На минувшей неделе президент подписал указ, которым к армейским званиям Управления госохраны добавил равные им корабельные.
Иными словами, теперь в соответствующем положении УГО оговаривается порядок прохождения службы по контракту не только, к примеру, сержантом или прапорщиком, но и старшиной первой статьи либо мичманом соответственно.
Злые языки на специализированных форумах охранных и правоохранительных структур уже поспешили пошутить, что появление указа было вызвано предстоящим отдыхом Виктора Януковича на крымской госдаче в Мухалатке.
Другие утверждают о необходимости переаттестации лиц, приходящих на службу в УГО из других силовых ведомств, в данном случае из ВМФ. Хотя порядок переаттестации действующим положением управления прописан подробно.
Еще одна озвучиваемая причина нововведений - унификация внутренних правил УГО и СБУ в процессе превращения этих ведомств в своеобразные армии.
Так, в силу наличия Управления военной контрразведки в структуре Комитета госбезопасности, а потом и его правопреемницы Службы безопасности Украины флотские звания здесь объяснимы хотя бы с исторической точки зрения, в качестве своеобразного советского наследия.
А вот зачем старшинскому и офицерскому составу ВМС, сбежавшему из флота охранять VIP-ов, сохранять корабельные звания, кроме как раздуванием штата объяснить сложно. Впрочем, увеличить много лет не менявшийся штат УГО - 2 993 человека - пытались и Леонид Кучма, и Виктор Ющенко.
Как Шуфрич помешал Ющенко увеличить охрану
На заре независимости от только что созданной Службы безопасности откололи небезызвестное девятое управление, превратив его в самостоятельную структуру по охране высших должностных лиц.
Одну из первых попыток увеличить количество лиц, наделенных правом охранять государственных мужей, попытался Кучма. В 2002 году он внес в парламент предложение увеличить штат Управления госохраны до 3 500 человек.
Похоже, судьбу законопроекта предрешили приближающиеся мартовские выборы в Верховную раду - документ так и не рассматривался в сессионном зале.
В октябре 2005 года его преемник на Банковой также решил, что неплохо было бы увеличить численность охраны. Он предложил Верховной раде утвердить раздувание УГО в два этапа до 3 462 человек к 2011 году.
Представлял проект закона тогдашний начальник управления Петр Плюта. Он рассказал депутатам, что количество охраняемых объектов и должностных лиц в стране с каждым годом растет на 10-20%.
На что Ярослав Сухой, к тому времени уже вступивший в Партию регионов, не преминул выступить против инициативы президента, мотивировав это осенними драками в ЦИК. Он даже вспомнил Нестора Шуфрича с голым торсом после памятной потасовки с охраной главы штаба Ющенко Александра Зинченко.
В итоге, численность УГО осталась прежней.
В 2006 году парламент окончательно закрепляет старую численность военнослужащих УГО. При этом Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной рады подготавливает любопытное заключение.
В документе за подписью начальника парламентского управления Василия Борденюка скрупулезно доказывается необходимость демилитаризации УГО.
По законодательству Управление госохраны - не военное формирование, а правоохранительный орган специального назначения - такой же, как милиция. Из этого следует, был уверен тогда Борденюк, необходимость замены статуса военнослужащего госохраны на сотрудника со специальным званием.
Уже через два года этот чиновник поменяет свое мнение и будет категорически против не только уменьшения количества военнослужащих УГО, но и лишения службы статуса фактического военного формирования.
Сколько стоит "спецназ Януковича"
Военной структурой управление можно считать вполне оправданно.
В октябре 2012 года в Киеве прошла фотовыставка "Служу украинскому народу и спецназу!", подготовленная Международным благотворительным фондом "Воинское братство". Часть фотографий были предоставлены непосредственно подразделениями силовых структур и широкой публике презентовались впервые.
На ряде фотографий - бойцы спецподразделений Службы безопасности президента Украины, главнейшей структуры в рамках УГО. Незнающий человек легко бы спутал их со спецназовцами какой-нибудь из армий НАТО.
Последняя фотография, на которой изображены бойцы Отдела усиления режима охраны Службы безопасности президента, позволяет понять, какими финансовыми средствами оперирует данная структура.
На голове у бойцов шлемы модели Ops-Core Fast Carbon. Производит их американская Ops-Core, Inc. со штаб-квартирой в Бостоне, Массачусетс. На сайте компании такой шлем можно купить, оплатив карточкой 641 долл или 5 123 грн.
Российские посредники предлагают этот же товар с логистической наценкой по 10 453 грн. Это стоимость одного только шлема охранника президента страны, граничащей с объединением государств, в которых высшие должностные лица ездят на работу в метро и на велосипедах.
На профильных российских сайтах можно найти и расценки на остальную амуницию. Легко подсчитать, что лишь шлем с защитной маской, наушниками, разгрузочным жилетом и перчатками потянут на более чем 20 тыс грн.
К этому стоит добавить затраты на вооружение, форму, питание, транспорт, жилье, медобслуживание, тренировки, хорошую зарплату.
В результате, даже при засекреченности расходов на охрану главы государства можно с большой долей вероятности утверждать, что ежегодные вливания из бюджета на обеспечение одного бодигарда президента могут составлять сотни тысяч гривен.
Учитывая, что Янукович нигде публично не появляется без сопровождения минимум десяти охранников, счет идет на миллионы гривен.
При этом не на всех в УГО так обильно льется бюджетный дождь. Обычные сотрудники Госохраны получают чуть больше 3 тыс грн в месяц. Причем их активно набирают из жителей Киевской области. По крайней мере, сайты, посвященные поиску работы, просто пестрят подобными объявлениями.
Вот требования одного из них: режим работы - сутки через трое. Одежда, медобслуживание в поликлинике СБУ и проезд в городском транспорте - бесплатно. Для жителей области - койко-место в общежитии и перспектива записи в квартирную очередь.
Верны традициям банановых республик
Именно этих ребят с Киевщины можно увидеть в Раде и Кабмине, именно их встречают горожане, когда ненароком оказываются на пути кортежа президента.
Эксперты, специализирующиеся на вопросах нацбезопасности и реформирования силовых структур, не раз говорили о необходимости превращения УГО в аналог военной полиции - наподобие жандармерии в ряде европейских стран - со значительным уменьшением полномочий.
И в целом - о необходимости сокращения числа разнообразных военизированных структур в стране, каждая из которых имеет свой небольшой спецназ, доступ к вооружению и наделена правом его применять. По сути, в Украине уже давно функционируют небольшие армии, не подчиненные Министерству обороны.
Численность сотрудников только УГО и СБУ превышает 36 тыс человек. Если добавить милицию и военнослужащих внутренних войск, получится почти 400 тыс человек, имеющих целый перечень прав, недоступных обычным гражданам. И это без учета сотрудников прокуратуры, налоговой и прочих ведомств.
Для сравнения: численность вооруженных сил Украины - около 184 тыс человек. Как минимум по одному военному на двух правоохранителей различных мастей.
Самое почетное место среди них выделено Службе безопасности президента, которая все больше становится похожей на личную гвардию главы одного из латиноамериканских или африканских государств.