Украинский институт социальных исследований имени Александра Яременко совместно с Центром "Социальный мониторинг" провели социологический мониторинг "Ваше мнение: август 2014 года", в рамках которого состоялось исследование "Оценки населением АТО на Донбассе". О результатах исследования мы беседуем с главой правления Украинского института социальных исследований имени Александра Яременко, кандидатом социологических наук Ольгой Балакиревой.
"Люди хотят прекращения боевых действий"
— Ольга Николаевна, по вашим данным большинство украинцев (57%) считают, что АТО на Донбассе должна завершиться немедленно и ее проведению следует предпочесть поиск компромиссов и мирное урегулирование, треть (34%) опрошенных считают, что АТО нужно продолжать, а каждый десятый респондент затруднился с ответом.
— И чем ближе территория проживания опрошенных к зоне ведения АТО, тем больше число противников "военного пути" разрешения конфликта. Так, 70% жителей восточных регионов, наиболее приближенных к Донбассу, полагают, что АТО должна прекратиться. А среди опрошенных в Донецкой и Луганской областях (стоит отметить, что опрос проводился только в той части этих областей, где нет АТО) —77% высказались за немедленное завершение военных действий. Таким образом, наибольшая доля сторонников прекращения АТО и стремящихся к компромиссу — на Востоке, на самом Донбассе, на Севере и Юге Украины, в то время как на Западе и в Киеве преобладает точка зрения, что боевые действия в рамках АТО должны продолжаться.
При этом количество украинцев, не поддерживающих АТО, значительно —31,5%. Число респондентов, которые в целом или частично поддерживают проведение АТО, — 56%, но около половины из них (21%) выступают за прекращение конфликта. Сторонники продолжения АТО ожидают быстрого разрешения конфликта, а те, кто выступает за поиск компромиссов и мирное урегулирование, считают, что конфликт будет продолжительным и вряд ли скоро завершится.
В целом, большинство украинцев считают, что конфликт на Донбассе не будет затяжным. Примерно 60% убеждены, что он продлится не более полугода, а 22% думают, что он закончится через один—два месяца. Однако 7,5% опрошенных считают, что конфликт может закончиться через год, 6% — не раньше, чем через год, и 7% опасаются, что боевые действия растянутся на несколько лет. Но при этом большинство опрошенных думают, что конфликт останется локальным и не распространится за территорию Донбасса. На быстрое завершение военного конфликта на Донбассе рассчитывает треть (31%) украинцев, почти столько же (32%) считают, что он будет затяжным, но за пределы Донбасса не выйдет. Около 15% опасаются распространения военного конфликта на всю территорию Украины, и наибольший уровень этих опасений высказали жители южных областей (35%).
— По вашему мнению, каким образом изменились бы эти цифры в связи с последними событиями на войне, которые сотрясают страну?
— Мой прогноз: увеличилось бы число тех, кто хотел бы прекращения военных действий, а также тех, кто считает необходимым скорейшее завершение АТО и поиск компромиссов. Сейчас и я меняю свою точку зрения в отношении военных действий в Украине: я считаю преступлением, когда люди гибнут от плохо спланированных действий, от последствий непринятых решений. А люди, живущие в зоне АТО, без света, тепла, зачастую без связи с близкими, разъединенными семьями (когда члены семьи живут в разных местах в силу обстоятельств) — хотят прекращения боевых действий и при этом перестают думать о "высоких материях", о стране, о независимости…
Здесь доминантной должна стать ценность жизни каждого человека. И при принятии решений нужно учитывать все компоненты возможных последствий, в первую очередь для конкретных людей.
— Но общество не может быть "немножко беременным" войной — это попросту нереально. И нельзя забывать, что "поиск компромиссов" с Януковичем закончился кровью, хотя в итоге пришла победа…
А определенность позиции у наших граждан по этому поводу, прямо скажем, "не зашкаливает". К тому же обращают на себя внимание различия в восприятии АТО жителями разных регионов Украины.
— Дело в том, что большая часть нашего населения до конца не понимает, что и почему происходит в зоне АТО. СМИ (и наши, и зарубежные) трактуют ситуацию по-разному, данные расходятся. Только 41% украинцев уверенно отбросили вариант ответа " Я не понимаю, что происходит на Донбассе". Следовательно, около 60% пребывают в неопределенности. Неполное понимание ситуации при низком уровне доверия в социуме как раз и порождает очень высокий уровень неопределенности, а он, в свою очередь, вызывает к жизни чувство неуверенности, тревоги — это подталкивает людей к каким-то неадекватным, не всегда рациональным действиям.
