Украина – это несостоявшаяся Греция. Разница между двумя странами лишь в том, что принято называть «гражданским обществом». Это та самая тонкая голубая линия, отделяющая судьбу Киева от судьбы Афин. Любое общество складывается из двух прослоек. Одна из них живет по законам безусловных рефлексов и природных инстинктов. Когда во главе угла – эгоизм и эмоции.
Таким обществом очень легко управлять – оно легко идет на поводу любых обещаний, сколь бы несбыточными они ни были. Оно не хочет непопулярных шагов, не верит в эволюционный путь, не желает жертвовать сиюминутным ради концептуального, и не желает признавать любые интересы, которые находятся за пределами входной двери.
Другая часть общества – это та, что выработала в себе условные рефлексы. Она знает, что лечение бывает неприятным, что любой кутеж заканчивается похмельем и что у любого шага бывают последствия.
Разница между этими двумя прослойками сродни разнице между безответственностью ребенка и поведением взрослого.
Первая группа – это народ, имеющий право на риторические вопросы.
Другая часть – это элиты - политические, общественные, интеллектуальные – которые на эти риторические вопросы права не имеют. Зато они могут давать ответы на старые риторические вопросы или же формулировать новые – созвучные эпохе.
В этом делении нет ничего унизительного – требовать от всей страны сверхпроницательности и дальновидности было бы наивно.
Поэтому любая элита в обществе исполняет роль социального предохранителя. Именно она должна тормозить «естественные реакции», просчитывать последствия, принимать взвешенные решения и брать на себя ответственность.
Если общество – это организм, который в естественном порыве отдергивает руку от укола, то элиты – это мозг, рацио, серое вещество, которые признают необходимость вкалывать шприц в социальную вену.
Если вы хотите знать, что происходит со странами, где все перевернуто с ног на голову – посмотрите на Афины. Потому что последние несколько месяцев именно они являются образцом того, как выглядит коллективное государственное самоубийство.
Греческая трагедия – это прямое опровержение старой патерналистской установки о том, что «там наверху не идиоты сидят».
Иногда вполне себе идиоты. Иногда лицемеры. Но разницы от этого ровным счетом никакой.
Греческий урок состоит в том, что не стоит искать злого умысла в ситуации, которая легко может быть объяснима глупостью.
Миром правят не теории заговора – нами нередко руководят стечения обстоятельств. Если у общества есть высокая резистентность, хорошая сопротивляемость и устойчивость, то неблагоприятный период можно пережить. Если нет – то получается Венесуэла.
Когда сегодня говорят о неком реванше «регионалов» – пусть и под другим партийным брендом – это иллюзия.
Аннексия Крыма и Донбасса лишила эти силы того электорального огорода, на котором они собирали свой урожай. Впрочем, чтобы победить Украину, Москве достаточно делать ставку на вполне патриотических по риторике украинских популистов.
Потому что в их силах сорвать выделение любого западного кредита – отказавшись сокращать социальные льготы.
Им под силу похоронить остатки инвестиционной привлекательности Киева, объявив о национализации.
Они могут зафиксировать курс гривни по отношению к доллару и похоронить тем самым валютный рынок.
Ввести регулирование цен. Обязать банки списать кредиты валютным заемщикам. Запретить экспорт пшеницы.
Траектория благих намерений обычно вполне однозначна.
Сегодня пророссийская партия – это не та, что хочет Таможенный союз, а та, что хочет разорвать Минские соглашения ради немедленного наступления.
Сегодня прокремлевский политик в Киеве – это не тот, кто за «второй государственный», а тот, кто хочет вернуть старые тарифы.
Сегодня Украине угрожает не красный флаг с серпом и молотом, а левацкая риторика, которую взяли на вооружение ребята с идеологически выверенными лицами.
Они совсем не обязательно являются чьим-то проектом, они могут быть искренними в своих спичах, вполне вероятно, что они взаправду хотят счастья для всех и чтобы никто не ушел обиженный. Но это ничего не меняет.
Потому что сами они – из той самой части общества, которая не умеет просчитывать последствия.
Которые живут безусловными рефлексами. Которые не хотят понимать всю сложность окружающей реальности. Равно как не хотят понимать и то, что сегодня реформы в стране напоминают процесс капитального ремонта работающего двигателя.
Украина – это страна, в которой есть плохое государство и хорошее гражданское общество. У которого, к тому же, успели появиться условные рефлексы. Которое вынуждено выполнять функцию «рацио» в стране, где самой большой популярностью пользуются эмоции.
И главный вопрос повестки состоит в том, чтобы гражданское общество это самое государство приватизировало.