Пренебрегать стратегическими приоритетами государственной политики в сфере национальной безопасности и обороны для высших руководителей государства стало довольно будничным явлением. С детской радостью они сообщают о получении «джавелинов» от США или о каких-то новых санкциях от западных партнеров, избегая обсуждения вопроса о том, а что собственно Украина сделала для поиска асимметричного ответа на российскую агрессию. Неужели Россия преодолела на сегодняшний день зависимость от Украины в вопросе поставок для российского ВПК сырьевых ресурсов для производства ракет и авиастроения? Созданная президентом Межведомственная комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества под руководством бизнес-партнера президента О.Гладковского удивительным образом не обращает внимания на то, что российские «Грады» имеют компоненты, изготовленные из титанового сырья украинской добычи. И это только верхушка титанового айсберга. А не поднять ли его Украине?

В июне этого года Киев будет принимать международную конференцию «Титан 2018: производство и применение в Украине». Мероприятие приурочено к 100-летию Национальной академии наук Украины и соберет лучших ученых, просвещенцев, практиков, а также всех заинтересованных.

А в чем может состоять историчность этого мероприятия, попытаюсь коротко изложить ниже. Прежде всего, следует сказать, что особого есть в титане, и почему с его использованием человечество может оставить в прошлом век железный и перейти к веку титановому. Железо выполнило свою функцию для человечества, а научно-технический прогресс предъявил обществу настолько сложные требования, с которыми железо справиться уже не сможет.

Американцы отличаются прагматизмом, поэтому, очевидно, и живут в достатке. В США существует Антикоррозийная ассоциация, подсчитавшая, что человечество от коррозии черных металлов ежегодно теряет 3 трлн долл., в том числе в США — 300 млрд долл., или 3,3% ВВП.

Для украинцев последствия коррозии проявляются везде, взять хотя бы ситуацию с киевскими мостами и путепроводами. Почти 80% базовой инфраструктуры физически изношенно, а вся она имеет железную основу.

Но профессиональный читатель сразу же спросит: но ведь титан в разы дороже недешевых стальных сплавов? Да, цена титанового проката — около 25 долл. за килограмм. Но технический прогресс и здесь не стоит на месте.

В редакционном материале журнала The Economist за 16 декабря 2013 г. изложены факты такого прогресса. Автор сравнивает исторический путь алюминия и титана. Так, алюминий еще сто лет назад был очень дорогим металлом: из него изготовили пирамидальную верхушку на монументе Вашингтона, а королевские приемы проходили с использованием алюминиевой посуды. В то время алюминий стоил дороже золота. Но с открытием электролизного метода он превратился в обычный конструкционный металл. По моему мнению, титан с его магическими свойствами проходит почти аналогичный путь, и сейчас человечество постепенно вступает в новую эру, которая придет на смену железному веку.

Украину Господь наделил чрезвычайными ресурсами полезных ископаемых. По разным оценкам наших ученых, почти 20 тысяч месторождений совокупно оцениваются в 7,5 трлн долл. Из этих месторождений 7800 являются разведанными, а 3300 — находятся в эксплуатации. Среди них есть почти 20 месторождений титановых руд, из которых разведано до разной степени достоверности около 16, а в эксплуатации находятся 14. Согласно данным Геологической службы США, в Украине сосредоточен 1% мировых запасов ильменитов и 5% запасов рутила. Согласно различным источникам показатель доли Украины в разведанных запасах титановой руды — 20%. В залежах титан находится в окисленном состоянии, руда также содержит такие элементы, как железо, цирконий, фосфор, ванадий, гафний, германий, скандий и др. Задача науки и производства — отделить все полезные элементы и затем восстановить титан в чистом виде, без кислорода. Большую часть концентрата титановых руд потребляет химическая отрасль, производящая различные пигменты и краски. А приблизительно 8–10% используется в металлургии.

Украина имеет все элементы цепочки производства титана методом Кролла — от добычи руд (ильменита, рутила) до проката готового металла и получения чрезвычайно прочных, немагнитных труб. В Украине действует единственный в Европе специализированный «Институт титана» в городе Запорожье. Есть свои высшие учебные заведения, прежде всего «Киевская Политехника», есть Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), производство пигментов на «Сумыхимпроме» и «Крымском титане», плавка электронно-лучевым способом готовых титановых слябов и заготовок на трех киевских предприятиях. Среди последних следует выделить завод «Антарес» мощностью 5 тыс. тонн титановых слябов в год, что составляет около 7% мирового производства этой продукции. Достроенные в 2004–2016 гг. четыре электронно-лучевые печи способны переплавить свыше половины губки с Запорожского титано-магниевого комбината в дорогой металл высокой чистоты. Научно-производственный центр «Титан» при Институте электросварки им. Патона может выплавлять 3 тыс. тонн титана в год и прокатывать его в трубы для укрепления нефтяных скважин. Закарпатский металлургический завод (пгт Вышково Закарпатской области) производит титановые порошки — до 3600 тонн в год. Сейчас все три предприятия являются заложниками одного монополиста — ЗТМК и в основном простаивают.

