Полученные киевлянами в январе платежки за теплоэнергию, поставленную в последнюю декаду ноября и за весь декабрь, без преувеличения повергли большинство клиентов «Киевэнерго» в шок. Для многих суммы оказались неподъемными. Киевляне массово стали обращаться в центры обслуживания клиентов «Киевэнерго» с категоричными требованиями объяснить, разобраться, сделать перерасчет. В противном случае грозят отказом оплачивать выставленные счета. По информации ZN.UA, подобная ситуация возникла и во многих других городах и населенных пунктах страны.

Киевская энергокомпания срочно созвала пресс-конференцию, в ходе которой ее руководство объяснило, что суммы к оплате получились такими большими, потому что платеж выставлен за часть ноября и весь декабрь (в некоторых случаях период между снятием показаний домовых счетчиков составляет 41 день — 10 последних дней ноября и 31 день декабря 2016 г). А что тариф высокий, так, мол, это не самоуправство «Киевэнерго», а решение правительства и национального энергорегулятора.

Но киевлянам от этого легче не стало. Тем более что постоянные перерасчеты за теплоэнергию с начала отопительного сезона 2016/2017 гг. запутали всех настолько, что граждане уже не верят ни правительству, ни НКРЭКУ, ни теплопоставщикам. И не исключают, что и в этот раз снова последует перерасчет, так что платить не спешат даже те, кому это еще по карману. Ни те, кто при таких-то тарифах замерзает в квартирах. Ни те, кто вынужден открывать настежь все окна из-за непомерно горячих батарей. При этом определить четкую закономерность в обеих вышеназванных ситуациях практически невозможно — у каждого дома и даже квартиры своя специфика.

Своя специфика и при начислении платы за теплоэнергию. Домам со счетчиками тепла считают по показаниям приборов, без счетчиков — по средневзвешенному значению потребления тепла домами со счетчиками согласно декабрьскому постановлению Кабмина.

Усугубляет ситуацию наличие субсидиантов. Так как начисление субсидий происходит по календарному месяцу, тепловики перестроили съем показаний домовых счетчиков так же — по календарному месяцу. Из-за этого увеличилось количество дней отопления в декабрьских платежках.

Те, кто вовремя оформил субсидию, отчасти выиграли. А таких в Украине на сегодняшний день уже около 7,5 млн домохозяйств! По отношению к пожилым людям, для которых правительство сподобилось только на грошовую пенсию, это хоть отчасти справедливо. И еще немного выгадали владельцы частных домов, которые могут самостоятельно регулировать температуру и при желании и старании использовать возобновляемые энергоресурсы. Хотя это дорогое удовольствие, так что выгода тоже пока условная.

Субсидиальный аспект порождает массу проблем и ложится тройным грузом на тех, кто работает легально и платит налоги в бюджет. При этом у многих из них после оплаты всех коммунальных платежей, телефона и интернет-услуг остается на жизнь не намного больше, чем у несчастных пенсионеров. Они же пытаются помогать пожилым родителям и оплачивать учебу детей. До субсидии они еще не дотягивают. Пока. Но, похоже, правительство над этим усиленно работает.

О том, что тотальное субсидирование никак не стимулирует граждан к энергосбережению, ZN.UA рассказывало подробно и не один раз. Зачем себя ограничивать в потреблении энергоресурсов, если субсидии почти все покроют? Да еще испорченное «сарафанное радио» разносит слухи о том, что если субсидиант сократит потребление, то уменьшат и сумму субсидии…

Если субсидирование задумано было для спасения НАК «Нафтогаз Украины» от банкротства, то способ выбран, мягко говоря, неудачный. Вместо прямых бюджетных дотаций НАК закрывает свои дыры субсидиями из того же госбюджета. И вот «Нафтогаз» уже с прибылью! Что выиграло правительство при кардинальном повышении тарифов и тотальном обнищании граждан, вопрос риторический.

С конкретными злободневными вопросами о теплотарифах и механизме их начисления, особенностях учета теплопотребления и проблемах централизованного теплоснабжения ZN.UA обратилось к коммерческому директору ПАО «Киевэнерго» Евгению БУШМЕ.

За что мы платим?

— Евгений Юрьевич, объясните популярно и аргументированно, почему клиенты «Киевэнерго» получили баснословные счета за теплоэнергию за часть ноября и декабрь? Каков механизм начисления платы? Почему с октября мало кто понимает, за что и почему платит? У людей создается впечатление, что вы преднамеренно их вводите в заблуждение. Октябрьские платежки пересчитали, но следующие всех повергли в шок.

