В четверг был вынесен на второе чтение законопроект о внесении изменений в действующий закон о государственных закупках №753. Для многих принятый документ станет неожиданностью. Дело в том, что на сайте парламента опубликован старый вариант законопроекта - в январской редакции.
В распоряжение "Экономической правды" попал окончательный вариант, который редактировали в конце марта. Среди чиновников экономических ведомств и парламентеров это сегодня, наверное, один из наиболее популярных текстов. "На руки" его получили даже не все депутаты экономического комитета Верховной рады, а все другие увидят в последний миг. Не знают, о чем пойдет в тексте язык, и международные наблюдатели из Мирового банка, Международного валютного фонда и Европейского союза, которые в прошлом активно интересовались этой темой. Текст изменений в закон о Государственных закупках, который скрывает Яценко, можно прочитать здесь.
Этот документ начали писать еще при правительстве Юлии Тимошенко. После ликвидации скандальной Тендерной палаты парламента понадобилось многому времени, чтобы принять закон о государственных закупках. Определенное время эта сфера регулировалась временным постановлением Министерства экономики, порождая коррупцию уже в структуре правительственного ведомства. Путем длинных дискуссий и сложных переговоров рамочный и несовершенный закон о госзакупках был принят в феврале 2010 года. Подписывая текст, президент Виктор Янукович распорядился подготовить проект поправок к нему, чтобы в ближайшем будущем внести его на рассмотрение парламента.
Нынешний документ - результат этой работы. Уже из первых строк текста заметно, что его постигла судьба всех предыдущих - проект исказили на подходе к второму чтению. Известен даже автор искажений - творец и бывший руководитель приснопамятной Тендерной палаты Антон Яценко, глава подкомитета по вопросам регулирования рынка государственных закупок, государственного заказа, конкурсов и деятельности государственных предприятий комитета Верховной рады по вопросам экономической политики. Естественно, все правки принадлежат не ему лично, а другим депутатам. Тем не менее, источник "ЭП" в Кабмине утверждает, что все эти изменения сгенерированы именно Яценко. "Чувствуется рука мастера", - говорит чиновник.
Как известно, недавно Яценко вышел из фракции БЮТ и вошел во фракцию Партии регионов в парламенте. Одновременно с этим, у депутата закончились серьезные личные проблемы.
Сразу после выборов президента основатель Тендерной палаты вошел в систему власти и стал негласно руководить госзакупками. Писали также, что от лица компартии его поставили надзирателем над новым министром экономики Василием Цушко и главой Госфинуслуг Василием Волгой.
Весной 2010 года в судьбе Яценко начался кризисный период. В мае нардеп получил удар в лицо от экс-министра экономики Василия Цушко. Началось расследование. Поговаривали, что, несмотря на неприкосновенность, нардепу пришлось выехать из Украины. Иначе его могло ждать что угодно - вплоть до снятия особого статуса и конфискации имущества. Сам мордобой большинство восприняло как специально разыгранную комбинацию. Дескать, Яценко и Цушко договорились так сделать, потому что о деловых связях между ними в Верховной Раде не говорил только ленивый.
Более того, поговаривали о каких-то родственных связях двух депутатов. Даже после майского инцидента Василий Петрович на удивление поздно принимал некоторые решения, которые могли повредить Антону Владимировичу.
Впрочем, есть и другие люди, которые утверждают, что между Яценко и Цушко отношения испорчены основательно. Сам Цушко обижается на любые намеки на дружбу с Яценко и утверждает, что был и остается большой угрозой для творца Тендерной палаты. "Экономическую правду" он даже убеждал, что готов дать бывшему бютовцу в лицо еще раз, если тот даст повод.
Сегодня Цушко возглавляет Антимонопольный комитет, и с его действиями связан громкий скандал в сфере госзакупок. Согласно последнему закону, полномочия обжалования тендеров передали АМКУ. Эти полномочия были использованы в недавнем конфликте вокруг закупки Министерством обороны услуг по обеспечению солдат пищей. На основе жалобы АМКУ заблокировал проведенный тендер, и Минобороны было вынуждено обращаться к Минэкономики за согласованием закупки у одного поставщика. Итогом операции стало то, что премьер-министр освободил от должности заместителя министра экономики Александра Сухомлина, который занимался согласованиями тендерных процедур. Вместе с ним должности начальника департамента из госзакупок лишился Виталий Абасов. Впрочем, по информации источников "ЭП", он скоро вернется на этот пост как человек первого вице-премьера Андрея Клюева.