Украина создала титановую отрасль в СССР. Сейчас производство российского титана базируется на Урале, но до сих пор обеспечивается украинскими технологиями, техникой, проектными решениями и сырьем. В Свердловской области и Пермском крае работают Березниковский титано-магниевый комбинат и «ВСМПО» («Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение»), приватизированные сейчас в единую корпорацию «ВСМПО-Ависма» командой президента РФ В.Путина. Корпорация выпускает около 30 тыс. тонн готового проката титана и его сплавов для использования в ВПК и аэрокосмической отрасли. Если учесть, что весь мир потребляет ежегодно порядка 135 тыс. тонн титанового проката, то Россия является продуцентом номер один.

Исключительное значение для места и роли «ВСМПО-Ависма» имела поставка с украинского Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) пресса усилием 75 тыс. тонн. Второй такой пресс поставлен в Самару, где «ВСМПО-Ависма» создала сейчас дублирующие мощности. Чтобы понять значение этих машин в производстве самолетов, надо вернуться в 1945 год.

В конце войны немецкие инженеры и производители владели лучшими в мире технологиями и оборудованием, в частности, в производстве самолетов, где самым важным было кузнечно-прессовое оборудование бесшовного получения магниево-алюминиевых конструкционных частей. С открытием метода получения титановых сплавов те же части самолетов ковались и прессовались суперпрессами. СССР вывез из Германии большую часть кузнечно-прессового оборудования включительно с проектной документацией и инженерным составом. Этот факт, в частности, и объясняет развитие производства сверхтяжелых прессов для авиастроения в Краматорске.

Итак, сейчас у России есть финальная часть производства готовой продукции из сплавов титана для мирового аэрокосмического комплекса. Такую возможность она получила благодаря украинцам и США. В 2008 г. крупнейшая мировая аэрокосмическая компания Boeing обменялась акциями с «ВСМПО-Ависма», создав в США и на российском Урале совместные предприятия. В частности, на Урале успешно работает СП «Urals Boeing Manufacturing», получившее сертификацию производителя аэрокосмического качества готовых кузнечно-прессовых и механически обработанных конструкционных частей из сплавов титана. Значение этих конструкций невозможно переоценить. Нынешний директор «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин заявил, что его предприятие благодаря американцам превратилось из металлургического в машиностроительное.

Если взять самые современные пассажирские самолеты в мире Boeing-787 Dreamliner и Airbus-380, то сегодня без продукции с Урала невозможно начать монтаж готовых машин. По информации СМИ, обе мировые компании получили аванс за заказ свыше 2000 самолетов, поэтому трудно себе представить, что будут делать эти производители в случае срыва поставок с Урала. Зависимость от поставок с Урала у Boeing составляет 45%, у EADS — около 60%, у Bombardier, Embrayer, Pratt&Whitney, RollsRoyce — почти 100%. Такая зависимость возникла в течение последних десяти лет, с тех пор, как СП «Boeing Urals Manufacturing» начало отгружать продукцию на экспорт.

Вместе с тем около 10–12 тыс. тонн титанового проката «ВСМПО-Ависма» отправляет для внутренних потребностей РФ. Прежде всего, титановые сплавы использует ВПК России. Ведущим научно-исследовательским учреждением является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», а именно — Центральный НИИ конструкционных материалов «Прометей». Для потребностей ВПК, модернизации флота, ракетно-космических войск на ПАО «Северсталь» и Магнитогорском металлургическом комбинате смонтированы и запущены новые прокатные станы.

К 2025 г. в рамках программ модернизации флота и милитаризации Арктики в Санкт-Петербурге будут построены три новых атомных ледокола «Арктика», «Сибирь», «Урал». Для строительства одного подводного ракетного крейсера типа «Курск» требуется почти 10 тыс. тонн титанового проката, имеющего абсолютные немагнитные свойства, он антикоррозийный и вдвое легче стали («Известия» от 12 февраля 2018 г.).