Ситуация усугубляется кризисными явлениями в экономической и финансовой сферах. Сегодня все понимают, что населенные пункты зоны АТО на Донбассе не подлежат восстановлению, там разрушены экономика, инфраструктура. И задача стоит — не восстановление разрушенного, а создание заново всего комплекса жизнеобеспечения городов и сел — жилья, новых производственных комплексов, рабочих мест, школ, больниц, других объектов инфраструктуры, строительства дорог и так далее. Я, кстати, видела, как отстраивали Бейрут и другие города Ливана после гражданской войны. Новые дома, дороги, магазины строились между развалинами, чтобы быстро решить вопросы обустройства жизни людей, а очистка от разрушенных построек — это был второй этап "наведения порядка".
Ведешь войну — готовься к миру
— Сегодняшние военные действия в Украине определят завтрашнюю социальную политику.
— В наших реалиях мы понимаем, что нужна фокусированная политика по отношению к тем, кто выехал из Крыма, из восточных регионов в пределах Украины (выделяя подгруппы в зависимости от обстоятельств выезда), а также по отношению к тем, кто временно выехал с Востока Украины в Россию. И хотя еще идут военные действия, уже сейчас целесообразно оценить миграционный потенциал из восточных регионов и возможных дальнейших потоков, как с Востока, так и из Крыма. Необходимо учитывать планы переселенцев по возвращению/невозвращению на прежнее место жительства; разработать конкретный план действий (национальную программу) по реадаптации вынужденных переселенцев; разработать приоритеты (кратко-, средне- и долгосрочные) с ориентацией на максимально быстрое обеспечение комплексной модернизации Донбасса. По каждому населенному пункту нужна четкая, конкретная программа восстановления, которая должна быть доведена до людей. Кроме того, необходимо разработать стратегию информационной политики по широкому спектру вопросов (формирование ценностных ориентаций: идентичности с Украиной, патриотизма, толерантности, правовой культуры и т.д., в том числе за счет целевых информационно-образовательных, культурно-образовательных программ, популяризации аналитического обзора исторических и современных событий). Особое внимание нужно уделить формированию государственной политики по возвращению временных переселенцев из России. И этот перечень "надо" и "срочно" — очень и очень длинный. Наше государство оказалось не готовым к тому испытанию, которое мы проходим сейчас, по широкому спектру вопросов.
Регионы: различия, но не рознь
— Ситуация неопределенности для многих наших граждан — источник серьезного напряжения.
— Ответы на наши вопросы жителей Южного региона, которые живут между "горячими точками" — Донбассом и Крымом, демонстрируют глубоко поселившееся в их душах чувство страха, опасения, что сил нашей страны для противостояния недостаточно — и речь здесь идет не только о военной мощи, но и об экономической. Необходимо принять во внимание, что жители южных областей не видят сегодня политических сил, которые бы представляли и отстаивали их интересы в парламенте, что порождает негативные оценки всех ветвей власти и сетования, что их голос не слышат. Социальная напряженность в этом регионе уже сегодня требует особого внимания властей — люди не должны чувствовать себя "вторым сортом". Этот клубок проблем и страхов подтверждает, что при высоком уровне региональных различий в нашей стране этот факт остается осознанным аналитиками и самими людьми, но одновременно недостаточно осознан политиками для конструктивных действий, а не используется для спекуляций в электоральных технологиях.
Могу привести конкретные данные из последнего исследования — федерализацию (при сохранении целостности страны) как возможный путь решения конфликта на Донбассе считают неприемлемой почти половина (47,5%) всех опрошенных. Но 39% украинцев рассматривают вариант федерализации как возможный компромисс, если это приведет к миру в стране. На Востоке (кроме Донбасса) и на Юге поддерживают федерализацию практически половина опрошенных (47—48%). А на Донбассе (без территории АТО, где опрос не проводился) ее поддерживают 52%. И каждый пятый в областях юго-восточной части Украины не имеет определенной, сформированной позиции по данному вопросу. То есть, доминантная точка зрения, которую бы поддерживало превалирующее большинство, отсутствует. И это означает, что решение принимать нельзя — нужно проводить просветительскую, информационную, мотивационную работу, анализировать факторы, на основании которых сформированы различные взгляды, иначе окажется, что принятое решение не будет соответствовать ожиданиям большой части граждан.
И когда мы сегодня говорим о единстве, целостности страны — очень важно понимать, что это единство действенно в условиях уважения и сохранения существующего разнообразия, самобытности, различий в культуре и взглядах. И этого компонента не хватает, чтобы люди стали толерантно относиться к представителям других позиций.
