На Востоке тысячи бойцов рискуют своей жизнью. А Министерство обороны и предприятия Государственного концерна "Укрборонпром", призванные обеспечить защитников страны средствами защиты, вооружением и боевой техникой, цинично приторговывают тем, в чем нуждается фронт, устроив колоссальную распродажу оружия на внутреннем рынке.
Украина на протяжении многих лет входила в число крупных продавцов вооружений на мировом рынке. После распада СССР нашему Минобороны достался крупнейший арсенал оружия. Содержать такое количество вооружений для государства было весьма накладно, а потому то, что армии не было нужно, реализовывалось на внешнем рынке, а средства от этих продаж поступали в госбюджет для финансирования армии.
Любому очевидно: с началом боевых действий Кабинет министров должен был принять решение о прекращении каких-либо продаж оружия и боевой техники как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и направить все эти ресурсы для обеспечения тех, кто борется с агрессором. Но правительство не только не остановило процесс растаскивания военного имущества. Оно спокойно взирает на то, как Минобороны через многочисленных посредников, организовало на внутреннем рынке распродажу автоматов, беспилотников, вертолетов, гранатометов, ракет, то есть, всего того, что сейчас могло бы спасти жизни наших солдат.
По этой схеме согласно отчету МО о реализации военного имущества за первое полугодие, Минобороны "наторговало" почти 84 млн грн. Из этой суммы предприятия-посредники, уполномоченные правительством, "срубили" почти 3,5 млн грн в качестве комиссионного вознаграждения, а более 17 млн грн на "организации продажи" этого имущества. Все перечисленные Минобороны средства поступают в спецфонд, из которого опять же финансируются программы оборонного ведомства, в том числе и те, которые предусматривают материально-техническое обеспечение армии. Самое циничное то, что организаторы схемы наживаются на людях, добровольно жертвующих на закупку вооружений для фронтовиков.
По словам известного волонтера Светланы Зварыч, занимающейся обеспечением батальона "Азов", ей неоднократно приходилось сталкиваться с посредниками, приторговывающими техникой и оружием Минобороны:
— У самого Министерства обороны мы ничего не закупали. А вот у его посредников — да. Из последнего — путепрокладчики БАТ-2, траншейные экскаваторы МДК-3, а также инженерные машины разграждения ИМР. Это инженерная техника, крайне необходимая для расчистки блокпостов и обезвреживания мин. Командир батальона "Азов" Андрей Билецкий поручил найти и доставить БАТ-2 и ИМР на восток. Мы начали поиск. Уже после первых двух наших звонков на телефоны, опубликованные на "автопродажных" сайтах, на нас вышли продавцы и предложили необходимую нам технику по 20 тысяч долларов. При этом продавцы признали, что машины стоят на учете Министерства обороны Украины. То есть, мы должны заплатить по 20 тысяч долларов за каждую единицу и затем самостоятельно получить эти БАТ и ИМР у Министерства обороны.
Вдобавок "наши" посредники объявили, что через них "можно приобрести любое вооружение и любую технику", имеющуюся у Министерства обороны — от беспилотника до ГАЗ-66.
Полтора месяца назад, в ситуации полной безысходности, мы так купили у посредников БРДМ-2 за 18 тысяч долларов, а тягач МТЛБУ за 14 тысяч долларов. Циничность этой сделки заключалась в том, что "продавцы", зная, что каждая наша копейка — из пожертвований, требовали оплату только наличными и только в долларах. А выхода у нас не было.
Зато продавцы военных КамАЗов, которые только что получили эти машины от Министерства обороны, были "добрее": машины нам достались по 234 тысячи гривен. И уж совсем "милосердной" была ситуация с оружием, которого также не хватает нашему батальону. Вернее, на бумаге его достаточно. А то, что оно непригодно, клинит — никого не волнует. Я горжусь своим успешным "оружейным" шопингом: покупка гривнями да еще и по безналу 200 автоматов АКМ калибра 7,62 мм и 20 пулеметов на заводе "Маяк"! Правда, с пулеметами вышла незадача — 10 из них оказались непригодны к стрельбе. Но сам факт продажи оружия добровольцам во время войны снимает любые сомнения по поводу "рыночности" нашей экономики: редкое государство продает оружие добровольцам, защищающим Родину!
Отдельная история с СБР-3 (системы РЛС ближней разведки). Мы просим эти радиолокационные станции уже 3 месяца. Очень обрадовались, когда узнали, что государственный концерн "Укроборонпром" готов поставлять необходимое оборудование и технику. Позвонили. Милая девочка на горячей линии "Укроборонсервиса" сначала спросила, есть ли у нас деньги, а потом сообщила, что государство в лице государственного концерна готово продать нам СБР-3 по 270 тысяч гривен. Вот так — чтобы наши бойцы могли выявлять врага, нам надо собрать на четыре станции больше миллиона гривен!