Все шло хорошо до агрессии России против Грузии, а потом Украины. До осени 2014 г. 100% потребностей «ВСМПО-Ависма» покрывали поставки из украинских Вольногорска и Иршанска. Сейчас материнская структура российского концерна «Ростех», отдельные его руководители и совладельцы оказались в санкционных списках США, Евросоюза и Украины. Как следует из интервью того же М.Воеводина, сейчас поставки из Украины упали до 40% от потребности. Остальное россиянам удается закупать из других источников. Но среди этих «источников» фигурируют частные горно-обогатительные комбинаты все тех же Днепропетровской и Кировоградской областей Украины («Валки-ильменит», Междуреченский и Демуринский ГОКи). Что же касается австралийского или индийского сырья, то известно, что россияне брали пробы, но их концентрат не подошел, поскольку российские мощности спроектированы украинским «Институтом титана» на переработку украинского сырья. Вот почему украинская сторона имеет определенный, возможно, краткосрочный рычаг влияния на геополитическую ситуацию, хотя даже не осознает этого.

Первые попытки консолидации титанового актива Украины приходятся на каденцию третьего президента, но по инициативе российского олигарха Виктора Вексельберга. У него был проект создания трансатлантического евразийского концерна, где Украине отводилась роль сырьевого источника, России — первичной переработки и получения сплава, а США — завершения цикла с производством титанового проката для конечного потребителя. В Украине некоторое время работала компания «ТАКО», осваивавшая Федоровское месторождение титано-апатитовой руды. Однако быстрая национализация в России «Ависма» и ВСМПО под эгидой «Ростех» помешала реализации всей схемы.

По аналогичному сценарию пытался создать транснациональный концерн известный украинский олигарх. Кроме аренды государственных карьеров и ГОКов, он многое пообещал сделать в Запорожье на местном титано-магниевом комбинате, приобрел в Италии прокатное производство титана. Но политические и правоохранительные ведомства разных стран не позволяют ему приступить к реализации задуманного.

Государственная власть в Украине не обращала, да и не обращает надлежащего внимания на титановый актив. Разрозненные элементы единой технологической цепочки служили и сейчас служат частным интересам политиков, получивших власть в Киеве. В Житомирской и Днепропетровской областях переработаны огромные массивы пород, добыты миллионы тонн наиболее ценных руд, изготовлены концентраты для дальнейшей переработки. Местным жителям остаются «лунные пейзажи» из тех ран в земле, которые временные «владельцы» должны были рекультивировать и вернуть в хозяйственное обращение.

Средняя цена реализации ильменитового концентрата составляла на протяжении 2003–2017 гг. не более 200 долл. за тонну. Из одной тонны можно получить около 200 кг титана металлического, цена которого колебалась в тот период от 5 до 40 долл. за килограмм. Если бы у Украины было собственное производство титанового проката, то не теряла бы она от 625 до 5000% рентабельности. Доведение титанового проката до таких конечных изделий, как медицинские протезы, спортивный инвентарь или оправа для очков, давало бы добавленной стоимости от 600 до 1200%.

Российская власть не хочет потерять такое современное производство, как титановый прокат. Вот почему из перечня российских «контрсанкций» сразу же была исключена титановая отрасль. Хотя она все же стала предметом спекуляций. Так, недавно помощник президента РФ Виктор Белоусов заявил, что Москва все же подумывает остановить в ответ на санкции поставки титановых штамповок ведущим аэрокосмическим корпорациям мира.

Очевидно, что и американские партнеры, прежде всего Boeing, не готовы перейти на альтернативные источники поставок готовых штамповок из титанового сплава. В еще большей зависимости оказались другие всемирно известные производители аэрокосмической продукции и продукции для ВПК. Если завтра хозяин Кремля решит перенаправить титановый прокат на нужды своего ВПК, то убытки публичных корпораций США, Канады, ЕС, Японии и других составят много миллиардов долларов.

Украина могла бы в одностороннем порядке прекратить отгрузку концентрата титановых руд в РФ. По данным Гостаможкомитета и Госстата, если в 2015 г. на экспорт ушло 295 тыс. тонн на сумму 72 млн долл., то в 2016 г. — 463 тыс. тонн на 84 млн долл., в 2017-м — 583 тыс. тонн, из них непосредственно в РФ — около 35%. Основанием для прекращения (приостановки, введения индивидуального режима экспорта и т.п.) может быть Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности». Положениями этого документа предусмотрено введение санкций в случае возникновения угрозы стратегическим интересам Украины.

Какие еще нужны основания министру экономического развития и торговли — председателю Межведомственной комиссии по международной торговле, чтобы осуществить такой шаг? Ведь с лета 2013 г. Российская Федерация ввела экспортную блокаду против Украины, а в следующем — вторглась на нашу территорию. Из нашего концентрата титановой руды изготовляют части боеприпасов, новую титановую броню VST2, новые самолеты и корабли. Но с 2014 г. именно предприятия под руководством МЭРТ осуществляют поставки агрессору, не только пренебрегая собственными национальными интересами, но и подрывая согласованность санкционных действий международного сообщества против режима В.Путина.

