Когда-то в середине 1990-ых крестный отец украинской коррупции Павел Лазаренко ввел правило работы власти с бизнесом - 50 на 50. Для того, чтобы иметь возможность зарабатывать, ты должен был отдавать чиновнику половину доходов. Собственно, на этом Лазаренко и погорел. Его главныйкомпаньон Петр Кириченко также отдавал половину заработанного. Он едва не боготворил Лазаренко, называл его братом, просил стать крестным отцом для любимой внучки...

Но потом, когда Лазаренко потерял власть, заявил в калифорнийском суде, что был жертвой вымогательства, после чего украинскому экс-премьеру присудили свыше восьми лет американской тюрьмы.

Прошли десятилетия, но не изменились принципы. Отношения Виктора Януковича и Рината Ахметова намного более глубокие, чем кажется на первый взгляд. На протяжении последних лет определенные эксперты культивируют миф, что "Ахметов может отказаться от Януковича", что "Ахметов неудовлетворен Януковичем" и т.п....

На самом деле Ахметов во времена Януковича воплощает свои самые сокровенные мечты в области скупки государственной собственности. И Ахметова с Януковичем объединяет значительно больше, чем дружба или партийные узы – они являются бизнесами-партнерами.

В одном из живописных закутков Киева, на Парковой дороге стоят два красивых полуразрушенных дома. Расположены они прямо напротив будущей вертолетной площадки Януковича, которая изуродовала вид столицы.

Мало кто помнит, как проходило отчуждение из государственной собственности легендарной резиденции "Межигорье". Денег бюджет за нее не получил. Расплатились этими двумя истрепанными сооружениями, которые были переданы государству обанкротившейся фирмой из Донецка - в обмен за резиденцию на берегу Киевского моря, ставшую коррупционной штаб-квартирой Украины.

За эти неполных пять лет, которые прошли после отчуждения "Межигорья", здания на Парковой дороге продолжали разрушаться. "Их нынешнее техническое состояние делает невозможным полноценное использование с соблюдением требований законодательства относительно охраны памятников культурного наследия", - говорится в ответе администрации президента.

 

Дома, которые выменяли на "Межгорье", разрушаются уже пять лет...

Причина банальна – у государства нет денег на их реставрацию. Зато деньги есть у хозяина "Межигорья" – за эти пять лет там был возведен персональный рай с "Хонкой", гольф-, яхт- и конным клубами, загонами для страусов и теннисными кортами, вертолетной площадкой и боулингом и т.п. Откуда семья Януковича берет деньги на развитие "Межгорье" всего этого? Ответ – благодаря эксплуатации вчерашней государственной собственности в своих интересах. В частности, напару с Ринатом Ахметовым.

...а "Межгорье" процветает

История вопроса

Еще в 1998 году, во времена премьерства Валерия Пустовойтенко, Кабинет министров создал государственную компанию "Укртранслизинг". Ее учредили с целью "обеспечения железнодорожного транспорта подвижным составом", а также "поддержки отечественных предприятий транспортного машиностроения". Постановлением премьера Виктора Януковича в 2003 году уставный капитал "Укртранслизинга" был увеличен до 630 миллионов гривен - в том числе за счет вагонов государственных железных дорог на сумму не менее чем 230 миллионов. Пресса писала, что всего "Укртранслизинг" получил около 20% подвижного состава "Укрзализныци".

Владельцы "Укртранслизинга" не менялись со времен первого премьерства Януковича: 47,7% акций компании принадлежит государству, а 49,9% - донецкой фирме "Лемтранс", о которой детально поговорим немного ниже. Параллельно Фонд госимущества некоторое время находился ы числе учредителей и "Лемтранса" - государство сделало свой взнос вагонами. Речь шла о 3 789 окатышевозов на общую сумму 313 миллионов гривен. Сегодня в "Лемтрансе" нет государственной доли.

Сейчас связка "Укртранслизинг"-"Лемтранс" образовывала самого большого оператора лизинговых услуг Украины. Как сообщается на сайте компании, чистая прибыль "Укртранслизинга" за 2011 год составила свыше 27 миллионов гривен, что на треть больше, чем в 2010 году.

Причем не только "Лемтранс", но и "Укртранслизинг" - эта частично государственные компании - находятся в оперативном управлении "королей" Донбасса. Нынешний гендиректор "Укртранслизинга" Петр Татарец до этого работал в ахметовскому "Метинвест Холдинге" и на его горно-обогатитетельных комбинатах, а председатель наблюдательного совета "Укртранслизинга" Владимир Мезенцев является гендиректором донецкого "Лемтранса", о котором дальше и пойдет речь.

Донецкая сказка "Лемтранса"

Компания "Лемтранс", владелец 49,9% "Укртранслизинга", зарегистрирована в столице Донбасса на улице Артема, 7. На своем сайте "Лемтранс" хвалится, что является самой большой частной транспортно-экспедиторской компанией Украины.

