Британская The Guardian сообщила, что военные США разрабатывают программу, которая позволит им тайно манипулировать такими социальными сетями, как Facebook и Twitter, используя подставных пользователей, влияющих в заданном пропагандистском ключе на дискуссии в режиме онлайн (1).
Центральное командование Пентагона будет обслуживать одна из калифорнийских фирм, специализирующихся на программном обеспечении. Новая программа позволит одному военному управлять десятью разными фиктивными пользователями по всему миру. Хотя эта инициатива поднимает вопросы юридического характера (авторы упоминают инцидент с одним американским юристом, который был осужден за то, что представлялся в Интернете от другого лица) и может вызвать ответную реакцию со стороны других стран, данная разработка является логическим продолжением оккупации Интернета Соединёнными Штатами.
Одновременно на Кубе вышла очередная серия документального фильма «Аргументы Кубы», где на конкретных фактах показано, как США манипулируют аккаунтами и ведут кибервойну против острова Свободы. В материале фильма в качестве «кибернаемника» названа некая Иоани Санчес из так называемого «Поколения Y». Доказательством ее связи с американскими властями создатели ленты считают ее встречи с представителями Отдела интересов США на Кубе, а также присуждение ей различных, в том числе денежных, премий (2).
Если существование киберугроз, интернет-манипуляций (как было при Twitter-революциях – удачной в Молдове и неудачной в Иране, в ходе нынешних бунтов в Арабском мире) и попытки военных США господствовать в этой сфере уже не вызывают ни у кого сомнений, то еще один аспект – социальный – пока обсуждается меньше, хотя ему придаётся глобальное значение.
«Поколением Y» именуются социологами в основном молодые люди, родившиеся после 1980 г., для которых Интернет стал неотъемлемой частью жизни. Существуют также термины «поколение net» и «поколение С». Последний ярлык предложили специалисты компании Booz & Company, занимающиеся вопросами стратегии и технологической трансформации (на английском языке ряд слов, характеризующих новый тип людей, начинается с буквы «С» – connected, communicating, content-centric, computerized, community-oriented, clicking) (3). В их исследовании «Появление поколения С» указывается, что эти люди, как правило, родились в 1990 г., а к 2020 г. будут составлять 40% населения в странах Европы, США, БРИК и 10% в остальных странах. Они образуют самую большую в мире группу потребителей. Это будет первое поколение, которое не знает иной реальности, кроме той, что представлена в Интернете, мобильных устройствах и социальных сетях. Они хорошо знакомы с технологиями, постоянно используют различные сервисы для коммуникации, в работе с мобильным телефоном чаще применяют текстовые сообщения, а не голос. Это новое «поколение С», полагают исследователи Booz & Company, создаст жизненный цикл, который поможет стимулировать экономический рост.
По этим расчётам, взаимосвязь технологий и социальных сетей породит общество нового формата, отличное от традиционных социальных связей (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.). Новое общество, расширив (или исказив) традиционные социальные отношения, вберёт знакомых, онлайн-собеседников, анонимов из групп по интересам. Этот тип общественного объединения условно назван «социальное животное 2.0». Авторы концепции предрекают в скором времени увеличение политического и экономического давления на индивида, расширение доступа к личной информации людей – их счетов, деталей о платежах и покупках, предпочтений, интересов, членствах и т.д. При этом зависимость от цифровых технологий у старших поколений также будет возрастать. Cоциальная виртуализация будет проходить повсеместно. Интернет также станет децентрализованным. Традиционные порталы уйдут в прошлое. Интернет-сервисы будут динамично переконфигурироваться, исходя из предпочтений потребителей. Центром бытия человека станет цифровая идентичность, структурирующая сферы работы и досуга, включающие в себя труд, дом, развлечения, коммуникации, шопинг, передвижения, заботу о здоровье и т.п. Эти сферы будет обволакивать кольцо «приспособлений» – технических устройств, необходимых для связи, а над ним находиться еще один концентрический круг под названием «подключение». Таким образом, индивид будет находиться во «всегда подключенном мире».
И здесь надо коснуться исследований двух американских стратегов. Первый – геополитик и профессор колледжа ВМС США Томас Барнетт, предложивший понятие «подключенность» как одну из принципов безопасности и гегемонии США. Барнетт использует модель Иммануила Валлерстайна, согласно которой современная мировая цивилизация делится на зоны ядра, периферии и полупериферии. Ядро представлено промышленно развитыми странами – в первую очередь Соединёнными Штатами. Периферия и полупериферия, считает Барнетт, являются зоной «провала», которая информационно-технологически не подключена к ядру, из-за чего оттуда могут исходить различные угрозы. В пример он приводит Афганистан с отсталой экономикой, традиционной культурой и практически полным отсутствием стратегических глобальных коммуникаций, которые могли бы служить инструментом нивелирования культуры. По Барнетту, необходимо постепенно включить такие страны (Россия - в их числе) в зону ядра, превращая весь мир в единое монополитическое целое.
Второй стратег, о котором надо здесь упомянуть, - Стивен Манн.
Ещё в 1992 году один из будущих практиков «цветных революций», американский дипломат Стивен Манн, предложил модель, построенную на аналогии между государством и компьютерной системой. В этой модели любая страна ассоциируется с «железом», а политическая культура и идеология - с программным обеспечением (4). Для «смены режима» не нужны ни оккупация, ни бомбардировки – достаточно внедрить в «компьютерную систему» другую программу. Не обязательно это делать с помощью травмирующих политических или экономических реформ (путем переустановки системы) – нужного результата можно добиться с помощью вирусов и троянов. Кстати, в год выхода в свет теперь уже классической статьи Стивена Манна американский военный исследователь Ральф Петерс, один из авторов проекта «Большой Ближний Восток», высказал схожую мысль о том, что оккупация иностранных государств в идеале должна начинаться с Голливуда и МакДональдса, а уже за ними могут следовать американский флаг и автоматные очереди (5).
Не случайно и специалисты Booz & Company заговорили о тотальной подключенности, сделав акцент на потребительстве. Не случайно и сравнение со странами БРИК, которые могут составить Соединённым Штатам серьезную конкуренцию. У США никакой «перезагрузки» отношений в соответствии с интересами других стран, на самом деле, нет и не будет. Есть и будет «загрузка» новой программы в общества периферии и полупериферии с целью вызвать в них социально-политическую мутацию. Технические гаджеты обволакивающего кольца будут интегрированы с глобальным кольцом тотального «подключения», которое, по задумке, сможет управлять инстинктами будущего всемирного «социального животного».
____________________
(1) http://www.guardian.co.uk/technology/2011/mar/17/us-spy-operation-social-networks
(2) http://www.rian.ru/world/20110322/356530892.html
(3)Friedrich R., Michael Peterson M., Koster A. The Rise of Generation C. Implications for the world of 2020.
http://www.booz.com/media/images/uploads/Rise_Of_Generation_C.pdf
(4) Манн Стивен. Теория хаоса и стратегическое мышление. http://geopolitica.ru/Articles/890/
(5)Maj. Ralph Peters, “Constant conflict”, Parameters: US Army College Quarterly, Summer 1997, pp. 4-14.