— «Киевэнерго» пытается объяснять, за что и почему выставлены такие счета, несколько последних недель. И что наши клиенты платят только за использованную теплоэнергию. Некоторые декабрьские платежки учитывают более 30 дней. Поэтому начислены большие суммы за фактически потребленную теплоэнергию.

— После всех перерасчетов и скандальных случаев, ставших публичными, вам на слово не верят и не поверят.

— На слово и не надо. Механизм начисления платы за теплоэнергию утвержден правительством и НКРЭКУ. Все начисления и перерасчеты проводились нашей компанией согласно этим документам. Постараюсь объяснить, почему и вследствие чего это происходило. И почему полученные в 20-х числах января платежки содержат большие суммы, чем обычно.

На рис. 1 представлен алгоритм начислений платы за теплоэнергию в домах со счетчиками тепла, без счетчиков и в домах с поврежденными или украденными приборами учета тепла. Тариф за 1 Гкал, утвержденный НКРЭКУ с октября 2016 г., составляет 1416,96 грн. Согласно этому механизму, описанному для каждой из трех вышеназванных категорий домов, и по такому тарифу начислялась плата за теплоэнергию с ноября предыдущего года.

teplotarify 01 dc93a— Премьер Гройсман требовал пересчета платежей еще за октябрь, когда жители домов, в которых нет или не работают счетчики тепла, или они не взяты вашей компанией на коммерческий учет, получили счета в несколько раз большие, чем жители аналогичных домов со счетчиками тепла.

— Я бы не стал обобщать — у каждого дома есть своя, условно говоря, тепловая история. Тем не менее как только правительство и регулятор приняли новый механизм начисления платежей, мы выполнили перерасчеты, приведенные на рис. 2, представляющем алгоритм пересчета начислений за централизованное отопление в октябре.

teplotarify 02 5329eЧто же касается начислений с ноября 2016-го, представленных на рис. 3, то на примере стандартной двухкомнатной квартиры общей площадью 56 кв. м наглядно показана разница расчета стоимости отопления 1 кв. м, которая после введения в действие постановления правительства №865 от 9 декабря 2016 г. сократилась с 34,40 грн до 22,72 грн за 1 кв. м.

teplotarify 03 b572c— Формально тариф на теплоэнергию, установленный национальным энергорегулятором в гривнях за гигакалорию, не изменился и по-прежнему составляет 1416,95 грн/1 Гкал. Но клиенты вашей компании получили в январе к оплате квитанции с большим объемом начислений — с учетом сверхнормативных гигакалорий. Получается, что и расчетная стоимость отопления 1 кв. м увеличивается в зависимости от объема использованных гигакалорий. Именно об этом нам пишут читатели и просят задать этот вопрос вам. Принесла вам анализ начисленных платежей по конкретному примеру. Ответите?

— Отвечу, когда изучу все аргументы и проанализирую предоставленные вами квитанции. В данный момент я не располагаю всеми необходимыми для анализа документами — до недавнего времени расчеты проводились через ГИВЦ. Теперь все расчеты мы просим проводить напрямую с нашей компанией в удобной для наших клиентов форме. Но в ближайшее время вы получите ответ на этот вопрос.

«Мы приходили, но вас не было»

— Многие киевляне жалуются, что в квартирах холодные батареи, несмотря на ваши заявления об увеличении теплоснабжения в пики холодов. Нередко это технический вопрос, но соответствующие службы «Киевэнерго» не торопятся устранять проблемы. Примеров много. В такой ситуации граждане если и не совсем замерзают, надевая все теплые вещи, но в первую очередь беспокоятся о здоровье детей. А также спрашивают, изменятся ли и как цифры по оплате за отсутствующее тепло. При таких тарифах вопрос, согласитесь, правомерный.

— Проблема включает, по меньшей мере, две составляющие. Первая: если теплоэнергия на входе в домовую систему не отвечает нормативным требованиям, конечно, обязанность и дело инженерно-технических служб «Киевэнерго» как можно быстрее решить эту проблему. Мы не игнорируем обращения граждан.