Очевидно, нужно учесть интересы потребителей переработанного россиянами нашего титана. Принятое руководством крупнейшей в мире аэрокосмической публичной корпорации Boeing в 2007 г. решение инвестировать в российское «ВСМПО-Ависма», передав сертификаты и технологии, имеет свою историю. Эта инвестиция была осуществлена вопреки нескольким федеральным законам США, вопреки санкциям, введенным против режима в Кремле. Так, импорт титановой губки в США не разрешается из стран, не входящих в так называемый перечень «дружеских». То есть импорт готового проката из РФ для производства авиадвигателей как для гражданского, так и для военного флота США незаконен. Однако в этой стране действуют свои исключения, которыми, очевидно, воспользовался топ-менеджмент корпорации. В разгар международной санкционной кампании Boeing объявил, что продолжит инвестировать в РФ, а контракты на поставку проката продлены до 2022 г. включительно.

Для «заземления» Boeing на Урале создана особая экономическая зона (ОЭЗ) «Титановая долина», где на средства федеральных властей построены все необходимые инженерные коммуникации, на десять лет введены каникулы на уплату ряда налогов, а также особые тарифы на воду, газ, электроэнергию, землю. Там уже зарегистрированы 11 резидентов, среди которых «ВСМПО-Ависма», «ВСМПО-Новые технологии», с этого года — СП «Urals Boeing Manufacturing», которое будет производить титановые штамповки для всех гражданских самолетов американской корпорации.

Чтобы обезопасить себя от политических рисков, руководство Boeing приняло следующие меры:

— профинансировало создание буферных складов готовых титановых штамповок вне пределов РФ;

— уменьшило зависимость от российских поставщиков (часть заказов на титановые штамповки перебросили на альтернативных производителей);

— настояло, чтобы у материнской государственной компании «Ростех» оставили 25%+1 акцию, остальные были приватизированы окружением лидера РФ.

Кроме того, учитывая уникальность сверхмощного пресса Новокраматорского машиностроительного завода, дубликат которого работает в российской Самаре, с помощью американцев привлекают другую мировую корпорацию Aluminium company of America для потенциального создания СП для изделий из алюминия и титана. Появление на титановом рынке новых известных игроков (ALCOA, Dupont) свидетельствует, что прогнозы обозревателей The Economist от 2013 г. о перспективах перехода человечества от железной к титановой эре начинают сбываться.

Украина должна самостоятельно создавать собственный замкнутый цикл производства титановой продукции. По расчетам группы компаний Фирташа, замена «ВСМПО-Ависма» на рынке импорта титанового проката обойдется в почти 110 млн долл., необходимых для модернизации ЗТМК, а полный цикл, то есть от руды до готового проката из разнообразного титанового сплава, — до 2,5 млрд долл.. Приведенные суммы подтверждаются расчетами, которые были выполнены другими предпринимателями, приобретавшими лицензии на разработку месторождений Иршанской группы в Житомирской области.

Наличие 12 месторождений (самое большое из которых Стремигородское) в Житомирской области и по соседству в Ровненской и Киевской областях, а также подготовленного персонала, водных ресурсов, электроэнергии, авто- и железнодорожного сообщения делают эти территории потенциально пригодными для создания собственного украинского технологического парка «Титан Полесья». Создание в зоне реки Ирша современного комплекса добычи, переработки, плавки и механической обработки в готовые изделия с высокой добавленной стоимостью может дать толчок процессу новой индустриализации украинского Полесья. Для кадрового наполнения можно было бы начать процесс переселения горно-металлургических кадров с Донбасса, что создало бы материальные условия для реинтеграции Востока и Запада Украины в период после деоккупации Востока страны и АР Крым.

Таким образом, объявленная июньская конференция в Киеве по проблемам титана может стать важным шагом консолидации не только научной, образовательной, но некоторым образом и политической элиты нашего общества вокруг вопроса будущего титана. На сегодняшний день ситуация в титановой отрасли все больше усиливает стокгольмский синдром украинской власти, которая не в состоянии понять, что в российских ракетах, убивающих наших соотечественников, есть украинский титан... Почти 26-летняя неспособность официального Киева как минимум сформулировать собственную повестка дня относительно титана призвала к делу элиту не от этой власти, настоящую элиту. Ведь по этой повестке дня может выковаться действительно стратегическое партнерство Украины со странами НАТО, прежде всего с США, что станет в дальнейшем преградой для посягательств России или других стран на нашу территорию и ее богатства.