещи: то сообщает, что Тимошенко не может ходить без ходунков, то к ней в камеру собираются подселить убийцу. Несомненно, оппозиционеры, педалируя тему здоровья экс-премьера, поступают вроде как правильно: о том, что власть издевается над лидером оппозиции, должен помнить весь мир. Но в том-то и беда, что такая информация больше рассчитана на западных политиков и правозащитников. Украинскому избирателю, если говорить откровенно, эта тема уже набила оскомину. Граждане привыкли к тюремным телероманам: у человека, попавшего в тюрьму, обостряется хроника и расцветает целый букет болезней.
Получается, что оппозиционеры попались в расставленную властью технологическую ловушку по превращению Тимошенко в виртуального политического персонажа. На рейтинг самой экс-премьера информация из Качановки не влияет. А вот как сведения из колонии отображаются на рейтинге возглавляемой ею партии – большой вопрос. Власти это более чем удобно: чем больше «Батькивщина» рассуждает о болезни Тимошенко и требует ее освобождения, тем меньше уделяет внимания другим вопросам. Как ранее писали «Комментарии», оппозиции оставляют только один предвыборный слоган «Юле – волю!». С расчетом, что особых дивидендов он не принесет.
И, наверняка, созданный образ больной, ни на что не влияющей «зечки» будет еще активнее мусироваться властью ближе к выборам. Тогда появятся эксперты и друзья-соратнички, которые расскажут о том, что многие решения (в том числе относительно кандидатов в списках и по мажоритарке) принимались Турчиновым и Ко вопреки воле Тимошенко. Оппозиционеры заявят, что это – ложь. Да, но, поди проверь, если к тому времени тюремщики скажут: Юлия Владимировна так больна, что не может встречаться ни с Власенко, ни с дочерью, ни с кем-либо другим…