Вторая составляющая — внутридомовые коммуникации. Мы не имеем к ним доступа, а также права вмешиваться. Эти системы принадлежат владельцам дома, если это ОСМД, или являются обязанностью обслуживающей дом компании, ЖЭО. Именно они должны заботиться о состоянии внутридомовых коммуникаций. Но пока что ОСМД, способных отстоять права своих членов, немного. Большинство из них созданы в новостройках, где нет проблем зданий «пенсионного возраста», как в большинстве жилищного фонда страны и Киева, в частности.

— К сожалению, приняв закон о реформе ЖКХ, ни парламент, ни правительство, ни местные органы власти не позаботились о том, как жители будут решать системные проблемы, скапливавшиеся десятилетиями. Поэтому сегодня люди растеряны, не понимают алгоритма действий для устранения проблем, в частности с отоплением жилья. Например, весь стояк 16-этажного дома по ул. Василия Порика уже неделю с холодными батареями. Жители этих квартир звонят по телефону в соответствующие службы «Киевэнерго», им обещают проверить, а потом оказывается, что… «мы приходили, но вас не было». Возможно, и приходили, но никто их не видел, проблемы там так и не решены. А мороз усиливается.

— Наши технические службы могут проверить состояние сетей до входа и на входе в домовые сети. Для этого присутствие жителей не обязательно. Если они не выявили проблем нашей ответственности, доложили об этом диспетчеру, то дальше — вопрос к компаниям и службам, ответственным за внутридомовые системы. Хотя иногда бывает, что наши специалисты не имеют доступа к узлам входа во внутридомовую инфраструктуру — закрыт подвал, завален чем-то, затоплен, или действительно на момент приезда нашей бригады не было жителей, вызывавших службу. К слову, штат киевских тепловых сетей ПАО «Киевэнерго» насчитывает более 6000 человек.

— Понятно, вы будете защищать своих сотрудников. Но проблем от этого не станет меньше.

— Не в этом дело. Вот посмотрите — это документ, который подписывает каждая компания (управляющая, ЖЭО) в период подготовки к началу очередного отопительного сезона. Каждая из них обещает проверить и внутридомовые системы, устранить неполадки. Однако чаще всего эти обязательства так и остаются только на бумаге. С началом отопительного сезона все «бумажные» обещания жители ощущают на себе.

Я не перекладываю ответственность на других, но прошу граждан необоснованно не обвинять нас в том, к чему мы не имеем отношения. Если же наши специалисты не устранили проблему, сообщайте — наши операторы и аварийная служба работают круглосуточно.

— Сколько средств «Киевэнерго» вложило в реконструкцию и развитие энергокоммуникаций столицы? Заключая договор аренды, ваша компания брала инвестобязательства.

— Инвестиционные программы двух последних лет были направлены на установку домовых теплосчетчиков. Почти весь прошлый год, как вы знаете, у компании были арестованы счета по искам НАК «Нафтогаз Украины» по штрафам на старые газовые долги. Мы не могли не то что выполнять инвестиционные обязательства, но и вести нормальную операционную деятельность — готовить столицу к отопительному сезону, обеспечивать всем необходимым аварийные бригады. Тем не менее за все это время столица не ощутила энергетического «голода» — все с электричеством и теплом.

Что касается инвестиционных обязательств. За время управления коммунальным тепловым хозяйством «Киевэнерго» в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства. В тепловой блок инвестировано 2,6 млрд грн, в том числе около 1,8 млрд за счет источников, предусмотренных соглашением с городом, и 727 млн грн собственных средств.

Сумма инвестиционной программы на 2016 г.составляет 217,6 млн грн (без НДС), в частности:

— мероприятия по обеспечению технологического и коммерческого учета на сумму 163,7 млн грн (без НДС);

— выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по реконструкции тепловых сетей и теплоисточников — 53,3млн грн.

Сумма инвестиционной программы на 2015 г. составила 243,8 млн грн (без НДС), в частности:

— мероприятия по обеспечению технологического и коммерческого учета на сумму 155,5 млн грн (без НДС);

— выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции тепловых сетей и теплоисточников — 50,2 млн грн.

— Пересчитает ли «Киевэнерго» сумму платежа, уменьшит ли, если неделю, а то и две в квартирах температура была ниже допустимого минимума?

— По состоянию на сегодняшний день, согласно законодательству, домам со счетчиками перерасчет не проводится (постановление Кабмина №151). И вот почему.

Если дом оборудован счетчиком, его жители оплачивают фактически потребленное тепло. Если тепла, как вы говорите, не было неделю, соответственно, счетчик его не учтет, и начислений за него тоже не будет.