Целостность страны сохранитгражданское сознание
— То, что сейчас происходит в связи с ситуацией на Донбассе, наши люди считают: борьбой за сохранение территориальной целостности Украины (это безусловно так для 57% и частично — для 25%); военным конфликтом, организованным Российской Федерацией (безусловно так — для 56% и частично так — для 22,5%); Антитеррористической операцией (безусловно так — для 46% и частично так — для 29%); гражданской войной (безусловно так — для 31% и частично так — для 35,5%); восстанием, выступлением местных жителей в ответ на смену власти в Украине (безусловно так — для 27% и частично так — для 37,5%); войной США и России на территории Украины (безусловно так — для 19% и частично так — для 24,5%); военным конфликтом, организованным США (безусловно так — для 18% и частично так — для 22%). Как уже упоминалось, только 41% понимают, что происходит на Донбассе. Как у наших людей, в частности, возник вариант с гражданской войной?
— Вопрос, прежде всего, в отсутствии достаточного уровня информированности. Доминантой для наших людей все же является, что сегодня мы переживаем ситуацию борьбы за сохранение территориальной целостности Украины, военный конфликт, инспирированный Россией, и антитеррористическую операцию — АТО. Элементы гражданской войны присутствуют: на Востоке есть противостояние между людьми с разными позициями, там одни жители задерживают боевиков, другие — содействуют им. Гражданская война не охватывает все население Украины, она фрагментарна, проходит на линии конкретных индивидов (иногда объединенных в группы и локальные организации) на ограниченной территории. Если бы не было этого базиса на уровне конкретных людей, то не было бы столь глубокого конфликта. Для конфликта же давно существовала почва — есть много наших граждан, которые не готовы принимать украинскую идентичность, культуру, символы страны. У кого-то ностальгия по СССР, кто-то обращает взгляд в сторону России, которая кажется ему более "мощной" или "масштабной"…
В Украине происходит фрагментация общества. В сложных социально-экономических условиях людям ближе все то, что касается их жизни непосредственно, и в своих ценностях и взглядах они не поднимаются на уровень страны. Следует признать, что в восточных и южных регионах у нас провалено патриотическое воспитание, молодое поколение выросло без этого, зачастую довольствуясь лозунгами, но без глубинного усвоения культуры и формирования убеждений. Мы должны прийти к необходимости воспитывать граждан, начиная с детского сада, усилить акценты формирования ценностных ориентаций в школах и других учебных заведениях.
— Почти 40% респондентов полагают, что федерализация может быть компромиссом. При этом признание независимости ДНР и ЛНР считают неприемлемым 74% граждан. Приемлемым создание этих "зиц-республик" считают 24% жителей Донбасса, и 47% — неприемлемым. Даже в Киеве обнаружили приятие этих образований 12,5% жителей. Что происходит с нашими людьми?
— Это нужно изучать, чтобы понимать, — и, безусловно, недостаточно просто фиксировать. Это последствия несовершенства общекультурного развития в нашем государстве, это последствия безграмотной социогуманитарной политики. С этим нужно будет работать — и очень серьезно.
Как противостоять тем, кто виноват
— Определение субъектов, ответственных за продолжение силового противостояния на Донбассе, показало, насколько вдумчиво и точно власти и общественникам нужно работать с регионами, ведь проще бороться с противостояниями, навязанными извне…
— Среди ответственных за нынешнее противостояние общественное мнение, в первую очередь, определяет пророссийское влияние, Януковича, Путина, и в этом ряду, на уровне двух третей — донецких и луганских олигархов. Донбасс более лоялен по отношению к своим олигархам, как, впрочем, и к Януковичу — на уровне 44%. Вероятно, для жителей Донбасса это приблизительно одни и те же люди… Для Донбасса на первом месте по вызыванию недовольства — радикальные украинские националистические организации и/или официальная украинская власть. И эта позиция объяснима — для многих это "не их власть", об участии в голосовании во время внеочередных президентских выборов упомянули лишь около четверти опрошенных…
— Сейчас невозможно не признать — в стране война.
— И все же нужно отдать предпочтение поиску компромиссов и скорейшего перехода к мирной фазе. Идет война за целостность страны в ее границах. Часть территории уже потеряна. Я имею в виду Крым. Повторюсь, неправы те, кто считает, что Украина должна быть однородной. Сохранение независимости государства предполагает и сохранение разнообразия внутри страны. А когда разрушают наш дом — мы должны объединиться для его защиты, а договориться между собой — как жить в этом доме — мы, граждане Украины, сможем.
Но нельзя не признать, что сегодня Украина находится накануне возможной радикальной активизации социальных процессов, связанных с переоценкой военного противостояния и общественно-политического конфликта на Востоке. В настоящее время украинское общество не застраховано ни от затяжного конфликта, ни от чрезмерного радикализма, ни от падения в пропасть национальной розни. Пока мы (власть, ключевые социальные институты и общество в целом) не смогли адекватно выстроить систему противодействия вызовам и рискам, связанным с военным конфликтом на Востоке страны.
Опрос проводился с 28 июля по 1 августа 2014 года в 24-х областях Украины и в г. Киеве. Всего опрошено 2000 респондентов методом индивидуального интервью по мету проживания респондентов.