Декоммунизация в Украине в разгаре. Власть активно переименовывает улицы и населённые пункты, демонтирует памятники и монументы советской эпохи, преодолевая сопротивление части общества. Только утихло возмущение части жителей бывших Комсомольска и Днепропетровска, как у общественности появилась новая тема для обсуждения: разрушенный памятник чекистам около станции метро «Лыбедская» в Киеве. Обещанного властью музея тоталитаризма, куда свезли бы все монументы тоталитарной эпохи, нет. Вместо этого звучат призывы снести не только уродливые объекты, но и представляющие художественную ценность с точки зрения искусствоведов, архитекторов и скульпторов. Фокус поинтересовался их взглядом на современную декоммунизацию.
Сергей Целовальник вице-президент Национального союза архитекторов, главный архитектор Киева в 2010–2015 годах
— Нельзя сносить всё одним махом и кричать «Ганьба!» только потому, что это модно. Нужно тщательно взвешивать и разбираться, какую ценность представляет тот или иной объект. Если бы в Италии сносили все символы диктаторского режима, то в стране нечего было бы смотреть. Конечно, памятников Гитлеру и Муссолини не должно быть, но колонна Траяна представляет культурную и историческую ценность.
Давайте и на наши памятники смотреть с такого же ракурса. Сейчас собираются снести монумент Щорсу в Киеве на бульваре Шевченко. Объективно сегодня это единственная приличная конная статуя в нашем городе. Да, здесь нужно определиться, кто такой Щорс. Рассказывать об этом человеке детям нужно всё хорошее и плохое, что нам известно. Объясняя, что статуя стоит здесь потому, что выполнена на высоком художественном уровне, и учить молодое поколение не только истории, но и искусству.
Что касается «Родины-матери», я не считаю её скульптурой высокого художественного уровня. Она выполнена в традициях фашистской Германии со свойственной архитектуре того времени статичностью, непоколебимостью и силой, символизирующей победу. Однако сносить её сейчас не стоит. На это необходимы немалые деньги, которые лучше потратить на вооружение армии и помощь нашим бойцам в зоне АТО.
Когда мы под крики сбрасываем очередной монумент, он разбивается на кусочки — отлетают уши, нос, пальцы, а потом на него вскарабкивается кричащая толпа и фотографируется на руинах. Это показатель варварства и отсутствия культуры, а не осуждение прошлого.
Оксана Баршинова заведующая отделом искусства ХХ — начала ХХІ веков Национального художественного музея Украины
— Важно создать парк или музей тоталитарного искусства. Все подлежащие декоммунизации объекты нужно аккуратно демонтировать, переместить в этот парк или музей и построить на этом нарратив. Это необходимо для культурной памяти, чтобы не было ощущения зачистки.
Ещё надо учитывать культурную и эстетическую ценность некоторых скульптур. К примеру, памятник Николаю Щорсу. Это уникальный монумент, созданный в традициях Ренессанса. Его авторы изучали это искусство и максимально привязывали скульптуру к городскому ландшафту по пропорциям, высоте постамента. Как искусствовед я бы оставила этот памятник, потому что это пример высокохудожественного конного монумента городского типа.
Более того, убрав Щорса, мы не оставим городу никакой альтернативы. Начиная с 1990-х, в Киеве не соорудили ни одного достойного памятника. Все попытки увеличить статуэтки и сделать из них монументы не увенчались успехом. Мы потеряли пластичное и архитектурное мышление, что является опасной культурной катастрофой.
Арку Дружбы народов я бы тоже оставила. Это место давно освоено киевлянами: тут устраивают ярмарки, конкурсы, мероприятия. То есть Арка давно перестала быть символом единения с Россией, приобрела новое значение и ценность для жителей и гостей города. А вот сооружать под ней монумент погибшим воинам АТО, мне кажется, не стоит. Говорю это исключительно как искусствовед, потому что не верю в современную монументальную скульптуру. Такая работа будет выполнена в том же советском стиле, от которого мы так хотим избавиться, — в стиле ленинской пропаганды. Таким образом, на эстетическом уровне никакой декоммунизации не произойдёт. Чтить память бойцов необходимо, но для этого нужен не монумент, а, скажем, стела. Как это произошло в случае с героями Небесной сотни.
«Родина-мать» — это уже символ города. Конечно, меня смущает коммунистическая символика на щите, которую хотят заменить на украинскую. Однако нужно понимать, что саму конструкцию сооружали с помощью очень сложных технологий, посредством титановых пластин, поэтому сделать это будет непросто. Думаю, процесс может затянуться на годы и десятилетия.
Считаю, что главное — не убрать памятники и символы, а изменить мышление, научить украинцев мыслить не тоталитарно, инфантильно, патерналистски, а самостоятельно и критически. Уверена, что создание музеев или парков для хранения и экспонирования символов тоталитарной эпохи может стать первым шагом к зарождению такого мышления.
