В Украине, наверное, даже школьники знают, что платой за "репетиторские" занятия учитель делится с директором. Врач за коммерческий прием делится с заведующим отделения. Таможенник - с начальником. И так далее. Похоже, что украинским госслужащим знать таблицу умножения совсем необязательно. А вот таблица деления должна от зубов отскакивать. Но мало кто задумывается о том, что коррупция бывает принудительной. Если чиновник не будет брать взятки – он может смело не рассчитывать даже на нищенскую официальную зарплату, и лучше ему сразу забрать трудовую.
Просматривая реестр судебных решений, автор наткнулся на две коррупционные истории, произошедшие в тихой Волынской области. Истории, по украинским меркам, скромные.
Они лишь позволяют продемонстрировать процессы, идущие в "темной" стороне государственной системы.
Как это делают экологи
В начале апреля стало известно о задержании сотрудниками СБУ главы Государственной экологической службы в Волынской области и его заместителя. Их подозревают в получении взятки у своего подчиненного.
Представление об аресте руководителя инспекции подал в Печерский суд Киева следователь по особо важным делам Генпрокуратуры. Судья Анна Медушевская 30 марта удовлетворила просьбу следователя, и "закрыла" чиновника.
В соответствующем постановлении суда, опубликованном в Едином государственном реестре судебных решений, можно ознакомиться с результатами досудебного следствия.
По данным Генпрокуратуры, в конце января 2012 года начальник Волынской региональной экологической службы и его заместитель потребовали денег от инспектора поста экологического и радиологического контроля "Ягодин".
Инспектор должен был платить 70 тыс грн ежемесячно за то, что начальники не будут инициировать его увольнение с занимаемой должности.
Следствие утверждает, что руководство даже объяснило подчиненному, где взять такие деньги – инспектор должен был получать взятки от субъектов внешнеэкономической деятельности за предоставление согласований, необходимых для таможенного оформления товаров.
В постановлении суда отмечается, что инспектор отказался выполнить требование начальства. Руководителей это не остановило, и в течение февраля-марта, инспектору неоднократно разъясняли его ошибку, угрожая увольнением.
По данным Генпрокуратуры, 16 марта ставки возросли – начальство потребовало от инспектора немедленно заплатить 100 тыс грн, и в дальнейшем "заносить" те же 70 тыс грн ежемесячно.
Увеличение суммы было мотивировано тем, что инспектор два месяца медлил с удовлетворением запросов руководства. Ему даже установили срок – заплатить до 28 марта.
Инспектор согласился, и отдал начальству 100 тыс грн за неувольнение. После передачи денег СБУ задержало руководителей и изъяло деньги.
Теперь чиновникам "светит" часть 3 статьи 368 Уголовного кодекса – получение взятки ответственным должностным лицом. Санкция – от 5 до 10 лет с конфискацией имущества.
Борьба с коррупцией, казалось бы, очевидна. Но как дело пойдет дальше – еще вопрос. И вопрос этот подкреплен результатом еще одного случая коррупции на Волыни.
Как это делают ветеринары
27 февраля 2012 года самый известный судья Украины – Родион Киреев – приговорил к 8 годам тюрьмы с конфискацией имущества бывшего заместителя главы Государственного комитета ветеринарной медицины Александра Жука.
Ему инкриминировали ту же 368 статью, что и в случае, описанном выше. Он требовал $42 тыс за выдачу разрешения на ввоз в Украину 1200 тонн морепродуктов.
Согласно приговору, опубликованному в реестре судебных решений, морепродукты ввозило малое предприятие "Доник". Его директором является депутат Луцкого райсовета от ВО "Свобода" Олег Доленко.
Как отмечается в приговоре, когда у предпринимателя возникла надобность ввезти морепродукты в Украину, он обратился не к осужденному взяточнику напрямую, а к своему знакомому - начальнику Волынского управления ветеринарной медицины.
Региональный руководитель взял на себя посредническую функцию при "решении вопроса" с киевским начальством.
Интересно, что волынский чиновник признал свою вину в содействии дачи взятки, раскаялся и даже сотрудничал со следствием. Чем, очевидно, и заслужил лояльность Родиона Киреева.
Легендарный судья, "закрывший" на 7 лет Юлию Тимошенко, освободил чиновника от ответственности, и закрыл дело против него. По мнению Киреева, посредник искренне раскаялся, а значит и сидеть не обязан.
***
Эти два дела, при всей своей сомнительной сенсационности, служат наглядным примером украинской коррупции на всех уровнях и во всех регионах.
Они очередной раз демонстрируют существующую цепочку "заноса" – от рядового сотрудника в регионе до киевского начальства.
При этом рядовой инспектор должен сдавать начальству 70 тысяч гривен ежемесячно, тогда как средняя зарплата на той же Волыни едва превышает 2 тысячи гривен.
А для того, чтобы избежать даже условного срока, "похоронить" дело за взяточничество и спокойно работать дальше, достаточно лишь "искренне раскаяться" и обещать больше так не делать.
Остается только узнать, во сколько обходится "искреннее и действенное раскаяние".