Из Киева в Крым ходят полулегальные автобусы, чеченцы организовали секретную авиалинию «Симферополь – Стамбул», туристам с Урала предлагают ехать 60 часов в один конец, а турки завозят на полуостров сомнительные грузы.
В феврале Украина задержала на неопределенный срок два судна, нарушивших запрет на вход в порты оккупированного Россией Крыма. Сингапурский танкер « Knebworth « в 2014 году трижды заходил в Керчь, и в то же время не менее десяти раз без каких-либо последствий побывал в Одессе и Ильичевске. А средний траулер «Черемош» вышел из Крыма в Абхазию, и уже оттуда ничтоже сумняшеся направился в Бердянск, где и был «поставлен на прикол» пограничниками.
Кроме того, 25 марта Генпрокуратура сообщила об аресте судна «Kanton» под флагом Тувалу. Этот корабль водоизмещением 5 тыс. тонн с экипажем из 12 человек зашел в Севастополь, а оттуда направился в Херсон.
Насколько удалось выяснить Цензор.НЕТ, все три корабля остаются «под стражей». В то же время, на самом деле ни один из них не задержан изначально именно за нарушение блокады Крыма. В частности, сингапурца задержали инспектора Укрморречинспекции за «несоответствие требованиям международных конвенций». Что до «Черемоша» и «Кантона», то поначалу, по нашей информации, их капитанам вменили… незаконную перевозку людей через государственную границу.
Правда, прокуратура официально заявляла, что турецкому капитану тувальского судна вручили уведомление о подозрении по ч. 2 ст. 332-1 Уголовного кодекса - «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Нюанс, однако, в том, что данная статья трактует исключительно нарушения, совершенные «с целью причинения вреда интересам государства». В чем состояла угроза государству, грозящая, между прочим, пятью годами тюрьмы, остается неясным.
А вот капитана и всех членов экипажа «Черемоша» за то же нарушение пока всего лишь оштрафовали. На скромную сумму 1 тыс. 700 грн каждого.
«Уже после сдачи этого текста народный депутат Георгий Логвинский из «Народного фронта» сообщил через Facebook о задержании еще нескольких судов, включая одно под российским флагом.
«Украина только учится защищать свои интересы», - отмечает в этой связи глава общественной организации «Майдан иностранных дел», экс-генконсул Украины в Стамбуле Богдан Яременко. По его словам, наше государство пока даже не имеет законодательной базы для ареста иностранных судов.
«К тому же, в морском деле нет единой всемирной структуры наподобие Международной организации гражданской авиации, которая могла бы устанавливать общие регулирующие правила», - отмечает дипломат. Тем не менее, данные события он считает «сильным знаком». «Даже если суда не будут арестованы, а их владельцы - оштрафованы, все равно простой корабля приносит большие убытки», - указывает Яременко.
Чьи флаги в гости к нам
Среди «морских» нарушителей установленного Украиной и ЕС режима посещений Крыма превалируют, разумеется, россияне. За ними идут греки и турки. Львиная доля нарушений со стороны греческих судовладельцев - более 62 % - это заходы танкеров-газовозов в Керчь. Там на них перегружают сжиженный газ из России. Также греки везут нефть с Феодосийской нефтебазы, крымское зерно и металлолом.
До недавнего времени активно работали и греческие паромы, курсировавшие на Керченской переправе. Однако крупный паром «Ионас» в конце марта, с завершением контракта, ушел с линии. По имеющейся информации, крымский «минтранс» задолжал судовладельцу. Два других - «Гликофилоза-3» и «Олимпиада» - в этом году сменили свои флаги на российские. Очевидно, греки все же не слишком рвутся нарушать европейские санкции.
Кстати, о флагах. За год оккупации среди судов-нарушителей порталом BlackSeaNews отмечены и семь украинских. Одна из причин может состоять в том, что крымские судовладельцы, перерегистрировавшись в РФ, не спешат менять сине-желтые флаги, надеясь, что это позволит им беспрепятственно курсировать между полуостровом и материковой Украиной. Впрочем, упоминавшемуся выше траулеру «Черемош» этот прием не помог.
Наконец, масштабно нарушают «блокаду» турки. С азиатского берега в Крым есть и паромные чартеры, и сухогрузные рейсы. При этом, как утверждает главный редактор BlackSeaNews Андрей Клименко, чаще всего они декларируют завоз на полуостров цемента, а также щебня. «Поскольку в Крыму более чем достаточно собственного щебня и цемента, возникает вопрос, что они возят на самом деле, под щебнем», - говорит эксперт.
