Теоретическое перемирие обернулось новыми кровопролитными боями и новыми серьезными жертвами. Как и предсказывали скептики (реалисты?).
Между тем, президент продолжает говорить о плане мирного урегулирования ситуации на Донбассе. 19 июня Порошенко в очередной раз пообщался с Путиным на тему "деэскалации". В тот же день глава путинской администрации Сергей Иванов назвал происходящее на Востоке Украины "гражданской войной, переходящей в геноцид собственного народа". Утром следующего дня с территории России на территорию нашей страны были переброшены танки, БТР и установки "Град". А спустя несколько часов Кремль устами пресс-секретаря Путина оправдал концентрацию российских войск вблизи наших рубежей "мерами по усилению охраны границ Российской Федерации".
Действительно ли глава украинского государства верит в скорое и бескровное урегулирование конфликта на Востоке Украины? И в самом ли деле он (как это следует из заявления пресс-службы президента) "рассчитывает на поддержку мирного плана" Путиным? Готов ли он вводить военное положение?
На истекшей неделе Верховная Рада не поддержала проект постановления, которым она предлагала верховному главнокомандующему ввести ВП на территории Донецкой и Луганской областей. Однако, в действительности от Рады подобных инициатив и не требуется. ВП водится президентским указом. Дело парламента — утвердить его в течение двух дней. По одной из версий, проект постановления, проваленный ВР во вторник, носил "сигнальный" характер: на Банковой хотели проверить, готов ли депутатский корпус одобрить подобный шаг. Пока не готов — за проголосовали всего 218 из требуемых 226.
Кстати, текст неодобренного постановления заслуживает отдельного упоминания. В нем и предложение о введении военного положения, и требование надежно закрыть границу, и настоятельная рекомендация первоочередного выделения дополнительных средств на нужды армии… В нем только нет объяснения, почему с подобной инициативой народные избранники не выступили раньше? Когда председатель парламента одновременно был еще и верховным главнокомандующим и не было необходимости ни к кому обращаться? Когда заставы и пограничные переходы еще не были захвачены боевиками, и шансов более-менее надежно перекрыть границу было куда больше?
Контраргументы известны. Первый: военное положение не позволяло провести выборы, а государству был необходим легитимный глава. Второй: полномасштабная война и фактическая потеря контроля над границей случились, по сути, уже после выборов.
Убедительно? Не слишком.
Во-первых, под аккомпанемент мантры "Главное — провести выборы!" через прекратившую существование госграницу на территорию страны массово перебрасывались боевики, вооружение и техника. Донбасс окончательно превратился в полноценный боевой лагерь сепаратистов, а затем и в полноценный театр военных действий. После чего альтернативы введению ВП, честно говоря, не видно.
Во-вторых. Я, конечно, не юрист. Но ни в Конституции, ни в Законе "О правовом режиме военного положения" нет прямого запрета на проведение президентских выборов в условиях ВП (здесь и далее выделено мной. — С.Р.).В статье 64 Конституции говорится только о том, что "в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод". Зато и в Основном законе, и в профильном существует категорический запрет на досрочное прекращение полномочий парламента в случае введения военного положения…
Мы лишены возможности точно оценить мотивы и резоны президента. Но есть основания полагать: частота повторения им словосочетания "мирное урегулирование" может сократиться после 27 июня. Думается, для Порошенко крайне важно, чтобы подписание соглашения об Ассоциации с ЕС не сорвалось (а подобный риск все еще сохраняется). Цена и вес этого документа резко снизились в сравнении с ноябрем прошлого года. Но он по-прежнему важен. Для Петра Алексеевича — ему нужны победы. Для страны — какая-никакая поддержка и в политическом, и в экономическом смыслах.
Запад настоятельно подталкивает нового украинского президента к миролюбию. И тот пытается его демонстрировать, чтобы подписание соглашения об ассоциации не было перенесено.
Возможно, отчасти необходимостью поддерживать репутацию миротворца не столько в глазах собственного населения, сколько в глазах Брюсселя и Вашингтона, объясняются контакты с Путиным, встречи с "легитимной властью Донетчины и Луганщины" и разрекламированный план мирного урегулирования. Который в действительности представляет набор деклараций. Россия согласится сделать "коридор" и впустить на свою территорию наемников? Пойдет на создание 10-километровой буферной зоны? Боевики согласятся сдать оружие и освободить административные здания в обмен на обещанную амнистию? Вы в это верите?
