В декабре прошлого года главный коммунист Украины Петр Симоненко требовал провести трибунал над экс-президентом Виктором Ющенко за организацию «аферы вокруг «Больницы будущего». Тогда Симоненко сотрясал воздух призывами вынести Ющенко максимально жесткий приговор, вплоть до высшей меры. Прошло полгода, и для коммунистов тема «расстрельной статьи» для Ющенко, видимо, полностью потеряла смысл, поскольку после странной истории об исчезновении из повестки дня парламента проекта постановления о создании следственной комиссии Рады по «Больнице будущего», от депутатов-коммунистов нареканий не поступало.

Этот пример, на самом деле, показателен, когда речь заходит о люстрации, трибуналах и тому подобном. Во-первых, потому что это очень благодатная тема для информационных выхлопов, своеобразное пугало, рассчитанное на поддержку протестного электората. Во-вторых, удачная политтехнология для выборов – главное заявить тему первым, а дальше обвинять остальных в том, что они – против. И, в-третьих, все прекрасно понимают, что для проведения люстрации необходима добрая воля власти и согласие общества. Как получилось в Грузии.

К ее опыту призвал обратиться лидер «УДАРа» Виталий Кличко. Не так давно он заявил,  что надо увольнять чиновников-мздоимцев и правоохранителей, дискредитировавших себя. Однако в добрые намерения Кличко провести глобальную чистку кадров верится с трудом. И не только потому, что за его широкой спиной в Раду собираются идти чиновники разного калибра, которые были при власти либо при должностях сейчас, то есть, в глазах общественности они уже виновны. Виталий Владимирович на примере другой озвученной им идеи – оппозиционных праймериз – продемонстрировал, что своих людей он изначально считает незапятнанными: список кандидатов от «УДАРа», который был предложен объединенной оппозиции, был сформирован не путем проведения праймериз, а путем подачи предложений от региональных парторганизаций.

Вчера в Тернополе тему люстрации подхватил лидер объединенной оппозиции Арсений Яценюк. Правда, количество потенциальных «врагов нации» он радикально сузил. Главный в оппозиции пригрозил люстрацией тем, кто причастен к политическим репрессиям в Украине, а также коррупционерам из высших эшелонов власти. Для этого, подчеркнул Яценюк, в новом парламенте объединенная оппозиция планирует сформировать специальную следственную комиссию по расследованию злоупотреблений сегодняшней власти. И в случае с Яценюком в люстрацию верится с трудом. Во-первых, в его словах есть одно «если» - эта задача будет выполнена после формирования демократического большинства в новом составе парламента. А если нет, то что?

Во-вторых, как и у Кличко, в списках оппозиции и среди ее кандидатов-мажоритарщиков много людей, которые были при власти. И могли стать инициаторами глобальной люстрации по грузинскому образцу сразу после победы оранжевой революции (помнится, Турчинов в 2004 году обещал сменить руководителей вплоть до начальников ЖЭКов). В итоге серьезные кадровые перестановки, произведенные новой властью, не привели к уменьшению коррупции и не сделали власть эффективнее. И, в-третьих, кулуарные методы формирования списков оппозиции изначально предполагают, что люстрации в стране не будет, если даже допустить, что объединенная оппозиция получит в будущем парламенте большинство. Ведь если чистить, то чистить всех, невзирая ни на новых «любых друзив», ни на вклад тех или иных денежных мешков в предвыборную кампанию.

Поэтому нынешние власть имущие, слыша заявления о люстрации, могут спокойненько поплевывать в потолок. Ведь у нас получается как в том анекдоте: «Сколько мужчин надо, чтобы заменить сгоревшую лампочку? Ни одного. Мужчины не боятся темноты»…