Нужно ли реформировать отечественную милицию и, если нужно – то как? Об этом много лет спорят эксперты, общественники и суровые мужи в милицейских погонах, но пока что изменения, которые проводились, больше походили на декорации, и связаны были с переименованиями, укрупнениями либо преобразованиями уже существующих в МВД структур.
Единственным значительным достижением на этом поприще можно считать создание бывшим министром Юрием Луценко Управления мониторинга соблюдения прав человека в составе аппарата МВД, сотрудники которого выполняли функции милицейских омбудсменов в регионах Украины. Правда, с приходом на должность министра г-на Могилева, посчитавшего, по-видимому, что права человека и МВД – «вещи суть несовместные», правозащитное управление было ликвидировано.
С тех пор прошло уже немало времени. И новые реформаторы выступили с идеями новых реформ. Например, переименовать милицию в полицию, как это предусматривает проект закона «О полиции», поданный небезызвестным нардепом В. Грицаком. Разумеется, как настаивает В. Грицак, главное – не переименование, а то, что «МВД станет гражданским ведомством, в котором будет департамент полиции». Правда, некоторые не то, чтобы злые, но несколько язвительные языки, утверждают, что вся эта реформаторская лихорадка затеяна лишь для того, чтобы заполучить государственные заказы на пошив новой формы для новоявленных полицаев. Даже голливудских звезд для рекламы «реформы для формы» привлекли.
Но тут «нежданно-негаданно» в Украину пришли парламентские выборы, и многие, мягко говоря, неоднозначные законопроекты отложили «до лучших времен», дабы лишний раз не раздражать отечественный электорат и международное сообщество. Так, например, произошло с пресловутым проектом закона о введении уголовной ответственности за клевету.
Правда, как раз накануне процедуры народного волеизъявления актуальными становятся популярные месседжи, или же – популистские обещания (в том числе – и по теме реформирования такого важного государственного «организма», как МВД), которые могут принести дополнительные дивиденды в день голосования.
И вот, в начале октября СМИ Украины захлестнула новость, озвученная советником президента Андреем Портновым: «Через несколько недель глава государства планирует выйти с инициативой сокращения некоторых специальных подразделений в СБУ, МВД».
«Реформа правоохранительной системы начнется с сокращения количества ее сотрудников», – подчеркнул Портнов и отметил, что речь идет о тысячах таких сотрудников.
Действительно, согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу, который должен вступить в силу 19 ноября 2012 г., изменяется подследственность, поэтому логичным выглядит предложение о ликвидации некоторых силовых подразделений.
А вспоминая тысячи штабистов, связистов, логистов, кадровиков, бухгалтеров и других «милиционеров» в погонах с большими звездами, невольно соглашаешься с тем, что их сокращение и перераспределение высвободившихся в таком случае средств в пользу сотрудников, работающих в «поле», несомненно, повысило бы действенность МВД.
Но не прошло не то, что «нескольких недель», но и нескольких дней с момента выступления Портнова, как премьер-министр Николай Азаров категорически опроверг высказывания президентского советника: «Все разговоры о том, что произойдет сокращение количества сотрудников органов внутренних дел, безосновательны. Сейчас мы имеем оптимальную структуру, оптимальное сочетание технических служб, оперативных работников и патрульно-постовой службы», – заявил премьер.
По-видимому, вдохновленный своим шефом, министр «оптимального» МВД В. Захарченко решил поставить жирную точку на разговорах о возможном сокращении численности милиционеров. 17 октября, пребывая в Тернопольской области с рабочим визитом, он провозгласил: «В последнее время звучит много заявлений о сокращении личного состава служб и подразделений, – уверяю вас, оснований для этого нет».
И добавил: «Если милиция будет способна быстро и эффективно выполнять свою работу, то доверие граждан к нам возрастет, повысится авторитет правоохранительной структуры. А с этого начинается развитие нового демократического социально-правового государства».
Собственно говоря, с чего теперь у нас «начинается Родина» – с «авторитета правоохранительной структуры», – стало окончательно понятно. Очевидно, популярная в народе идея сокращения непопулярной милиции заменена на близкую власти и силовикам: сохранение численности и усиление МВД.
P.S.: А пока идут бесплодные разговоры о реформах, от 63,9% до 84% украинцев заявляют о своем недоверии к нашей «оптимальной» милиции.