В целом, по его словам, количество нарушений со стороны европейских стран снижается. Одна из причин - то, что украинская дипломатия наконец-то начала предпринимать усилия по предотвращению этих нарушений.
Первым делом - самолеты…
Если грузы гораздо удобнее возить морем, то в плане пассажиропотока незаменима авиация. Когда этот материал был уже почти готов, Госавиаслужба сообщила, что аэропорт Симферополя обслужил в 2014 году менее ста тысяч человек, то есть, пассажиропоток там упал по сравнению с 2013 годом аж на 92%. Но на самом деле речь идет о пассажирах, прошедших через порт до оккупации полуострова. После аннексии Крыма полеты продолжались, но теперь - почти исключительно российских авиакомпаний. А вот насчет аэропорта «Бельбек», пропустившего в 2013 г. 24 тыс. пассажиров, украинские авиачиновники сказали правду: после оккупации через Бельбек не летает никто. По крайней мере, из официальных пассажирских рейсов. Источники Цензор.НЕТ связывают это с превращением аэропорта из «полувоенного», как было при Украине, в полностью военный объект.
Итак, с июня 2014 по январь 2015 года в единственный действующий сейчас на территории Крыма аэропорт Симферополя прибыли более 13 тыс. рейсов. Их совершили 31 компания РФ, и по одной - из Камбоджи и Вьетнама. Больше ни одна страна, по крайней мере, официально, на полуостров не летала.
Сегодня три из российских компаний, летавших в Крым, более не существуют. Причем одна из них - «Добролет» - разорилась из-за «крымских» санкций: ЕС запретил ее рейсы на свою территорию. В то же время, российские авиаперевозчики готовятся увеличивать количество рейсов на Крым и вместимость самолетов с наступлением нового сезона.
Для этого аэропорт «Симферополь» с 30 марта перешел на круглосуточный режим работы. В свою очередь, в России авиарейсы на Крым усиленно субсидируют. Например, полет эконом-классом «Аэрофлота» из Москвы обойдется в 5,5 тыс. рублей, или 9 тыс. в обе стороны.
Благодаря этому, а также некоторым другим шагам, о коих ниже, в 2014 году аэропорт Симферополя увеличил пассажиропоток в 2,3 раза, через него прошли 2,8 млн пассажиров. В то же время, еще в конце мая прошлого года российские авиаперевозчики заявляли тамошним СМИ, что пассажиропоток на Крым вырастет в 3,3 раза.
В 2015 году они прогнозируют рост на 20 % к 2014 году. Однако надо иметь в виду, что тогда в России действовала специальная правительственная программа по отправке в Крым сотрудников госкомпаний, министерств и ведомств. Благодаря этому полуостров посетили 136,5 тыс. человек. Но в нынешнем году продлевать программу не планируют.
К тому же, симферопольский аэропорт испытывает трудности с финансированием реконструкции взлетных полос и строительства новых терминалов. Зимой работы на полосе пришлось вообще проводить за свой счет. Частный же инвестор, по словам гендиректора Евгения Плаксина, вкладываться в аэропорт не хочет. «Завис» и проект создания собственной крымской авиакомпании.
Также аэропорт потерял транзитную роль: раньше он был одним из пересадочных узлов на линиях между Азией и Европой. Впрочем, как выяснил Цензор.НЕТ, одна такая линия существует. Хитроумные чеченцы в лице компании «Грозный-авиа» организовали чартерные рейсы Симферополь - Стамбул под видом… рейсов на российскую Анапу.
Андрей Клименко подтверждает эту информацию. «Раньше их самолеты прилетали из Крыма или, соответственно, из Турции в Анапу, садились, но вскоре, не разгружаясь, вылетали в дальнейшем направлении. Сейчас они даже не садятся, просто делают разворот над аэропортом. Официально этого рейса как бы нет», - рассказывает он.
… а автобусы оставим на потом
Если из Москвы, благодаря субсидиям, в Крым и обратно можно слетать за 9 тыс. рублей, то рейс из далекого Екатеринбурга обойдется в 20 - 25 тыс. рублей в два конца. И даже с пересадкой в той же Москве - в 15 - 20 тыс. Поэтому Северный автовокзал Екатеринбурга активно рекламирует чартерные автобусные рейсы. Расстояние до Ялты автобус будет проходить минимум за 62 часа. Поэтому, например, детей до 5 лет и взрослых старше 65 в туры не берут.