Виктор Зотов архитектор
— Мне странно слышать знакомых художников и архитекторов, которые говорят о том, как страшно вместе с памятниками советской эпохи потерять их высокую художественную ценность. Почему никто не говорит о важности декоммунизации? У меня, к примеру, совок забрал двух бабушек, я понимаю масштаб и реальную угрозу возврата этой трагедии. Что, в свою очередь, чревато для нас потерей независимости и возвращением в рабство. Хочу напомнить коллегам, что мы не только эстеты, но и граждане. Я свободу люблю больше, чем красоты совка.
Надо понимать: для нас важнее сохранить красоту или преодолеть её идеологическую составляющую? Безусловно, во всём должен быть баланс. Но если это Ленин и Дзержинский, то какими бы ни были эти творения, их надо убрать.
Международный опыт показывает, что в развитых странах остаются неприкасаемыми скульптуры даже тех политиков и общественных деятелей, которые показали себя далеко не с лучшей стороны. Но у них ведь и памятников в публичных местах гораздо меньше, потому что отсутствует традиция кому-то поклоняться. Следовательно, и разрушать гуманистическую ценность никому не приходит в голову.
А вот мы находимся в особой ситуации. У нас есть серьёзная перспектива возврата совка, которым уже заметно попахивает со стороны России. Эта страна присутствует и в нашей политике, и СБУ, и бизнесе. Уверен, что мы недооцениваем всей опасности нависшей над нами угрозы.
Георгий Духовичный вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Украины
— Фантасмагория с ликвидацией памятников превратилась в то, что в Киеве, где разрухи и так было с избытком, её стало ещё больше. Вместо того чтобы предусмотреть какие-то компенсационные мероприятия по благоустройству, бывшие памятники бросают в полуразрушенном виде и даже ваз с цветами на их месте не ставят. Сейчас нужно срочно убирать все следы разрухи и заполнять их новой декоммунизированной символикой.
Я рад, что мы сохранили памятник Щорсу, хоть и с трудом. Это скульптурная работа очень высокого уровня, которую нельзя убирать из центра города. Говорить о том, что решётки на мосту Патона с серпами, молотами и звёздами являются примером коммунистической идеологии — это просто смешно. Мне интересно, а может ли сегодня кто-то сделать что-либо вместо этих решёток, что будет соответствовать им по художественному уровню? К сожалению, должен констатировать, что обсуждение этой темы опустилось до уровня дворников. Принимали решения вовсе не те люди, которые в этом компетентны, а это должны быть эксперты, искусствоведы, культурологи, способные дать процессу неполитическую оценку.
Арку Дружбы народов изначально не нужно было ставить. Скульптурные композиции следует убрать и перенести в парк тоталитарной скульптуры. Со скульптуры «Родина-мать» вообще нужно было начинать декоммунизацию. Не думаю, что она сегодня для кого-то символизирует воинов, потерявших Киев, а потом его вернувших. Мне вообще кажется, что она стала первым фактором, девальвирующим культурный ландшафт Киева. Станет ли Киев лучше, когда она исчезнет? Безусловно, да.
Но я категорически против того, чтобы сносить скульптуры так, как поступили с памятником чекистам. Художники ведь ни в чём не виноваты. Вынужденно работая на власть, они пытались сделать свою работу как можно лучше. Это высококлассная скульптура. Не повезло только в том, что на ней изображены чекисты. Памятник нужно было по возможности разобрать и перенести в специально оборудованное место и экспонировать вместе с другими памятниками как символы эпохи. Уверен, у многих это вызвало бы интерес.
Александр Колесников заслуженный архитектор Украины
— Чтобы народ понял неотвратимость перемен, нужно всё снести к чёртовой матери. Я лично знал скульптора Василия Бородая, автора памятника чекистам. Ему просто не повезло, такой памятник в цивилизованном мире неуместен. Но он сам сделал выбор — заниматься искусством в СССР.
Категорически не согласен с разделением на то, что нужно сносить, а что нет. Надо убирать всё. Зачем мы занимаемся подтасовками и перестановками? К примеру, почему Щорс стоит на месте господина Бибикова на бульваре Шевченко (до революции бульвар носил имя Дмитрия Бибикова, киевского генерал-губернатора)?
Если копнуть глубоко, Щорс всей душой верил в совершаемый им красный террор и был патриотом своей страны. Он и другие идиоты старались не для себя. Они мочили моих бабушек и дедушек для того, чтобы наступило светлое будущее для всего человечества. Но закон должен быть один для всех и я за то, чтобы памятник ему снести.
Арка Дружбы народов — это вообще не памятник культуры, а чистой воды конформизм, приуроченный к 60-летнему юбилею образования СССР. Можно, конечно, повесить на неё вышиванки и писанки и тем самым украинизировать, но это будет уже не то. Надо сносить. Как и «Родину-мать».