Полагаем, что сам Порошенко в это не верит. Его миротворчество, повторю, носит отчасти вынужденный характер. Но готов ли президент быть до конца жестким в противостоянии с террористами и сепаратистами? Насколько он будет чуток к рекомендациям Запада после подписания соглашения об ассоциации? Действительно ли он (как многие говорят) искренне надеется, что сможет договорится с Путиным о некоем взаимовыгодном примирении? И какой окажется цена Украины за подобный мир? Насколько влияет на судьбу АТО пресловутый "газовый вопрос" (который так беспокоит не только Киев, но и ЕС), зависящий от поставок российских углеводородов? Способен ли сознательно жертвовать своим президентским рейтингом ради восстановления мира и сохранения территориальной целостности? Ведь каждый день войны несет новые жертвы. А каждая новая жертва делает войну все менее популярной. Если вообще можно говорить о популярности войны.
Точного ответа нет. Но есть повод думать: намерения ввести военное положение в ближайшее время у президента нет. Мы делаем этот вывод на основании публичных инициатив Петра Порошенко. Он подтвердил готовность досрочно прекратить полномочия Верховной Рады. Он заявил о готовности внести изменения в Конституцию.
Механизм роспуска парламента непонятен. Однако лица, близкие к Петру Алексеевичу, утверждают, что:
— его не сильно беспокоит возможная правовая чистота решения о судьбе ВР;
— он заинтересован в как можно более скорой политической смерти действующего парламента.
Мотивы ясны. Согласно имеющейся информации, закрытый соцопрос показал, что пропрезидентская политическая сила, оформленная в "Блок Петра Порошенко" способна набрать на будущих парламентских выборах 25% (от всех избирателей). В случае сохранения смешанной модели, ставленники Порошенко, по предварительным оценкам, могут победить предположительно в 45–50 округах. Чем позже начнется кампания, тем ниже будет результат президентского блока и тем ниже шансы у его выдвиженцев, это очевидно.
В реформировании Конституции Порошенко пока заинтересован меньше. Он, безусловно, не прочь немного расширить свои полномочия. Но это — длинная история, сложная. Две сессии, вывод КС, рекомендации Венецианской комиссии, торги…
Если президент хочет по возможности апгрейдить Конституцию, ему необходимо сохранять этот состав парламента. Если хочет досрочных выборов, вопрос о реформировании Основного закона следует отложить. С новым парламентом ему, возможно, будет легче договориться.
Поэтому, наверное, в спешных досрочных выборах Порошенко заинтересован куда больше, чем в теоретически быстром изменении Конституции.
Но. И первый, и второй сценарий исключают введение военного положения. Потому что в условиях ВП:
— запрещено распускать Верховную Раду (согласно статье 83 Конституции, статьям 10 и 11 Закона "О правовом режиме военного положения");
— запрещено вносить изменения в Конституцию (согласно статье 157 Основного Закона).
Понятно желание главы государства усилить свои политические позиции. Но столь же естественным было бы ждать от него заботы о сохранении территориальной целостности страны. Сегодня все больше экспертов говорят о том, что введение ВП — единственный реальный способ стимулировать эффективные действия силовиков и единственный способ установить контроль Киева в Донбассе. Возможно, мы не все знаем о сути мирных инициатив президента. Но сводки с фронта говорят не в пользу сегодняшних миротворческих инициатив.
Впрочем, есть некий, условно говоря, компромиссный вариант. Конституция и Закон "О правовом режиме военного положения" запрещают досрочно прекращать полномочия ВР, когда военное положение уже введено. Но если решение о прекращении полномочий Рады принято до введения ВП, то срок ее полномочий временно продлеваетсядо первого заседания нового парламента, выборы которого проводятся после отмены военного положения.
Пойдет ли президент на подобный шаг, если поймет, что введение режима ВП — единственный способ взять ситуацию на Востоке под контроль? И, главное, согласится ли парламент (уже обреченный на заклание указом президента) проголосовать за введение военного положения?
Будет повод узнать, что для президента и парламента важнее — собственная судьба или судьба государства?