Также вы рассказываете, что в доме холодные батареи в квартирах одного стояка. Это свидетельствует о возможных проблемах в домовых сетях. В любом случае жителям нужно обратиться к поставщику услуг и/или ЖЭО, чтобы они комиссионно определили проблему и решили ее для восстановления теплоснабжения.

— Вы говорите, что в домах без счетчиков нельзя получить перерасчет, если температура ниже санитарной нормы +18 градусов. Якобы для этого теперь нет законных оснований. Но почему «Киевэнерго» не инициирует процесс пересмотра таких нормативов? Потому что вам это элементарно выгодно? Когда управляющей энергоактивами, в том числе и «Киевэнерго», ДТЭК стало очень невыгодно продавать уголь по прежним ценам, добились же принятия регулятором формулы «Роттердам+».

— Как раз наоборот, «Киевэнерго» невыгодна такая ситуация. Поверьте, мы работаем над тем, чтобы доносить власти и регулятору проблемы, с которыми сталкиваются наши клиенты и мы как теплопоставляющая компания. Приведу последний пример.

После рассылки декабрьских платежек за отопление в соцсетях и СМИ появились шокирующие фото с платежками на 7, 8, 10 и больше тысяч гривен. Мы сразу же отреагировали. Разобрали все эти истории, проинспектировали дома, где находятся квартиры с такими платежками, встретились с их владельцами.

Что выяснилось? В одном случае «космическая» платежка была обусловлена банальным воровством теплоэнергии. В доме незаконно отапливался подвал стоматологической клиники, жители второго этажа построили себе мансарды, верандочки и балконы. В документах значилась отапливаемая площадь в 200 кв. м, а по факту — раза в два больше. Чтобы обогреть реальную отапливаемую площадь, нужно в разы больше тепла. И его реальные объемы показал домовой счетчик. Соответственно, начисления за отопление для квартир было разделено пропорционально указанной в документах дома отапливаемой площади. Наша реакция — мы проинспектировали этот дом, наметили план инспекций домов с подозрительно высоким потреблением тепла по сравнению с заявленной отапливаемой площадью и информируем о таких случаях власти и регулятора.

Второй случай «космической» платежки обнажил законодательную брешь в части учета тепла в домах с квартирными счетчиками. Согласно действующим в теплоснабжении нормативам, начисления в таких домах проводятся путем вычитания из общедомового потребления объемов потребления квартир со счетчиками. Что получается? Если твой сосед с квартирным счетчиком не передал его показания, то начислить ему сумму к оплате по какому-то среднему значению тепловая компания не может, а потребленное тепло оплатишь ты. Эта юридическая коллизия привела к дискриминации прав наших клиентов без счетчиков, а для нас обернулась серьезными репутационными и финансовыми рисками. Мы уже обратились в Минрегионстрой и НКРЭКУ с просьбой разъяснить этот вопрос и принять соответствующее решение.

— Расскажете, что ответят регулятор и Минрегион? Это напрямую касается клиентов «Киевэнерго».

— Когда получим ответ, расскажу. Но, учитывая общественный резонанс этой истории и активную позицию наших клиентов по защите своих прав, надеюсь, этот вопрос будет урегулирован в кратчайшие сроки. В Киеве уже 48 тыс. квартирных счетчиков, и владельцы более 20 тыс. из них системно не передают показания. Это значит, что их тепло должны оплачивать их соседи. Так быть не должно.

«Не платить — это не выход, впереди еще 2,5 месяца отопительного сезона…»

— Жители столицы в январе настолько часто обращаются в «Киевэнерго» с вопросами о начислении платы за теплоэнергию, что ваши центры обслуживания клиентов едва успевают принимать заявления и жалобы. Сколько поступило обращений за последние недели после получения платежек?

— Я бы не сказал, что наши центры не справляются с возросшей нагрузкой. Для клиентов «Киевэнерго» работают 13 центров обслуживания, один из которых обслуживает только юридических лиц.

Хотя обращений в последние недели действительно много, и 40% из них — по вопросам теплоснабжения и платежей. Мы еще раньше подготовили и вместе со следующими квитанция отправим нашим клиентам специально подготовленную брошюру с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы. Мы осваиваем все возможные каналы коммуникации с клиентами, видя спрос на наши консультационные услуги.