Сейчас снова нуждаемся в КамАЗах. Нам предложили новенькие, и за сущие "копейки" — всего лишь по 15 тысяч долларов, с пробегом 200-500 км. Они, по словам "продавцов", "законсервированы" в одной из воинских частей в Ивано-Франковской области. Когда люди насобирают денег, специально для добровольцев "Азова" эти машины "расконсервируют".
В минувшую пятницу КМУ принял постановление №376, согласно которому заявки военных подразделений должны удовлетворяться в течение 48 часов. Вчера (4.09.2014 г.) мы сделали заявку на 2 БАТ-2, на 2 ИМР, на 4 СБР-3, на 4 КамАЗа и МДК-3, которая особенно актуальна для защиты Мариуполя, поскольку эта машина роет окопы. То есть, наш перечень состоит из того, что крайне необходимо на фронте и что, мы точно знаем, есть у Министерства обороны Украины. Только нам оно было предложено за деньги. За те деньги, которые собирает НАРОД. Кстати, чтобы посмотреть технику, которую хотим получить бесплатно, мы обратились в Центр учета избыточного имущества с просьбой выписать пропуск на территорию. Начальник Центра отказал и сообщил, что пропуск должен подписать… Министр обороны Украины или Начальник Генерального Штаба. Хотя всего пару недель назад, когда нас воспринимали как источник дохода в десятки тысяч долларов, мы практически беспрепятственно попали на территорию и осмотрели имеющуюся там технику, о чем свидетельствуют фото.
Я хочу верить, что адекватным ответом на подобные случаи преступного "бизнеса" на крови собственного народа будет уголовное производство.
Уверена, прокуроры обязаны дать оценку и фактам саботажа. Почему до сих пор нет единого центра подготовки добровольцев? Почему не решаются вопросы с полигонами и обеспечением техники и оружия для обучения? Почему подразделения за несколько месяцев войны, на фоне постоянных заявлений об отсутствии координации, так и не получили закрытой (шифрованной) связи ни между собой, ни с руководством АТО, ни с руководителями силовых структур? К примеру, месяц назад было предложено обеспечить шифрованной связью МВД. Проблема, которую не может решить уже четыре недели МВД — как принять на баланс оборудование, которое передается бесплатно, — заключила Светлана Зварич.
Вот так просто реализуется схема, позволяющая правительству получать дополнительные средства в бюджет, предприятиям-посредникам — комиссионное вознаграждение, коммерческим структурам — прибыль, а теневым дельцам выводить в тень миллионные суммы, наживаясь на самом дорогом — человеческих жизнях. Сложно не назвать это преступлением. Сложно понять позицию правительства, по Конституции отвечающего за материально-техническое снабжение силовиков. Сложно предположить, что правительство не в курсе. Поскольку именно Кабинет министров утверждает перечни продаваемого военного имущества. Именно Кабинет министров наделяет полномочиями предприятия, которые продают оружие и боевую технику.
Необходимо назвать "героев", особо отличившихся в распродаже военного имущества. Так, по данным на первое полугодие, только в 2014 г. государственной фирмой "Укринмаш" на внутреннем рынке были проданы 35900 автоматов АКМ (калибр 7,62 мм), 1237 гранатометов РПГ-7В, почти пять тысяч авиационных ракет, 60 противотанковых ракетных комплексов "Фагот". Еще одно государственное предприятие "Промоборонэкспорт" продало на внутреннем рынке десять БТР-70, предприятие "Спецтехноэкспорт" — 23 беспилотника "Рейс". Кому "ушли" 10 тысяч касок и два вертолета Ми-8? Перечень продавцов и "товаров" достаточно длинный.
Остается задать несколько риторических вопросов. Почему подобные циничные торгашеские схемы, схемы обогащения на крови защитников устраивает власть воюющей страны? Почему бойцы должны получать от государства то, что государство должно поставить им бесплатно? Почему государство, вводя "налог на войну", еще и зарабатывает на налогоплательщиках, жертвующих на нужды бойцов. Известны ли государству и уполномоченным им продавцам конечные получатели БТР, БРДМ, АК, ПКМ, РПГ, "Фаготов" и беспилотников? Известно ли, куда попадают автоматы и бронетранспортеры, КамАЗы и гранатометы, реализованные на внутреннем рынке?
Установить, кому все это продается, несложно: покупатели зафиксированы в договорах купли-продажи, акты приема-передачи находятся в Минобороны. А вот кто является реальным обладателем оружия и боевой техники? Добровольческие батальоны? Незаконные вооруженные формирования? Организованные преступные группировки, "отжимающие" бизнес на грохочущем Востоке или на тихом Западе? И кто наконец ответит на эти вопросы? Кто ответит за это? И кто положит этому конец?