Неизвестно, чем пожертвовал Яценко, но его проблемы с новой властью закончились. Говорят, что он периодически встречается с Клюевым, хотя это может быть и простым стечением обстоятельств.
Тем не менее, по словам источника в Кабмине, именно Яценко в комитете парламента по экономической политике дорабатывал законопроект о госзакупках. Фирменный стиль бывшего крестного отца Тендерной палаты - дописывать нужные правки на этапе между первым и вторым чтением. Эти правки всегда одни и те же в сущности, хотя могут отличаться по оформлению. По обыкновению они предусматривают один из двух вариантов.
Первый - наделение некого государственного органа или негосударственного предприятия особыми полномочиями в сфере госзакупок. Например, ему предоставляется право отменить тендер, который уже состоялся на основе вновь открывшихся обстоятельств. Даже если потом выяснится, что обстоятельства надуманы, результаты тендера отменяются.
Второй - для проведения тендера или согласования госзакупки в одного участника необходимо получить особое разрешение или справку. Иначе, даже если такое разрешение не предусмотрено в законодательстве, госзакупка не будет проведена. Для получения "добра" предприятию надо куда-то идти. Это может быть государственный орган или негосударственное предприятие. Плати - или не сможешь закупить.
Нынешний законопроект не стал исключением. Следует отметить несколько ключевых моментов, в результате которых в Украину может вернуться призрак Тендерной палаты.
Первый момент. Расширение перечня случаев, в которых можно не применять закон о госзакупках.
После первого чтения этого закона возник скандал. Евросоюз вообще рассматривает любые исключения из общего правила как повод для коррупции. Поэтому, увидев огромный перечень исключений в новом законопроекте, он заблокировал выделение очередного транша целевой помощи Украины в размере 126 миллионов евро. Вообще ЕС на любые попытки вывести что-то из-под действия закона смотрит как на прямое нарушение принципов добросовестной конкуренции, открытости и прозрачности. После блокирования транша правительство опомнилось и пообещало все исправить. Однако в документе, который имеет "Экономическая правда", перечень исключений стал еще более широким. Скорее всего, Украину ждет очередной скандал, и ЕС будет требовать от правительства или Администрации президента ветировать закон. Другое дело, прислушивается ли Украина.
Второй момент. Новый закон предусматривает страхование ответственности по договору. Страховка составляется с победителем тендера. Здесь же записано, что порядок этого страхования будет определяться общим решением Минэкономики и Госфинуслуг.
Весной 2010 года Яценко давал понять, что он курует Госфинуслуг, а после получения индульгенции от новой власти он наверное сросся с Минэкономики, которое фактически возглавляет первый заместитель министра Вадим Копылов.
Коррупционная суть предложения такая. Порядок страхования утверждается не законом и даже не постановлением Кабмина, а обычным приказом. Максимум - это будет общий приказ двух ведомств.
Конечно, его придется зарегистрировать в Минюсте, но "протянуть" приказ через Минюст намного легче, чем закон или постановление правительства.
В настоящий приказ легко вписать схему, которая позволит получать "откаты". Например, деньги будут требовать за предоставления некоей справки, которую будет давать нужна контора.
Необходимость этого документа будет объясняться тем, что нужно защитить государство на случай, если победитель тендера не сможет выполнить свои обязательства.
Что-то похожее в прошлом внедряло руководство ликвидированной Тендерной палаты, создавая дополнительные обслуживающие центры, которые сопровождают процедуры торгов, что автоматически удорожало стоимость проведения закупок.
Кроме того, законопроект вводит новую обязательную процедуру - обеспечение выполнения договора о закупке. Согласно документу, она применяется ко всем процедурам закупок, предусмотренных этим законам и к закупкам за рамочными соглашениями. Стоимость такого обеспечения будет составлять 15% - сегодня до 5% - от стоимости договора о закупке товаров и услуг. Это немалые деньги, которыми можно умело руководить. Например, Константин Григоришин месяцами не мог забрать 400 миллионов гривен обеспечения, которое он внес за участие в конкурсе по приватизации Одесского припортового завода.
Третий момент. У Минэкономики появляется функция анализа эффективности осуществления закупок. Это означает, что оно будет иметь право мониторить и прекращать процедуру закупки.