— Учитывая число клиентов «Киевэнерго», требующих объяснений и перерасчетов, как с платежами? Выставить счет — не значит получить оплату. Тем более что сама энергокомпания только за газ, использованный для производства теплоэнергии, задолжала «Нафтогазу Украины» 3,3 млрд грн.

— Общие долги клиентов «Киевэнерго» за тепло- и электроэнергию уже составляют 4,4 млрд грн. При этом задолженность Минсоцполитики (по перечислению средств по льготам и субсидиям) только по теплоэнергии составляла на 1 января 769 млн грн. И судя по всему, в январе эта сумма увеличится еще на 400 млн грн. Это те средства, которые сразу же транзитом отправляются «Нафтогазу» в счет оплаты газа, используемого для производства теплоэнергии для населения и коммунальных предприятий. «Киевэнерго» к этим средствам не имеет отношения.

А тут еще 23 января НАК объявила о повышении цен на газ для промышленных потребителей («Киевэнерго» относится к таковым) с 1 февраля на 21–22%. То есть с февраля мы должны будем закупать газ не по 6979 грн за тысячу кубометров, а по 8451 грн (без НДС).

Так что если наши клиенты не заплатят по счетам, проблемы с теплообеспечением могут возникнуть уже в феврале. А впереди еще 2,5 месяца отопительного сезона.

— Намекаете на повторение Алчевска? Но в столице это вряд ли допустят.

— Нет, не намекаю — призываю не поддаваться безответственным популистским призывам не платить нашей компании по выставленным счетам (см. справку).

Об учете тепла и попытках граждан контролировать энергомонополиста

— Вы заявляете, что «на сегодняшний день почти 90% тепла, которое потребляет столица, обеспечено приборами учета». Обеспечено или достоверно учитывается согласно показаниям счетчиков поставка и потребление теплоэнергии? Или правы те, кто утверждает, что «Киевэнерго» не выгодно устанавливать и обслуживать счетчики теплоэнергии? Сколько вашей компанией взято на коммерческий учет домовых и квартирных теплосчетчиков?

— Если бы нам было невыгодно, разве потратили бы на программу установки домовых счетчиков теплоэнергии столько средств? Корректный учет ресурсов всегда выгоден компании — это единственная возможность вывести теплоэнергетику из глубокого кризиса, в котором она находится. Только имея учет, можно эффективно управлять компанией и развивать ее.

— Сколько и когда установили счетчиков?

— В 2015-м и начале 2016 г. «Киевэнерго» активно реализовывало программу установки домовых счетчиков за счет инвестиционной программы компании. И обслуживаем, поверяем эти приборы учета мы за свой счет. Клиентам достаточно сделать заявку, если они обнаружили неисправность, и согласовать удобное для них время, когда могут приехать наши специалисты. Устранять неполадки — это наша прямая обязанность и работа, даже если жильцы не знают о них. Компанией в период 2014-го — начала 2016 г. было установлено более 4 тыс. домовых счетчиков, каждый из которых стоит в среднем 30–50 тыс. грн. На сегодняшний день приборами учета теплоэнергии в Киеве оснащено порядка 9800 домов.

— Кто и когда снимает и сверяет (с чем — платежами клиентов «Киевэнерго» или потерями тепла в сетях вашей компании?) показания домовых счетчиков теплоэнергии? Почему представители «Киевэнерго» предпочитают снимать показания домовых счетчиков без присутствия жильцов?

— Показания счетчиков мы снимали в период с 25-го по 30-е число каждого месяца. Для этого привлекали сторонние организации. В январе решили отказаться от их услуг и попробуем успеть снять данные со всех счетчиков своими силами и выставить платежи нашим клиентам в начале февраля. Из почти

9800 домовых счетчиков мы можем дистанционно считать данные при помощи установленных модемов в 3200 домах. Это 35% приборов учета, состоящих на коммерческом учете «Киевэнерго». Еще 65% надо обойти физически. И далеко не всегда мы имеем своевременный доступ к подвалам или другим помещениям, где расположены приборы учета, поэтому приходится тратить времени больше, чем предусмотрено графиком.

Теплопотери в сетях не имеют никакого отношений к начислениям за потребленное домами тепло. Еще раз акцентирую на том, что население Киева платит за фактически потребленное тепло.