Основными направлениями деятельности "Лемтранса" обозначено транспортно-экспедиторское обслуживание грузовых перевозок, ремонт подвижного состава, информационное сопровождение движения грузов, а также организация декларирования транзитных грузов, которые перевозят через Украину.

Сейчас "Лемтранс" эксплуатирует свыше 12 тысяч единиц подвижного состава - это половина рынка частных вагонов. В планах - увеличение парка до 20 тысяч вагонов. Годовой объем перевозок "Лемтранса" составляет 40 миллионов тон.

Но учитывая то, что "Укрзализныця" не занимается обновлением подвижного состава, доля "Лемтранса" на рынке будет возрастать. Более того, президент Янукович теряет мотивацию для развития грузового сектора "Укрзализныци", поскольку, как удалось установить, его "семья" получает доход от частного перевозчика.

Кому же принадлежит это донецкое чудо? Биография "Лемтранса" оказалась более чем интересной.

На момент создания в 1997 году учредителями компании были ООО "Embrol Ukraine Ltd", которое называют близким к Ринату Ахметову и ООО "Укринтерстрой", которое обанкротилось в 2007 году. Среди владельцев последнего был близок к Ахметову Жиган Такташев и…Владимир Артюх.

Тот самый Артюх, фирма которого – "АК Инжиниринг" – после инаугурации Януковича безо всякого конкурса была назначена генподрядчиком реконструкции НСК "Олимпийский" и фигурировала в деле о разворовывании банка "Родовид", о чем подробно писала "Украинская правда".

За 13 лет номинальные собственники "Лемтранса" неоднократно менялись. И сейчас можно утверждать, что "Лемтранс", а следовательно и "Укртранслизинг", – это грандиозный общий бизнес Рината Ахметова и семьи президента Виктора Януковича.

Современность "Лемтранса"

"Украинская правда" получила выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, который свидетельствует, что сейчас "Лемтрансом" владеют 5 компаний в приблизительно одинаковых долях по 20%.

Сторож "Межигорья" как партнер Рината Ахметова, или Тайник денег Януковича 

Владельцами компании "Лемтранс" выступают такие структуры:

ООО " СПС-Групп" (20%),

ООО "Укрпроминвестактив" (20%),

ООО " Сервис-Охрана-Транспорт" (20%),

ЗАО "АРС" (20,5%),

ЗАО "СКМ" (19,5%).

Три последних компании относятся к сферы влияния богатейшего человека Украины.

"СКМ" + "АРС" = 40% "Лемтранса"

Так, как известно, "СКМ" принадлежит лично Ринату Ахметову. А близкий к нему депутат-регионал Сергей Кий имеет 62,5% акций ЗАО "АРС", основным направлением деятельности которого является оптовая торговля угольной продукцией, а основными покупателями - ахметовськие " Метинвест-Холдинг" и "Авдеевський коксохимический завод".

" Сервис-Охрана-Транспорт" = еще 20% "Лемтранса"

ООО " Сервис-Охрана-Транспорт" раньше принадлежало депутату Антону Пригодскому через австрийскую компанию. Но этот когда-то всесильный регионал потерял свое влияние. Теперь эта 20-процентная доля "Лемтранса" выведена на четыре офшорки с Британских Виргинских островов, названия которых – можно сломать язык: "Телнет Холдингз Лимитед", "Омни Интернешнел Венчерз Лимитед", "Медко Сервисиз Лимитед" и "Джассен Энтерпрайсез Корп".

Три из них – "Телнет", "Омни" и "Медко" – фигурируют в реестре Государственной налоговой службы в качестве компаний-нерезидентов ахметовськой группы "СКМ". В частности, "Медко" является акционером того же "АРС".

Итак, 60% уставного капитала "Лемтранса" уже сконцентрировано в руках Ахметова и его структур. Кому принадлежит оставшиеся 40% потенциально самого большого железнодорожного перевозчика Украины?

" СПС-Групп" = 20% Лемтранса. Кто за ним стоит?

Найти конечных бенефициаров двух других владельцев "Лемтранса" - " СПС-Групп" и "Укрпроминвестактив" – это было предметом нашего поиска. Сам Ринат Ахметов не дал конкретного ответа на наш запрос, какие физические лица являются его партнерами в этом бизнесе железнодорожных перевозок.

Мы решили подробно остановиться на компании " СПС-Групп", которая владеет 20% "Лемтранса". И вот почему...

Эта фирма уже фигурировала в наших расследованиях афер вокруг "Межигорья" - в частности, через нее на миллионные суммы завозилась отделка для резиденции, такая как двери из ливанского кедра за 64 тысячи долларов. Рассказом об этой "обналичке" Янукович потом шокировал немецкие интеллектуальные круги в Берлине.