Как вытекает из правок к документу, мониторинг закупок - это сбор и обработка информации, которая касается осуществления заказчиком государственных закупок, в том числе анализ эффективности осуществления этих закупок.
Не исключено, что таким образом Клюев "отбирает хлеб" у Контрольно-ревизионного управления, где сегодня сосредоточена функция мониторинга в сфере госзакупок. Примечательно, что в законе не указано, как именно осуществляется мониторинг, отсутствуют и сроки расследования. Это означает, что все нюансы будут утверждены приказом уполномоченного органа, то есть Минэкономики, в котором можно написать что угодно. Если кто-то поработает над этим порядком, выйдет интересная схема. Не исключено, что в Минэкономики все будет прописано так, чтобы получить широкие полномочия.
Под поводом проведения мониторинга процесс можно затягивать сколько угодно, но как только участник заплатит мимо кассы - торги можно будет восстановить. Повод для проведения мониторинга есть всегда, особенно при закупке у одного участника. Если раньше для нее нужно было получить согласование Минэкономики, то в случае принятия закона сам покупатель должен смотреть, подпадает ли он под критерии, по которым можно отказаться от проведения тендера.
Если он нарушит критерии, то должен будет сам объяснить прокурору, почему. Это позитив.
С другой стороны, всегда есть повод для дополнительного исследования подобного соглашения. Одно дело, когда предприятие берет на себя ответственность, и совсем другое - когда проверяет объективный работник Минэкономики.
Четвертый момент. На уровне госзакупок повторится то, за что постоянно подвергают критике Контрольно-ревизионное управление. Сегодня КРУ оценивает убытки от действий чиновников на основе собственных, довольно спорных методических рекомендаций. В нынешнем законе предусмотрено, что Минэкономики приказом утвердит свою методику определения убытков при госзакупках. Также оно получит право давать вывод относительно суммы причиненных государству убытков.
Вообще, это нонсенс. Если административный орган имеет право строить такие заключения, автоматически возникает миллион вопросов. Например, в чьих интересах будут делаться такие выводы. Не исключено, что этой оценкой будет заниматься воскрешенная Госфининспекция по ценам, которую возглавил Клюев.
Пятый момент. Вводится понятия банка-агента по обслуживанию госзакупок. Им может быть банк, который частично или полностью принадлежит государству. Это первый критерий отбора, в результате которого преимущество получают пять учреждений из 170. Также будут внесены изменения в закон " О банках и банковской деятельности". Минэкономики сможет определять, какой банк отвечает критериям, а какой нет. В результате, может остаться только одно избранное учреждение - через него и направят все потоки. Уполномоченный банк должен будет гарантировать, что предприятие - участник тендера платежеспособно. Это еще один критерий отбора, который может привести к коррупции. Банк может строить заключения по собственному усмотрению. Например, если у него на счетах не будет денег данного предприятия, то оно окажется потенциально неплатежеспособным. Слово "потенциально" никто не заметит.
Шестой момент. В конечных положениях действующего закона прописаны временные исключения для определенных видов закупок. Объяснялось это громкими лозунгами, например, необходимостью быстро подготовиться к "Евро-2012". Естественно, это повод для коррупции.
Седьмой момент. В нынешнем законе о госзакупках есть перечень актов, которые нужно принять для проведения особых видов закупок. Однако их не разработали. Тем временем весной 2011 года закончились все сроки, которые отводились на их принятие. В новом проекте история повторяется. Обещание принять законы остается, но сроки отодвигаются на 30 октября 2011 года и даже на 2012 год. До тех пор закупки в определенных областях должны проводиться в порядке, предусмотренном правительством.
По словам источника "ЕП" в правительстве, почерк Яценко прослеживается и в гениальной работе с деталями. Извне законопроект выглядит "чистым". Депутат, который читает его по диагонали, никогда не увидит запрятанные нюансы, на основе которых будет построена коррупционная схема.
"Экономической правде" удалось выделить семь основных нюансов. Причем, почти все они касаются расширения особых полномочий Минэкономики. Это означает, что именно в рамках этого министерства возникнет призрак Тендерной палаты.
По последней информации, в парламенте якобы состоялись консультации, и некоторые "блохи" будут убирать. Однако что это означает? Если есть депутатские правки, их нужно выносить на голосование. Итак, пока что можно считать, что все потенциальные коррупционные схемы сохранятся.