12 апреля президент Петр Порошенко выступил с заявлением о подготовке к прекращению официального участия Украины в Содружестве независимых государств (СНГ).

Он подчеркнул, что необходимо провести инвентаризацию всей нормативно-правовой базы, составленной Украиной в рамках СНГ, на предмет соответствия национальным интересам государства.  Кроме того, президент инициировал пересмотр отдельных пунктов договора о дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией.

«Исходя из того, что Украина никогда не была и не является сейчас членом СНГ, и отказ этой структуры – СНГ – осудить российскую агрессию, просил бы, чтобы мы совместно с правительством подготовили предложения относительно официального прекращения нашего участия в уставных органах СНГ. Равно как и окончательного закрытия украинского представительства при соответствующих институциях в Минске», – заявил Порошенко.

Справочные материалы

Украина не является государством—членом СНГ, хотя имеет статус государства-учредителя и государства-участника содружества. Это объясняется тем, что украинский парламент так и не ратифицировал устав СНГ. Поэтому еще в 1993 году, в связи с подписанием Договора о создании экономического союза СНГ, Украина обнародовала заявление о готовности к сотрудничеству на правах ассоциированного члена. За все время существования СНГ единственный раз саммит на уровне глав государств проходил в Украине – в 2003 году в Ялте. В 2014 году подошла очередь председательства Украины в содружестве. Но уже в марте Совет национальной безопасности и обороны принял решение приостановить участие в организации. На следующий день постоянный полномочный представитель Украины в органах СНГ Иван Бунечко сложил с себя полномочия председателя Совета постпредов государств СНГ и покинул Минск (здесь находится исполнительный комитет организации. – Фокус).

В конце 2014-го в Верховной Раде было зарегистрировано постановление о приостановлении действия Соглашения о создании СНГ. Однако документ так и не был внесен в сессионный зал. Аналогичная попытка в 2016 году также не принесла результатов. Председатель парламентского комитета иностранных дел Анна Гопко объясняет, что на тот момент для принятия решения не было политической воли парламента. Она предполагает, что для решения процедурных вопросов выхода из СНГ хватит одной недели.

 «Наш комитет уже не раз рекомендовал выйти из органов СНГ. Плюс пересмотреть всю нормативно-правовую базу, ведь там есть вопросы, которые затрагивают социальную сферу деятельности. Например, вопросы прав наших граждан, пенсионного обеспечения, подтверждения документов и тому подобное. Я думаю, на все должно хватить недели времени, просто никто никогда этим не занимался на уровне МИДа. Там до сих пор даже нет первого заместителя министра», – говорит Фокусу Гопко. Народный депутат напоминает, что в 2014 году парламент принял решение не участвовать в формировании бюджета СНГ, запретив правительству делать соответствующие отчисления.

Положение о едином бюджете СНГ было подписано в 2000 году, от Украины документ визировал премьер-министр Виктор Ющенко. К слову, в самом документе не указывается принцип, согласно которому каждый член организации формирует общий бюджет содружества.

По словам Гопко, отчисления в бюджет СНГ проводились в зависимости от участия в структурных организациях. Но суммы ей неизвестны. На официальном сайте содружества сообщается, что Украина должна за 2014 год 84,3 млн рублей за обеспечение работы исполнительных служб.

В начале апреля Министерство иностранных дел предупредило исполнительные органы СНГ, что не будет принимать участие в заседании Совета министров в текущем году.

Высокие намерения

В декабре 1991 года в Беловежской пуще было подписано Соглашение о создании СНГ, так называемое Беловежское соглашение. Документ был подписан Украиной, Беларусью и Россией, как государствами-основателями СССР.