— Жильцы многих домов хотели бы присутствовать при этом и убедиться, какие показания ваши сотрудники записывают. Почему бы вам не разместить на своем сайте и в центрах обслуживания графики с указанием четких дат и времени, когда будут снимать показания приборов теплоучета в каждом доме? Тогда граждане смогли бы при этом присутствовать и контролировать процесс. А так получается, что компанию-монополиста никто не контролирует в этом вопросе. Это не добавляет доверия к вам.

— Такая возможность для клиентов, желающих присутствовать при съеме показаний, есть с прошлого года. Клиенты «Киевэнерго» могут присутствовать при снятии показаний нашими сотрудниками, и во многих домах это происходит. Видя сбои в этой системе (инспектор опоздал на назначенное время, потому что в предыдущем доме долго искал начальника ЖЭО, у которого ключи от подавала, клиент не успел подъехать к назначенному времени… такое действительно бывает), мы ее корректируем. Уже в скором времени вы увидите результаты. Но пока этот процесс не автоматизирован, человеческий фактор будет влиять и на отношение к нам жителей столицы. Но бывают случаи, когда присутствовать при снятии показаний хотят слишком многие жители дома, и они просто элементарно не поместятся в помещении, где установлен прибор учета. В таких случаях мы просим присутствовать уполномоченных жильцами лиц, чтобы иметь возможность нормально работать. В домах, где созданы ОСМД, это сделать проще, но в большинстве домов, где нет четкого представительства жильцов, иногда возникают проблемы.

— Заявление «Киевэнерго» в первых числах января об увеличении поставок теплоэнергии киевлянам следует расценивать как арт- или моральную подготовку к еще более высоким суммам в квитанциях уже в начале февраля 2017-го? Компания намерена таким образом компенсировать неплатежи за ноябрь-декабрь и собрать средства для закупки у «Нафтогаза» дорожающего газа?

— Поставку теплоэнергии жителям столицы мы увеличили в связи с похолоданием и хотели успокоить наших клиентов, что они будут в тепле при снижении температуры окружающей среды. Разумеется, увеличение теплопотребления будет отражено приборами учета, и согласно этим данным будут выставлены счета. Следуя вашей логике, нужно ограничить поставку теплоэнергии до минимума? Мы не можем этого сделать: есть четкие температурные графики, которые утверждаются в том числе местной властью. И соответствие им — наша ответственность. Если холодно, то, разумеется, тепла потребляется больше. И сложное финансовое положение тепловиков во всей стране, долги потребителей, долги за газ — это часть другой истории. Да, нам непросто, но это не значит, что мы компенсируем все за счет клиентов «Киевэнерго». Они платят только за то, что потребили.

— Если уж так нелегка и накладна ноша для «Киевэнерго» и ДТЭК, может, откажетесь от столичной энергокомпании? Откажетесь от участия в предстоящем через год конкурсе на право управлять ею?

— Позиция нашей компании и ДТЭК по предстоящему конкурсу не изменилась. Мы будем в нем участвовать при двух основных условиях — прозрачные правила работы на энергорынке и наведение порядка в законодательстве и нормативной базе, регулирующих деятельность теплоэнергетики и тепловых компаний.

— Генпрокуратура, КГГА и мэр заявляли о том, что сначала надо разобраться, каким образом в собственности ДТЭК оказалось 12,7% акций муниципальной энергокомпании «Киевэнерго». Разобрались?

— Вопрос не по адресу. Насколько мне известно, все требуемые названными вами органами объяснения и документы ДТЭК и «Киевэнерго» предоставили.

Справка

Задолженность столичных потребителей тепловой энергии перед ПАО «Киевэнерго» по состоянию на 1 января 2017 г. превысила 3 млрд 839,2 млн грн. На протяжении 2016-го она увеличилась вдвое с 1 млрд 922,1 млн грн по состоянию на 1 января 2016 г.

Сейчас наибольшая задолженность за тепло, отопление и горячую воду перед «Киевэнерго» у населения и жилищно-эксплуатационных организаций столицы — 1 млрд 954,3 млн и 814,0 млн грн соответственно.

Долг столичных потребителей за использованную электрическую энергию перед ПАО «Киевэнерго» по состоянию на 1 января 2017 г. составил 677,7 млн грн. На протяжении 2016 г. он увеличился на 55,9 млн грн, то есть почти на 9%.

В прошлом году самый большой прирост задолженности за электроэнергию перед компанией продемонстрировали население, промышленность и государственный бюджет в части льгот и субсидий для населения. Суммарно задолженность этих потребителей увеличилась на 174,3 млн грн и составила 400,1 млн грн.