Электронные торговые площадки, где размещаются предложения различных продавцов, должны будут предоставлять покупателям достоверные данные о владельце товара (имя и фамилию, место жительства, номер телефона, электронный адрес и т. д.). Если же, к примеру, после оплаты покупки продавец пришлет бракованный товар и бесследно исчезнет, обманутый потребитель сможет потребовать от онлайн-ресурса возмещения финансового ущерба. В свою очередь, интернет-сайт сможет претендовать на компенсацию этой суммы продавцом товара, если, конечно, сможет его отыскать.

Такие предложения содержатся в законопроекте № 4047 «О внесении изменений в статью 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» (относительно установления ответственности интернет-магазинов за ненадлежащее качество товаров)», зарегистрированный в Верховной Раде народным депутатом Александром Фельдманом. «Интернет-магазин будет заинтересован не только размещать более полную информацию о продавце товара, но и станет проверять предоставленные данные, учитывая возможное наступление ответственности», - объясняет свою инициативу автор проекта. Проще говоря, если покупатель покупал туфли из натуральной кожи бежевого оттенка, и именно так было написано на сайте, но в результате получил оранжевые босоножки из кожзаменителя, а продавец не отвечает на телефонные звонки, то потраченные деньги должен будет вернуть «информационный посредник», который разместил объявление о продаже.

Не удивительно, что далеко не все торговые онлайн-сервисы поддерживают такую инициативу. «Если эта норма коснется всех без исключения торговых площадок и агрегаторов, последствия для рынка электронной коммерции будут серьезными. Торговые площадки не могут нести ответственность за качество товаров продавцов», - заявили в пресс-службе Prom.ua (украинский ресурс, представляющий собой торговую площадку для компаний).

Хотя порядка на рынке действительно станет больше. «Для всех участников рынка этот законопроект будет мотивацией работать более цивилизованно, хоть и повлечет за собой ряд неудобств», - заявил генеральный директор Aukro.ua Максим Ильичев.

Рынок электронной коммерции в Украине неуклонно растет. По данным торговой платформы Prom.ua, в прошлом году количество заказов товаров через интернет в Украине увеличилось на 30% по сравнению с 2014 годом. В гривневом эквиваленте товарооборот вырос на 40-60% и составил примерно 25 млрд грн.

В прошлом году покупатели активно приобретали украинский хенд мейд, мебель и котлы отечественного производства - эти товары составили пятую часть всех приобретений украинцев в интернете. В этом году, по прогнозам экспертов Prom.ua, емкость украинского рынка электронной коммерции вырастет до 34 млрд грн., а в следующем - до 44 млрд.

Казалось бы, при таком росте должен увеличиваться и уровень мошенничества. Однако эксперты утверждают, что в Украине доля преступлений в интернете заметно уменьшилась, и сейчас оставляет всего 5-7% от общего количества сделок. Чтобы не попасть на крючок к преступникам, следует соблюдать простые правила. «Мы продолжаем разъяснительную работу для покупателей. Не стоит соблазняться подозрительно низкой ценой. И нужно обязательно учитывать отзывы покупателей и рейтинг продавца», - говорит Максим Ильичев.

Точных данных о количестве мошеннических сделок в онлайне нет. «Риск приобрести некачественный товар в онлайне не многим выше, чем при приобретении товара офлайн. В любом случае, действие закона Украины «О защите прав потребителя» в полной мере распространяется на торговлю онлайн и потребители имеют право на возврат, обмен товара ненадлежащего качества», - сообщили в пресс-службе Prom.ua.

Махинациями занимаются не только продавцы, но и покупатели. Первые либо вообще не присылают оплаченный товар, либо шлют нечто, лишь отдаленно напоминающее описание, и при этом отказываются его забирать обратно и возвращать деньги. Нечестные покупатели либо не оплачивают товар, либо возвращают испорченное ими же изделие. Все более распространенным преступлением становится кража денег с банковских карточек продавцов. Чтобы защититься от мошенников, торговые площадки усиливают системы безопасности, составляют рейтинги продавцов по отзывам покупателей, формируют черные списки нечестных клиентов и т. д. «Каждую покупку через корзину на Bigl.ua мы страхуем на 3 тыс. грн. Также создана служба контроля качества, которая с помощью метода «тайный покупатель» проверяет работу продавцов, дает рекомендации в случае обнаружения пробелов в сервисе и осуществляет функции арбитража в спорных ситуациях», - рассказал «ДС» руководитель онлайн-маркета Bigl.ua Виктор Кириченко.

Как воруют в интернете

В прошлом году количество мошеннических платежей в мире при онлайн-покупках увеличилось на 30% по сравнению с 2014 годом. Об этом сообщается в отчете компании ACI Worldwide. Специалисты ACI проанализировали данные о сотнях миллионов транзакций от крупных розничных торговых сетей. Если в 2014 году каждый 114-й платеж был осуществлен злоумышленниками, то в прошлом году мошеннической была каждая 86-я транзакция. И хотя мошенники стали совершать большее количество покупок, но тратили меньше денег. Средняя сумма одной несанкционированной покупки снизилась с $282 в позапрошлом году до $273 в 2015 году.

Теперь злоумышленники сконцентрировались на цифровых загрузках (подарочных картах, ваучерах и т. д.) - частота мошенничества в этой сфере достигает 9,55%. Высокие показатели мошенничества наблюдались в сфере услуг быстрой (6,57%) и международной (2,38%) доставки, а также онлайн-покупок (2,15%).