Первый президент Украины Леонид Кравчук по просьбе Фокуса вспоминает, как проходило подписание Соглашения о создании СНГ «Мы собирались сделать заявление, к тому времени Новоогаревский процесс зашел в тупик. Такая была задача, когда собирались. Но в Беловежскую пущу я ехал уже с другими основаниями. В Украине прошел референдум, народ выбрал президента, сказал, что не хочет больше быть в СССР. Было ясно, что одним заявлением мы не обойдемся, были дискуссии. Но подготовили соглашение и там его подписали. На пресс-конференции была очень оптимистическая обстановка. Ельцин, Шушкевич и я выступили, сказали, что создана новая международная организация вместо СССР, который как субъект международного права перестал существовать. В то же время, несмотря на оптимизм, мы понимали, что будет непросто. Затем все начинания начали медленно покрываться пылью. Россия и Беларусь начали думать о создании в рамках СНГ союза двух государств, позже возникли вопросы экономического, таможенного союза стран СНГ. Начали создавать организации, которые по-другому толковали проблемы, которые мы прописали в соглашении. Возникли вопросы границ, пограничных войск, ядерного оружия, все это нужно было решать».

По словам Кравчука, СНГ помог бывшим государствам СССР, подписавшим соглашение, стать членами ООН (это не касается Украины и Беларуси. – Фокус). Зарегистрировав СНГ как международную структуру, организация ввела в ранг стран-участников всех ее членов.

Главный научный сотрудник Института всемирной истории НАН Украины Рустем Жангожа утверждает, что СНГ не оправдало надежд, которые на него возлагались. В свою очередь, заявления политиков о выходе из содружества или пересмотре договора о дружбе с Россией похожи на попытки политического давления.

«СНГ нужен был для цивилизованного развода в рамках СССР, не более того. Соглашения можно и не пересматривать, де-юре никакой ответственности нет. Россия их уже давно нарушила и продолжает нарушать. Думаю, что все эти заявления – это попытки политических торгов, ведь большинство наших политиков в первую очередь бизнесмены, бизнес которых сильно пострадал из-за России», – говорит Фокусу Жангожа.

Где выход

После российской агрессии в Южной Осетии в августе 2008 года свое членство в СНГ прекратила Грузия. Парламент страны принял единогласное решение о выходе из организации. Старший научный сотрудник Национального института стратегических исследований Андрей Каракуц считает, что Украина может пойти по пути Грузии, выйдя из всех органов СНГ и отозвав свою подпись под соглашением.

«За четыре года мы и так максимально сократили свое участие в СНГ. Своим решением выйти мы покажем, что не будем вести сотрудничество на тех площадках, которые удобны Российской Федерации», – отмечает он.

Леонид Кравчук предполагает, что Украина должна поставить перед членами СНГ вопрос об исключении из содружества РФ как нарушителя соглашения.

 «В документе, который мы приняли, тогда было сказано, что страны уважают суверенитет, целостность и неприкосновенность границ. Россия уже нарушила этот главный пункт. Я думаю, что Украина в данном случае могла бы выступить с инициативой, чтобы все члены исключили Россию из СНГ за ее агрессию, потому что она нарушила пункт Беловежского соглашения. Я думаю, что там не проголосуют за исключение, но все же это был бы один из международных актов – СНГ не согласилось, тогда мы выйдем сами. Своего рода двухэтапный выход из СНГ. Тогда ООН зафиксировала бы этот документ», – делится с Фокусом своими соображениями Кравчук.

Инициируя пересмотр договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией, президент Порошенко уточняет, что речь идет о пунктах, несовместимых с национальными интересами государства и реализацией права на самооборону.

«Хочу подчеркнуть, что в соответствии с нормами международного права эти положения договора остаются действующими, независимо от будущего аннулирования Радой его отдельных положений», – отмечает Порошенко.

По словам Каракуца, в договоре о дружбе и сотрудничестве нет пунктов, которые позволяют в одностороннем порядке его пересматривать.

Член правления совета внешней политики «Украинская призма» Анна Шелест говорит Фокусу, что если одна из сторон нарушила соглашение, то можно поднимать вопрос о его пересмотре.

 «Такие вопросы должны быть прописаны в самом договоре, но в нашем случае их нет. Апеллируя к международному праву, нужно быть осторожным, ведь пункты в Уставе ООН по международным договорам можно трактовать двояко», – предупреждает Шелест.

Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией был составлен и подписан в Киеве 31 мая 1997 года. В январе 1998-го он был ратифицирован Верховной Радой, но вступил в действие в апреле 1999 года. Договор подписан на десять лет с автоматической пролонгацией на следующие десятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит о его прекращение. Письменное уведомление об этом должно последовать не менее, чем за полгода до окончания десятилетнего периода.