Интересно, что эта линия, как и аналогичная ей линия на Пицунду, открылась еще в 2013 году. И тогда билет стоил до 8 тыс. рублей. А в прошлом году самые комфортабельные туры на Крым уже дотягивали до 18 тыс. Но теперь за поездку обещают брать всего 7 - 9 тыс. Вероятно, и здесь не обошлось без субсидирования.
Другое дело, что на пути автобусных рейсов из России имеет место Керченская переправа, где бывает всякое. В первых числах апреля и-за погодных условий на ней образовалась очередь в две тысячи автомобилей с каждой стороны. По этому поводу министр транспорта РФ Максим Соколов раскритиковал работу «минтранса» Крыма, в управлении которого переправа находилась официально до 31 марта, но реально остается и сейчас, поскольку в Москве никак не решат, менять ли управляющих - и, главное, на кого?
В целом в 2014 году через переправу прошли 701 тыс. автомобилей и 2,9 млн человек - пассажиропоток, фактически равный авиационному. Увы, внушительный поток приезжих россиян не особо помогает рядовым крымчанам: в 2014 году полуостров обеспечил свой бюджет лишь на 15 % (остальное составили прямые вливания из федерального бюджета), причем малое предпринимательство, эта святая святых туриндустрии, дало только 0,5 %...
Остров Крым и материк Украина
Украинские турагентства путевок в Крым не продают. Причина проста: между аннексированным полуостровом и остальной Украиной запрещены безналичные расчеты.
Если требуется, украинцы с материка едут в Крым самостоятельно. При этом еще с мая прошлого года «Укрзализныця» начала сокращать количество поездов, а в последние дни года отменила их вовсе. Поэтому к оставшимся в Крыму родным, например, добираются кто как может.
Недавно поехала проведать малую родину писательница Яна Дубинянская. «Мы заезжали через Каланчак на своей машине. С нашей стороны - пять легковушек (фур сильно больше, но заметно меньше, чем зимой). Наших прошли за 20 минут, кои потребовались на внесение в компьютер паспортных данных. Не смотрели и не спрашивали ничего», - рассказывает она.
На прохождение российской границы, однако, потребовались полтора часа. «Минут сорок оформляли «временный ввоз» на машину», - уточняет Яна. «В общем, прошли крайне удачно и быстро, буквально к полуночи были в Симферополе. Бывает гораздо хуже, рассчитать время с этой «границей» практически невозможно», - заключает она.
План аналогичной поездки киевлянки Светланы, переехавшей из Симферополя задолго даже до первого Майдана, был таков: поездом до Новоалексеевки, а оттуда - такси до пограничного поста, где должны были встретить родители с машиной. «Но часто берут такси и до Симферополя», - говорит она. Такси «до поста» вроде как стоит 100 грн, а прямо до крымской столицы - 400 - 600.
В итоге, однако, отпуск вместо родного Крыма прошел в Каменце-Подольском. «Нам нарассказывали ужасов, и мы изменили маршрут», - лаконично говорит Светлана.
Есть и автобусы, идущие в Крым из южных городов - Одессы, Николаева, Херсона, Новой Каховки и т. д. Но уже из Киева и даже Харькова официальных прямых авторейсов нет, нужна пересадка. Впрочем, в Интернете можно (хотя и не без труда) найти рекламу компании, обещающей ежедневные перевозки из Киева в Симферополь и обратно, с максимальным комфортом и «быстрым прохождением таможни».
Корреспондент Цензор.НЕТ, притворившись потенциальным пассажиром, связался с представителем компании в Киеве, назвавшимся Романом. Как выяснилось, рейс из Киева стоит тысячу гривен. А из Симферополя - три тысячи рублей. Платить предлагают при посадке. В Киеве эта посадка производится в 22.00 в районе метро «Голосеевская».
Увы, информация на сайте компании оказалась преувеличенной. Так, по словам нашего собеседника Романа, время в пути на Симферополь составляет не 14, а 17 - 18 часов. И рейсы производятся отнюдь не ежедневно. Конкретно автору этих строк предложили ехать 7 апреля, а в ответ на просьбу о ближайшем следующем рейсе назвали 9-е.
Между прочим, в Ассоциации автомобильных перевозчиков Украины, объединяющей более тысячи перевозчиков, об этой компании не слышали. Нет ее и в Едином госреестре. А в Укртрансинспекции Цензор.НЕТ заявили, что даже не могут проверить нашу информацию. «Если перевозчик не получал лицензию, мы о нем ничего не знаем. Увы, такие случаи в Украине есть. Но с недавних пор мы не можем проверять предприятия без разрешения Кабмина», - сказали в пресс-службе ведомства.