Водам Днепра, которые пьют 35 миллионов украинцев, угрожают новые опасности: к загрязнению городскими и промышленными стоками прибавились разрушение берегов и засилье нетипичных микроорганизмов. Ещё чуть-чуть и загрязнение Днепра станет необратимым. Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко наблюдает за рекой многие годы, но так плохо, как сейчас, по его словам, ещё не было: «Вода цветёт, рыбы всё меньше, а пляжи закрываются из-за нарушения санитарных норм. Никогда в прошлые годы такого массового закрытия пляжей не было», — отмечает эколог.

Счёт пошёл. Ресурс Днепра не безграничен. Если экологические проблемы будут накапливаться и дальше, река может умереть, прогнозирует эколог Владимир Борейко

Запасы водных ресурсов в Украине — одни из самых низких в Европе: на каждого украинца приходится около 1000 кубических метров воды в год. По оценкам Европейской комиссии, страна считается обеспеченной водой, если на одного жителя её приходится приблизительно 5000 кубических метров. Несмотря на это, Украина не слишком старается, чтобы сохранить имеющиеся в наличии скудные запасы. Яркое тому подтверждение — река Днепр, главная водная артерия страны. Воду из Днепровского бассейна каждый день пьют и потребляют с пищей 35 000 000 украинцев. Только вот качество этой воды с каждым годом ухудшается. Причин сразу несколько: бытовые стоки содержат новые типы веществ и хуже подвергаются очистке, застроенные элитной недвижимостью берега потеряли природную способность задерживать загрязнения, а в жаркую погоду невиданными ранее темпами размножаются вредные водоросли.

Изменить ситуацию могла бы государственная программа экологического оздоровления Днепра до 2021 года, принятая парламентом в мае. На её реализацию, по подсчётам Агентства по водным ресурсам, в ближайшие 10 лет нужно потратить 47 млрд грн. Однако из текста документа уже убрали пункт об «улучшении качества питьевой воды». «Это сделали, чтобы сократить бюджетное финансирование, в результате оно мизерное. Новых очистных сооружений никто строить не собирается», — рассказал источник Фокуса в Управлении водного хозяйства. А это значит, что события и дальше будут развиваться по течению, которое ведёт к печальному и куда более дорогостоящему исходу.

Опасность №1: неконтролируемые стоки

Главная угроза качеству днепровских вод и экосистем проистекает из стоков городов и крупных промышленных центров. За последние 15 лет этот вид загрязнения приблизился к критическому уровню. Причиной тому — ухудшение водоочистки. «Почти в каждой квартире теперь установлены счётчики воды, выросли и тарифы на неё, горожане расходуют воду в два раза экономнее, — рассказывает президент ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктор Маслак. — Зато бытовых отходов в канализации меньше не стало, просто канализационные стоки стали более концентрированными, станциям аэрации очищать их сложнее».

По данным экспертов «Укрводоканалэкологии», в последние годы катастрофический характер приобретает также загрязнение бытовыми и прочими отходами берегов реки и притоков, в том числе отдыхающими.
Но ещё больше вреда, чем хозяйственные стоки, приносят дождевые и талые воды. «Снег на улицах городов впитывает в себя машинные масла и массу других вредных веществ. Когда он тает, то значительная его часть смывается в реку. Аналогичная ситуация с ливневыми и дождевыми стоками. Вместе они дают треть всех загрязнений, поступающих в Днепр из крупных городов», — отмечает Маслак.
По идее, эту проблему должна решать система ливневой канализации. В столице эту функцию по факту выполняет Бортническая станция аэрации. Но она была построена почти полвека назад и давно устарела. «Оборудование изношено, многие насосы сломаны. Станция пока справляется только благодаря двукратному снижению водопотребления в последние годы», — рассказал источник в «Киевводоканале».
В некоторых городах проблему стоков предпочитают вообще не решать, сливая их прямо в Днепр. В августе этого года в реку попали сточные воды Вышгорода. Дело в том, что в городе нет системы ливневой канализации, и все дождевые воды поступают в пруд, который в сущности выполняет функцию накопителя во время ливней. В последние годы берега пруда активно подсыпали и застраивали дачами — и объем водоёма уменьшился. Августовские ливни привели к росту уровня воды в озере до критического предела. Городские власти нашли оригинальное решение: они попросту перекачали нечистоты из озера-накопителя в Днепр.

