Верховная Рада вчера внесла изменения в закон «О телевидении и радиовещании». Теперь законом запрещается трансляция программ и передач с интерактивными конкурсами (играми, викторинами), условия которых прямо или косвенно предусматривают платное участие телезрителей или радиослушателей с целью получения выигрыша в денежной или имущественной форме.
Обычно любителям «легких денег» красивые девушки с экранов предлагают дозвониться в студию, набрав соответствующий номер или отправив СМС-сообщение. Это предусматривает взыскание средств за соединение или телефонный разговор по цене, не соответствующей выбранному абонентом тарифу, или получение дополнительной услуги оператора телекоммуникаций, не включенной в перечень услуг, предусмотренных договором (тарифным планом).
Невооруженным взглядом видно, что закон предусматривает ряд лазеек для тех, кто хочет заработать на азарте и жадности зрителей.
В частности, запрет не распространяется трансляцию программ по проведению розыгрышей лотерей, творческих конкурсов, спортивных соревнований, а также на закодированные каналы. Это передачи, на которых посредством использования декодеров или специального программного обеспечения ограничивается доступ.
Как объяснила «Комментариям» одна из инициаторов законопроекта Елена Кондратюк, закон не распространяется на кабельное или спутниковое ТВ и национальное эфирное цифровое вещание, которое готовится к запуску.
«Интерактивные платные шоу пропадут из эфира уже сейчас, пока у нас нет «цифры». Когда появится эфирное цифровое ТВ, каналы в сети «Зеонбуда» будут кодироваться. Соответственно они тоже не подпадают под сферу действия законопроекта. Но с декодерами у абонентов всегда есть выбор: оставить канал открытым или, например, закодировать его от детей», – отметила Кондратюк.
Кроме того, в законопроекте сказано, что если программа предполагает бесплатное участие телезрителей или радиослушателей, которые впоследствии одерживают победу на конкурсах благодаря проявленным знаниям и умениям, то она тоже не попадает под запрет. Таким образом, вещатель может просто подкорректировать условия конкурсов.
Представители крупных каналов позитивно отреагировали на подобное новшество. Руководитель медиагруппы Виктора Пинчука StarLihgtMedia (СТБ, ICTV, «Новый канал») Александр Богуцкий заявляет, что изменения к закону помогут защитить зрителей от нечестных розыгрышей, которые часто проводились на некоторых не центральных каналах. А Крупные вещатели якобы таким «бизнесом» никогда и не занимались. «Известно, что некоторые передачи, в которых, например, предлагалось позвонить и угадать простые слова, были ничем иным, как сделанными ранее записями. Поэтому, если кто-то пытался дозвониться и попасть на эфир, то у него просто списывались деньги с телефонного счета. Такие мероприятия портили репутацию всего ТВ», - сказал менеджер.
По его словам, изменения в законе не коснуться общенациональных викторин, таких как «Х-Фактор» и «Евровидение».
«Менее сознательные ТРК – региональные каналы – не хотели соглашаться с нами», – рассказала Кондратюк. Ведь «липовые» интерактивы – это зачастую весомая часть их заработка. Теперь, считает депутат, если кому-то из «несогласных» и удастся пропустить в эфир запрещенную программу, у обманутого зрителя будут все основания обратиться в суд.
Генеральный директор компании Jump Ukraine (занимается контент-услугами) Игорь Шрайбман рассказал, что различного рода телевизионные «разводы» начали исчезать еще с 2009 года. На авторов ряда из них, по его словам, заводились уголовные дела. «А в конце прошлого года запретили еще и гадалок и волшебников. Многие предприниматели такого рода переквалифицировались в создателей ТВ-магазинов. Это приносит гораздо больше денег и меньше хлопот», - сказал Шрайбман.
Теперь, согласно принятому законопроекту, трансляция честных интерактивных программ должна постоянно сопровождаться текущей информацией о количестве звонков и шансах на подключение к студии, а также текстами предупреждения о том, что они являются платными. Каждое предупреждение должно занимать не менее 20 % площади экрана. Несовершеннолетним участвовать в платных конкурсах вообще нельзя. А каждые 5 минут эфира диктор будет напоминать, сколько стоит участие в викторине.
Интересно, как быстро такие «интерактивы» утомят телезрителей?