Сторож "Межигорья" как партнер Рината Ахметова, или Тайник денег Януковича 

 

Офис компании " СПС-Групп" находится в городе Бровары на улице Кирова, 90, квартира 16. Владельцем этого помещения является жена завхоза Януковича Андрея Портного - она же директор кинотеатра "Звездный". В этом же офисе расположена еще одна фирма - "Дом Лесника", которая владеет охотничьей резиденцией Януковича в Сухолучье под Киевом. Директор " СПС-Групп" - никому неизвестный господин по фамилии Виктор Ризанов. Нашей задачей было установить, чьи интересы он представляет? Ведь учредители " СПС-Групп" - это и есть партнеры Ахметова по "Лемтрансу".

Мы заказали еще одну выписку. Как оказалось, на 99% владельцем " СПС-Групп" является... другая фирма из броварского офиса януковичевского завхоза - "Укркиевресурс". Мы не поленились и стали копать еще глубже. "Укркиевресурс" на 99% принадлежит лондонской фирме "Ricomfin Limited".

Сторож "Межигорья" как партнер Рината Ахметова, или Тайник денег Януковича 

 

Использование британских прокладок - это не новая технология семьи Януковича. Именно на лондонскую фиктивную контора заведена резиденция "Межигорье" и тот же охотничий дом Януковича в Сухолучье. Нам пришлось продолжить поиски. Мы приобрели реестр "Ricomfin Limited" и узнали, что эта компания - просто почтовый ящик. Она выпустила одну акцию на 1 фунт стерлингов, владельцем которой является фирма "Morshtern Limited" с Британских Виргинских островов.

Сторож "Межигорья" как партнер Рината Ахметова, или Тайник денег Януковича 

 

Мы даже нашли и эту компанию - "Morshtern Limited". Ее устав подписал по доверенности Эндрю Свапп, менеджер конторы Conyers Dill & Pearman, которая промышляет созданием подставных фирм на Кайманах, Бермудах и Британских Виргинских островах. Собственно, этому Эндрю Сваппу неизвестные лица заказывали создание фирм-матрешек, которые должны были запрятать конечного бенефициара " СПС-Групп", владеющего "Лемтрансом".

Казалось бы, концы канули в воду. Но, как всегда, воспитанники "донецкой школы менеджмента" умудрились проколотиться на мелочах.

Как известно, другим акционером броварского "Укркиевресурса", который владеет "СПС-Групп", а через них - 20 процентами акций в "Лемтрансе", является никому неизвестный господин Виктор Ризанов.

Доля этого физического лица в "Укркиевресурсе" составляет 0,5%. Но при этом упомянутый Різанов является директором " СПС-Групп". То есть человек не посторонний.

Господин Ризанов зарегистрирован в селе Новые Петровцы - населенном пункте в Вышгородском районе, где расположена резиденция "Межигорье". Туда мы и направились.

Адрес Виктора Ризанова - улица Лермонтова. Это - разбитая дорога, вдоль которой стоят обычные дома. В воздухе - дым от жженой листвы. Дом, где проживает наш герой - типичное для украинских сел крытое шифером жилье. Окна зашторены тюлем. Внутри никого нет.

 

Здесь живет партнер Ахметова в "Лемтрансі"

На помощь приходят жители улицы. Они рассказывают - Виктор Ризанов, который значится соучредителем "СПС-Групп" и "Лемтранса", работает... охранником в "Межигорье". Служил там еще до прихода Януковича, хорошо себя проявил, и сейчас ему доверяют ответственную работу - иногда он выводит яхту Януковича в Киевское море.

Таким образом, разгадка директора и совладельца " СПС-Групп" оказалась банальной, как и все вокруг "Межигорья". Это - просто подставное лицо. Зато в этом есть определенная ирония - партнер Рината Ахметова в железнодорожном транспорте - сторож "Межигорья".

Один живет в лондонском пентхаусе и донецком дворце - а второй в сельской хатке со злой собакой во дворе... И его функция - лишь ставить подпись где надо - и прятать своего реального хозяина, пока он возглавляет 46-миллионное государство.

 

"Укрпроминвестактив" = последние 20% "Лемтранса"

Фирма "Укрпроминвестактив", которой принадлежит последние 20% "Лемтранса", также контролируется "семьей" Януковича. Это доказать немного легче, чем в случае "СПС-Групп".

Например, среди учредителей ООО "Укрпроминвестактив" была Татьяна Валентиновна Галенко. Сейчас она является руководителем компании "Кепитал Билдинг Корпорейшен", которая напрямую принадлежит старшему сыну президента Александру Януковичу. Сам старший сын президента на протяжении недели не ответил на наш запрос, направленный его пресс-секретарю.

Таким образом, очевидно, что на сегодня доле в компании "Лемтранс" разделены так: 60% Ахметова - 40% Януковича.

Немного не дотягивает до лазаренкових пропорций. Однако же и судьба их отличается. Пока один доживает последние месяцы за решеткой в Лос-Анджелесе, второй строит себе золотую клетку на Киевском море, будучи убежденным, что это его - навсегда.

Стабильную прибыль ему приносит использование государственной службы, а веру в собственное будущее - апатия сограждан. Функция которых - платить налоги. Ну, и еще стеречь его "Межигорье".