Опасность №2: биозагрязнение

Новая напасть для Днепра — бурное размножение сине-зелёных водорослей. По данным Киевского института гидробиологии НАН Украины, нынешним летом концентрация микроорганизмов достигала 30–40 г на м3 воды. Норма — в 100 раз меньше. «Так называемое цветение воды научным языком означает, что микроскопически малые сине-зелёные водоросли распространяются в огромных количествах. И если в прошлом они начинали цвести в августе, то сейчас это происходит на месяц раньше», — рассказывает Владимир Борейко. По его данным, причина в том, что в воде растворено огромное количество фекалий, которые являются кормом для водорослей.
Сезонная атака сине-зелёных водорослей приводит к массовой гибели рыбы в реке. Одноклеточные размножаются простым делением с большой скоростью. Особенно высокие их концентрации наблюдаются в водохранилищах. Через некоторое время массы водорослей начинают отмирать, разлагаться, свидетельством чего является насыщение прибрежий неприятным запахом и окрашивание воды в сине-зелёный цвет. Другие живые организмы страдают ещё и потому, что в воде накапливаются ядовитые продукты разложения водорослей: индол, скатол, аммиак, фенол, сложные эфиры и спирты. «Поэтому рыба стремится оставить места скопления водорослей. Правда, не всегда своевременно она успевает это сделать, а пребывание в таких водах заканчивается её гибелью», — сокрушается эколог.

 

 

Ядовито-зелёный взрыв. Бурный рост одноклеточных водорослей теперь начинается на месяц раньше. Для речных обитателей это смертный приговор

Фото: Ярослав Дебелый

Опасность №3: разрушение берегов

Специалисты также отмечают, что вода в Днепре сейчас течёт хуже, чем десять лет назад, поскольку охранные санитарные прибрежные зоны массово приватизируются и застраиваются. По подсчётам экспертов, около трети днепровских берегов разрушается из-за стихийной незаконной застройки прибрежной зоны. «Участки в прибрежной защитной зоне превращаются в намывные песчаные пустыни, вырубаются вековые сосновые лесополосы у самой кромки воды, уничтожаются нерестилища ценных видов рыб, вдоль берега устраивают насыпи, которые изменяют течение и сужают русло реки», — рассказывает Борейко. По его мнению, это может стать причиной катастрофических последствий в случае максимально высокого паводка, которого не было в последние 30 лет и который может случиться после первой же снежной зимы при условии быстрой оттепели.
Берега разрушаются не только руками человека. Процесс их природного разрушения идёт во всех шести днепровских водохранилищах. Например, Кременчугское ежегодно «съедает» 10 метров суши, а в прибрежной полосе Киевского за несколько лет исчезла полоса земли шириной полкилометра.

Опасность №4: заболачивание

Крупнейшая украинская река страдает от замедленного водообмена. В советские времена на Днепре была построена цепь из шести водохранилищ, питающих водой гидроэлектростанции. «Это создаёт проблему «зарегулированности» реки. Каскады водохранилищ нарушают экологическое равновесие, замедляют водообмен. В среднем и нижнем течении Днепр превратился в цепочку озёр с практически стоячей водой», — утверждает Владимир Борейко. По его словам, это приводит к заболачиванию Днепра.

Опасность №5: радиоактивный ил

Хотя после Чернобыльской катастрофы прошло уже больше четверти столетия, последствия аварии до сих пор сказываются на водных ресурсах страны. На дне Киевского водохранилища — оно находится всего в 30 километрах от станции — лежат значительные количества радиоактивных цезия-137 и стронция-90. По подсчётам экологов, объём радиоактивного ила составляет не менее 90 млн кубических метров. Сейчас радионуклиды связаны минеральными и органическими компонентами грунтов и опасности не представляют. Но если воду из водохранилища спустят, это может обернуться новым локальным Чернобылем.